Найти в Дзене

Почему так важен дизайн и сторителлинг в отчетах?

За отчетами скрываются часы, а иногда и дни работы аналитика, менеджера, маркетолога. Искренне хочется, чтобы их старания не прошли мимо тех, для кого создаются эти отчеты: руководителей, коллег, партнеров, инвесторов. С данными сначала работают в Excel или другом сервисе, затем переходят к итоговому оформлению своего творения. На этом этапе возникают основные сложности: как оформить стильно, но не аляповато, как разместить информацию на слайдах, как сделать отчет читаемым и наглядным. Давайте рассмотрим реальные инструменты, которые помогают создать понятную, убедительную и запоминающуюся отчетность. Цель дизайна — не удивить коллег разнообразием шрифтов, рамок и эффектов. Дизайн в отчетах преследует более серьезные задачи: структурировать данные так, чтобы они выходили на первый план, а внимание зрителей сосредотачивалось именно на содержании, а не на оформлении. Это помогает создать цельный и профессиональный образ отчета, который эффективно передает смысл. Возьмем прием выравнивани
Оглавление

За отчетами скрываются часы, а иногда и дни работы аналитика, менеджера, маркетолога. Искренне хочется, чтобы их старания не прошли мимо тех, для кого создаются эти отчеты: руководителей, коллег, партнеров, инвесторов.

С данными сначала работают в Excel или другом сервисе, затем переходят к итоговому оформлению своего творения. На этом этапе возникают основные сложности: как оформить стильно, но не аляповато, как разместить информацию на слайдах, как сделать отчет читаемым и наглядным.

Давайте рассмотрим реальные инструменты, которые помогают создать понятную, убедительную и запоминающуюся отчетность.

Дизайн в отчетах делает данные доступными

Цель дизайна — не удивить коллег разнообразием шрифтов, рамок и эффектов. Дизайн в отчетах преследует более серьезные задачи: структурировать данные так, чтобы они выходили на первый план, а внимание зрителей сосредотачивалось именно на содержании, а не на оформлении. Это помогает создать цельный и профессиональный образ отчета, который эффективно передает смысл.

Возьмем прием выравнивания элементов отчета

Подумаешь, какой пустяк — один заголовок в отчете расположен по центру, другой прижимается к левому краю, стоящие рядом однотипные элементы всего на полсантиметра расположены на один ниже другого. Но такая какофония разваливает структуру слайда, элементы кажутся разбросанными и неорганизованными.

С разноуровневыми заголовками взгляд скачет по «лестнице», уводя драгоценное внимание от сути отчета. Добавление остальных элементов превратит слайд в сложный лестничный серпантин
С разноуровневыми заголовками взгляд скачет по «лестнице», уводя драгоценное внимание от сути отчета. Добавление остальных элементов превратит слайд в сложный лестничный серпантин

Посмотрите на пример отчета с правильным выравниванием по вертикали и горизонтали.

Даже далеко стоящие друг от друга подзаголовки выровнены по одной линии, взгляд движется естественно и без лишних скачков
Даже далеко стоящие друг от друга подзаголовки выровнены по одной линии, взгляд движется естественно и без лишних скачков

В примере мы специально выделили цветом линии выравнивания. В исходном слайде они не видны, но зрение благодарно скользит по этим направляющим от одной части отчета к другой.

В лаконичном слайде скрываются и другие приемы дизайна. Подобран шрифт без засечек, грамотно используются цветовые акценты, отсутствует визуальный шум.

Информация легко считывается, и это главная задача дизайна в отчетах.

Сторителлинг превращает отчет в историю

Да-да, отчеты хотят рассказывать правдиво и с пользой для бизнеса. Доносить информацию через нить, которая связывает факты, через историю с главной мыслью и ответами на ключевые вопросы.

Данные содержат не просто сухие цифры и графики ради графиков. Они могут раскрывать историю работы компании или ее отдельного направления, подсвечивать результаты управленческих решений или затянувшегося бездействия.

Даже преобразование одной диаграммы может стать сценарием развития компании или целой отрасли, побудить к пересмотру приоритетов бизнеса и инвестициям. Сравните До и После:

Взлетающие вверх линии на графике считываются быстрее, чем первоначальный текст о росте производства в 6 и более раз. Заголовок диаграммы содержит основной вывод, сделанный на основе анализа данных
Взлетающие вверх линии на графике считываются быстрее, чем первоначальный текст о росте производства в 6 и более раз. Заголовок диаграммы содержит основной вывод, сделанный на основе анализа данных

Правильные типы диаграмм и смысловые заголовки избавляют отчеты от визуального шума и акцентируют внимание на главном.

Лаконичные отдельные графики не рассеивают внимание, как это делают цветные столбики
Лаконичные отдельные графики не рассеивают внимание, как это делают цветные столбики

В сторителлинге используются также визуальные якоря для привлечения внимания, а структура истории выстраивается по схеме «Контекст – Конфликт – Решение».

Дизайн и сторителлинг превращают сухой отчет в инструмент влияния и понимания.

Именно поэтому в нашем флагманском курсе «Мастер наглядных отчетов в Excel» совсем скоро появится отдельный урок про Дизайн отчетов для недизайнеров и целый мини-курс по Сторителлингу в отчетах. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за обновлениями!