Найти в Дзене

Малый бизнес: Китай и Россия — налоги, кредиты, бюрократия. Большое сравнение

Оглавление

Китайский «старший брат» и наш малый бизнес: почувствуйте разницу
Китайский «старший брат» и наш малый бизнес: почувствуйте разницу

Введение: Малый бизнес – двигатель экономики

Малое предпринимательство принято называть двигателем экономического прогресса. Небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели создают рабочие места, повышают конкуренцию и не дают большим сетевым корпорациям полностью диктовать условия на рынках. Это фермеры, продающие овощи со своих огородов, семейные кафе и гостиницы, уличные торговцы едой и сувенирами – они обеспечивают здоровую конкуренцию и насыщают рынок уникальными товарами и услугами. Во многих странах именно малый бизнес генерирует свыше половины ВВП и обеспечивает большую часть занятости. Например, в Китае на малые и средние предприятия (МСП) приходится около 60 % ВВП и 80 % рабочих мест.

А что в России? У нас вклад малого бизнеса в экономику намного скромнее – порядка 20–22 % ВВП, и за последние годы эта доля стагнирует. Несмотря на официальные цели довести показатель до 30+ %, реальность такова, что малый бизнес в России часто «на обочине». Почему так происходит? Давайте сравним условия, в которых живёт и развивается микропредпринимательство в Поднебесной (Китае) и в нашей стране. Китай сейчас нередко называют нашим «старшим братом» – посмотрим, чему нам бы стоило у него поучиться в плане поддержки малого бизнеса, и где мы «наступаем на горло» своим же предпринимателям.

Ниже – развернутое сравнение: от налогов и кредитов до бюрократии и регуляторных барьеров. Спойлер: контрасты местами разительные.

Налоги: 0 % vs 6 % (и не только)

Одно из первых, на что смотрит любой предприниматель – налоговая нагрузка. Здесь Китай преподносит настоящий сюрприз: в ряде случаев маленький бизнес в КНР вообще освобождается от налогов. Разберём по порядку.

Налоги и льготы для малого бизнеса в Китае

НДС (增值税). В Китае есть категория «малых плательщиков НДС» (small-scale VAT taxpayers) – компании или ИП с годовым оборотом ≤ 5 млн юаней (примерно 65 млн ₽). Для них базовая ставка НДС снижена до 3 %, в отличие от 13 % для крупных налогоплательщиков. Но главное – действуют щедрые льготы:

  • Если выручка не превышает 100 000 юаней в месяц или 300 000 юаней за квартал, НДС для такого бизнеса = 0 %! То есть малюсенькая лавочка с выручкой до ~1,2 млн ₽ в месяц вообще не платит налог с продаж. Эта нулевая ставка введена в 2021 г. как антикризисная мера и продлена до конца 2027 года.
  • Если выручка чуть превышает порог, действует льготная ставка 1 % (вместо 3 %) – тоже временная преференция до 2027 г..

Таких условий у нас даже близко нет. Чтобы прочувствовать масштаб: 1,2 млн ₽ в месяц – это 14,3 млн ₽ годового оборота, т.е. подавляющее большинство уличных кофеен, макашниц, мелких магазинчиков в Китае формально могут не платить НДС вовсе. А если и платят – то символический 1–3 %.

Кроме того, на сумму уплаченного НДС в КНР начисляются местные надбавки: городской налог на благоустройство (7 %), образовательные сборы (3 % + 2 %) и др.. Но эти надбавки считаются от суммы НДС. Соответственно, если НДС = 0, то и местные сборы = 0. Таким образом, льготник с небольшой выручкой избегает не только НДС, но и связанных с ним доплат.

Налог на прибыль / доходы. В Китае есть отдельные сладости для малых низко прибыльных предприятий (Small Low-Profit Enterprises, SLPE) – это небольшие компании с прибылью до 3 млн юаней в год, штатом до 300 человек. Для них ставка налога на прибыль снижена с 25 % до 20 %, а главное – налогооблагаемая база режется до 25 % от прибыли. В результате эффективная ставка = 5 % от реальной прибыли. И снова: эта супер-льгота продлена до 2027 г..

