Всем привет! Мы продолжаем наши прогулки по невероятно красивым местам Санкт-Петербурга. Это не просто экскурсия по Петербургу. Это прогулка с английским, а точнее лондонским, акцентом. Я расскажу вам о петербургской ковке на примере локаций фильма «Приключения Шерлока Холмса» и покажу, как именно ковка помогла создать флёр Лондона.
ПРОДОЛЖАЕМ ГУЛЯТЬ ПО КАМЕННОМУ ОСТРОВУ
Начали мы нашу лондонскую прогулку с Каменного острова, таинственного дома «Пондишери-Лодж» и необычных кованых ворот с саламандрами. Об этом можно почитать здесь.
И пока ещё не покидаем маленький уютный остров, который, кстати, находится в самом центре Петербурга. А приходим к дому Ирэн Адлер, женщины, которая если и не покорила сердце великого сыщика, то уж точно заняла там значимое место.
Наш второй адрес: Большая аллея, 12-14/32.
Этот дом сегодня сложно узнать, ориентируясь на фильм «Сокровища Агры». Хотя общие черты, конечно, узнаваемы.
Это далеко не безызвестная дача жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. Более привычное название — просто дача Гаусвальд. Одно из первых зданий в стиле модерн в Петербурге. Кто-то даже считает её вообще первым в России зданием в стиле модерн.
Прототипом дачи послужила архитектура английских коттеджей. То есть дача Гаусвальд — это тот самый классический модерн, каким он был, зарождаясь в Англии в конце XIX века. Можно сказать, викторианский модерн.
Позволю себе небольшой исторический экскурс — для понимания эпохи в целом и для осознания того факта, как здорово в фильме Игоря Масленникова проработан английский акцент.
КУСОЧЕК ВИКТОРИАНСКОГО МОДЕРНА В ПЕТЕРБУРГЕ
Викторианская эпоха в Великобритании – это период правления королевы Виктории, когда страна была в самом своём расцвете. И период этот достаточно долгий, правила она 64 года, между прочим. Поэтому только за время её правления сменилось несколько архитектурных стилей, которые преобладали в тогдашней Англии. Начиналось всё с любви к неоготике – ассиметричных, остроконечных зданий, с башнями и шпилями. Сама готика – это средневековье с такими, помните, высокими острыми мрачными замками и соборами.
Потом поданным королевы Виктории полюбился неоренессанс. Но о нём я расскажу на следующей прогулке.
А вот завершение Викторианской эпохи ознаменовалось появлением модерна. Он появляется как раз на рубеже XIX и XX веков. И это было нечто совершенно новое в архитектуре – это отказ от прямых линий и углов, это растительные, природные мотивы, это приглушенные цвета. Это, конечно, вычурность. Но в хорошем значении этого слова.
Не все современники оценили шедевры модерна, но следующие поколения ими восхищались и восхищаются до сих пор. Для примера, таким шедевром модерна в Петербурге является здание компании Зингер, сейчас это Дом книги на Невском проспекте.
К слову, модерн – это очень дорогой стиль и позволить себе дома в таком архитектурном исполнении могли только очень обеспеченные люди.
Поэтому, как вы понимаете, не снять дачу Гаусвальд в таком английском фильме, как «Приключения Шерлока Холмса», было просто невозможно.
ДАЧА ГАУСВАЛЬД МЕНЯЕТ ОБЛИК
Фильм «Сокровища Агры» выходит в 1983 году. Уже тогда мы видим, что здание нуждается в ремонте. Но годы идут, здание ещё больше ветшает. Только в 2017 году начинается масштабная реставрация. Был даже момент, когда здание хотели снести. Но, к счастью, нашлись и средства, и специалисты, которые смогли сохранить и приумножить эту красоту.
В фильме мы видим дом Ирэн Адлер в жёлто-красных тонах. И многим дача запомнилась именно такой.
Но под обшивкой реставраторы обнаружили именно такой зелёный цвет. И чем дальше они вскрывали, тем больше зелёного находили. То есть, по сути, они восстановили первоначальный цвет фасадов.
Конечно, здание преобразилось очень сильно. Кто-то остался в восхищении от реставрации и нового облика дачи Гаусвальд. А кто-то был полон возмущения, негодуя от нового цвета, называя его простецким и цветом бледной поганки.
Но давайте вспомним самые знаменитые здания Петербурга в стиле модерн. Дом книги и Елисеевский магазин на Невском проспекте. Такой светло-зелёный оттенок – излюбленный цвет модерна.
ДОМ С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ
Входная композиция является центральной и запоминающейся частью дачи Гаусвальд. Красивый, изящный кованый декор с фонарём-шаром. Он как жемчужина этого дома. Есть «Девушка с жемчужной серёжкой», а есть дом с жемчужной серёжкой.
Вообще в фильме, если заметите, практически не снимают городские здания полностью, только какие-то отдельные архитектурные части. Понятно, какими причинами это было обусловлено – и чтобы здания были не слишком узнаваемы, и отпечатки современности, чтобы не попадали в кадр.
Но дача Гаусвальд — одно из немногих зданий в фильме, которое показывают целиком, а не частями. И вот такая архитектура в целом, и кованые элементы в частности, позволяют кинокадру максимально художественно раскрыться. Ведь как точно с помощью кованого декора создатели фильма показали не только английский акцент, но и героиню. У такой элегантной, изящной женщины и дом соответствует образу.
При реставрации дизайн декора под фонарь, немного видоизменили. Но общие черты остались неизменны. И кованые жаковины на деревянной двери здорово дополняют общий вид.
Здание, конечно, уникальное для Петербурга. Да и для России в целом. Советские кинематографисты часто использовали в фильмах дачу Гаусвальд как английский фон.Теперь обновлённую дачу мы уже, наверное, не увидим в кино. Это частная собственность. По этой причине не получится и зайти внутрь.
Но, поверьте, и не заходя внутрь, там есть, что посмотреть. И если кованый декор фонаря классического чёрного цвета, то кованое ограждение красивого светло-зелёного оттенка. Что, согласитесь, очень необычно для уличной ковки.
Продолжение следует…
Если вам понравилась прогулка, не жалейте лайков — смело жмите палец вверх. И обязательно подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые прогулки.