Лежепеков М.А.
На правах рукописи
Уважаемый читатель, на этой странице всемирной паутины интернета, именуемой не иначе как авторским каналом, мною приводятся некоторые личные наблюдения, результаты исследований и обобщения как собственного, так и коллективного опыта в решении задач геологического познания земных недр. В большей части они посвящены местной геологии и геоморфологии отдельных районов и конкретных участков недр, ландшафтов, мест находок руд и минералов, карстовых явлений, водных источников и т.д
В плане системности геологического изучения недр трудно не согласиться со словами А. И. Образцова [1], что "геология до сих пор остаётся наукой описательной, скорее искусством, дающим почву для широкого произвола в интерпретации фактов, построении моделей. Это делает актуальным выбор и применение некоторого минимума правил и норм, регламентирующих геологические исследования, интерпретацию их результатов". Тем не менее, минералогия и петрология, палеонтология и геохронология, объектами исследования которых являются самые наименьшие и, соответственно, точечно (рис.1) и местечково залегающие в недрах геологические тела (рис. 2), имеют наиболее полно разработанную аксиоматику, геометро-математическую, химическую, физическую и экспериментальную основу теории и методов исследований.
Рис.1 Пространственные измерения и элементы залегания кристаллического вкрапленника (порфира) авгита в базальтовом эффузиве, привязанные к географическим координатам. Условные и обозначения: l (лямда), f (фи) - географические координаты порфира; h (эта) - горизонтальная плоскость, N- северный луч, ось p - простирания, луч +р - положительного простирания горной породы, а (альфа) - азимут простирания; f - проекция луча f (курсивом) на гориз. плоскость, b (бета) - азимут, f (курсивом) - луч и g (гамма) - угол падения порфира; z - ось измерения глубины залегания в вертикальной плоскости; m - ось толщины (мощности).
Рис.2 Жильные тела метасоматических роговообманковых плагиодиоритов - плагиоклазитов, регрессивно пропилитизированных (зеленовато- и зеленовато-желтые змеевидные прожилки и линзовидно-гнездовые обособления (микротела) соссюрит (эпидот, хлорит, цоизит-тулит)-альбит-анкерит-кварц-манганоаксинит(+)(-) сульфиды (пирит, пирротин, халькопирит) в гидротермально измененных уралит-плагиоклаз-пропилитовых метагаббро - метадиоритах. Ревдинский метагипербазит-метагаббровый массив. Каменные горы, I-я Каменная.
Перечисленные науки фундаментальны для геологии, но объекты их исследования (минеральные частицы, агрегаты, горные породы) или технологические возможности исследования этих объектов (слои, блоки и массивы горных пород) всегда дискретны в объёме слагаемых ими же структурно-вещественных комплексов,. Отсюда, подавляющее большинство площадных интерпретаций, объёмных геологических моделей участков недр и региональных обобщений, основаны только на данных непосредственного точечного наблюдения с отбором проб минералов и горных пород, результатов полевых геофизических и лабораторных физико-химических и физических исследований материала проб. Дискретность, локальность и выборочность исследований в той или иной мере присуща всем геологическим изысканиям.
Конечно, важнейший и незаменимый вклад в глубокое познание недр дают геофизические методы исследований, позволяющие охватывать большие площади и глубинные сферы Земли, производить экспериментальное физическое и физико-химическое моделирование геологических процессов трансформации материи и PT-Х условий их возможной реализации в заданных интервалах глубин недр. Хотя эти методы научно обоснованы, полученные с помощью них данные все таки являются предположительными, основанными на геолого-физических и физико-математических моделях интерпретации. Из них вещественно обоснованными, в значительной мере подтверждёнными геологоразведочными работами и наиболее достоверными являются модели интерпретации геологического строения верхних слоёв земной коры.
Ниже представлена модель иерархических уровней организации материи, изучаемые разными направлениями геологии (табл. 1). Отсюда, очевидно, что "локальная геология" специализирована на объектах минерально-породного и в части геолого-структурного уровней. Исходя из признака пространственного масштаба исследуемых объектов общим принципом исследования для локальной геологии логично выбрать направление на предельно возможную детализацию как вещественных, так и, главным образом, базовых структурных признаков сложения и залегания горных пород, повторные наблюдения ранее известных и нахождение новых выходов коренных пород, минеральных скоплений и руд, вывалов рыхлых подпочвенных отложений, документация горных выработок, в т.ч. строительных и инфраструктурных. Последние часто пересекают тела горных пород в непредсказуемых направлениях, вскрывая интересные факты об их составе, строении и элементах залеганиях, границах.
Таблица 1
Конечно сравнение с данными работ прошлых лет, исследований предшественников, обобщения материалов неизбежны и необходимы для совершенствования представлений о строении конкретного участка недр. Интегрирование же полученных данных по локальным участкам, отдельным ореолам и аномалиям, горнорудным / рудно-россыпным полям в итоге повышает достоверность районных и региональных моделей и прогнозов. В свою очередь, высокая достоверность геологического моделирования, прогнозирования и оценки площадей заключает в себе цель, отражает итоги ее достижения и определяет качество выполненных работ по геологическому изучению недр.
Литература:
1. А.И.Образцов. Месторождение Мурунтау. Опыт изучения и разработки. Ташкент: Фан, 2001. 211 с.