Для индивидуальных предпринимателей (аналог наших ИП, по-китайски 个体工商户) действует прогрессивный подоходный налог (IIT). Но и тут малым бизнесменам сделали подарок: 50%-ная скидка на налог с части дохода. Раньше она распространялась на доход до 1 млн юаней, а с 2023 поднята до 2 млн юаней в год. То есть, ИП-шник платит лишь половину от положенного налога на ту часть прибыли, что ≤ 2 млн RMB (~26 млн ₽). Эти преференции – опять же – продлены до 2027 г..

Проще говоря, китайский мелкий бизнес при небольших доходах может оказаться почти вне налогообложения. Сценарий «не платит ничего» реален – если выручка ниже ~1,2 млн ₽ в месяц, НДС = 0 %, а при совсем скромной прибыли и подоходный налог благодаря вычетам стремится к нулю.

Для наглядности, пересчитаем основные пороги в рубли (курс ЦБ РФ ~11,94 ₽ за 1 CNY на 12.09.2025):

  • 100 000 CNY/мес ≈ 1,19 млн ₽/мес,
  • 300 000 CNY/квартал ≈ 3,58 млн ₽/квартал.

Таким образом, если китайская макашница торгует на ~1 млн рублей в месяц или меньше, она официально освобождена от НДС. Вот откуда берется расхожая фраза, что уличные торговцы в Китае “ничего не платят” – государство им это разрешает.

Итого по Китаю: малый бизнес на упрощёнке имеет НДС 0–3 %, подоходный налог эффективной ставкой 0–5 % (при небольшой прибыли), никаких ежемесячных фиксированных взносов за самого себя нет. Отчётность – упрощённая (раз в квартал или даже полгода). Неудивительно, что налоговая нагрузка микропредприятия фактически минимальна.

Налоги и отчисления для малого бизнеса в России

Перенесёмся в наши реалии. У типичного российского малого предпринимателя, торгующего едой или вещами, выбор невелик – или УСН, или патент, или (реже) режим самозанятого НПД. Рассмотрим популярные варианты:

УСН «Доходы» 6 %. Большинство ИП на торговле и услугах выбирают упрощённую систему (УСН) с объектом «доходы». Базовая ставка – 6 % с выручки (регионы вправе понижать до 1%, но в среднем по стране 6 %). НДС при УСН не платится (на том и спасибо). Однако в отличие от китайского варианта с 0 %, здесь налог возникает уже с первого заработанного рубля. Пусть даже вы за месяц выручили 10 000 ₽ – положено 600 ₽ налога.

Патент (ПСН). Для некоторых видов деятельности можно купить патент – заплатить фиксированную сумму, рассчитанную от потенциального дохода. Сумма патента зависит от региона и сферы. Где-то патент дешёвый (например, торговля на улице в регионе может обойтись в 20–30 тыс. ₽ в год), а где-то и очень невыгодный. Плюс патент имеет ограничение по выручке (до 60 млн ₽ в год) и количеству сотрудников (до 15 человек). Тем не менее, патентная система – единственный легальный способ в РФ приблизиться к китайскому «0 %», если реальная выручка намного превышает вменённую базу патента. Например, патент за 20 тыс. ₽/год при фактической годовой выручке 5–6 млн ₽ даёт символическую эффективную нагрузку <0,5%. Но это скорее исключения.

Налог для самозанятых (НПД). Ставка 4 % на доходы от физлиц (или 6 % от юрлиц) и минимум бюрократии – звучит хорошо, но НПД применим только для совсем малого заработка: лимит 2,4 млн ₽ в год. Наша гипотетическая макашница с 1 млн ₽ в месяц выручки не может быть самозанятой – слишком большая сумма. Так что НПД отпадает для более-менее серьезного микробизнеса.

Фиксированные взносы «за себя». Отдельный обязательный платеж, который в России есть всегда, в любом режиме (кроме НПД): ИП обязан платить взносы на пенсионное и медицинское страхование. В 2025 году это 53 658 ₽ в год (около 4 470 ₽ в месяц) + 1 % с дохода свыше 300 тыс. ₽ в год. Причем платить нужно вне зависимости от прибыли – даже если бизнес в убытке. ФНС сейчас берет эти взносы через единый налоговый счёт (ЕНС), их нельзя проигнорировать. На УСН эти взносы позволяют уменьшить налог вплоть до нуля (если ИП без работников), но совсем уйти от уплаты не выйдет: либо деньги уйдут как налог, либо как страхвзносы, либо в комбинации.

Итого по России: при выручке, скажем, 1 млн ₽ в месяц предприниматель на УСН-6% теоретически должен 60 тыс. ₽ налога ежемесячно. На практике он уменьшит его на взносы (≈4,5 тыс.), итого ~55,5 тыс. ₽ к уплате. Это ≈5,5 % от выручки – сравнимо с китайским 5 %… вот только в Китае 5 % – это с прибыли, а у нас с оборота. Патент мог бы смягчить сумму, но за патент тоже плати, и сразу вперед. Да, российский ИП не платит НДС и большинству мелких не нужно заморачиваться с налогом на прибыль – но вместо этого есть свой «мини-НДС» 6 % и обязаловка по взносам. Про нулевую налоговую нагрузку речи нет вовсе – «минимум» всегда присутствует.

Сведем основные моменты в таблицу:

-2

Как видно, в Китае малый бизнес на льготах способен платить «0 рублей» налогов, если работает в пределах установленных порогов. В России же абсолютно нулевой вариант только для самозанятого с копеечным оборотом; все остальные гарантированно платят фиксвзносы и/или налог, даже при минимальных доходах.

Кредиты и финансирование: дешевые юани vs дорогие рубли

Не секрет, что для развития дела часто нужны оборотные средства, кредиты. И тут условия в двух странах прямо противоположные.

Стоимость кредитов в Китае. В последние годы Китай целенаправленно удешевляет займы для бизнеса. Ставка Народного банка (PBoC) низкая (1-year Loan Prime Rate ~3,45% на 2025 г.), а средняя процентная ставка по новым кредитам для малых предприятий в 2025 г. – всего ~3,3 % годовых. Более того, государство стимулирует банки выдавать «инклюзивные кредиты» МСП: объем таких займов растет на 20+% ежегодно.

Правительство субсидирует ставки косвенно: например, освободило банки от уплаты НДС с процентных доходов по кредитам малым фирмам (льгота продлена до 2027 г.) – то есть банку выгоднее дать дешевый кредит МСП, чем не дать. Договоры займов для малого бизнеса освобождены от гербового сбора – мелочь, а приятно. В итоге китайский мелкий бизнес сейчас кредитуется под 4–6 %. Для сравнения, инфляция в КНР околонулевая (0,2 % в 2023) и даже была отрицательной в 2024–2025, так что реальная ставка ~4–5 % – терпимо.

Стоимость кредитов в России. Тут картина иная. Ключевая ставка ЦБ РФ с 2022 года взлетала до двузначных величин (осенью 2024 – до 21 %, в 2025 держится в районе 15–18 %). Соответственно, кредиты для малого бизнеса стали очень дорогими. По данным Банка России, в марте 2024 средняя ставка по краткосрочным кредитам МСП превысила 20-22 % годовых и продолжила расти. К концу 2024 г. ставки по новым кредитам для малого бизнеса подбирались к 31 % годовых. В 2025-м планка приблизилась к 35 % годовых, превращая инвестиции в бизнес в настоящий финансовый экстрим. В Это уже фактически запредельно для развития – разве что в оборотку взять, и то страшно.

Государство заявляет о программах льготного кредитования (например, программа 1764: ставки ключевая + 2,75% или +3,5%). Однако при ключевой 15 % даже льготный процент = 18 % годовых. В некоторых регионах действуют свои субсидии (например, Москва компенсирует часть ставки, снижая до ~13–15 % для приоритетных проектов). Но массово малый бизнес все равно либо платит 20+ %, либо вообще не берёт кредиты, потому что риск и цена слишком высоки. Отсюда и стагнация: по опросам, подавляющее число российских предпринимателей называют дороговизну заемных средств одной из главных проблем развития.

К слову, инфляция в России стабильно высокая – около 12 % в 2023, 8–9 % летом 2025. Реальные ставки кредитов для бизнеса остаются плюсовыми двузначными, то есть бизнесмен платит огромную премию сверх инфляции. В Китае же сейчас дефляция, и реальная ставка близка к номинальной 4–5 %. Таким образом, китаец берёт кредит под условные 3,3 % при инфляции ~0, а россиянин – под 20–25 % при инфляции ~8-12 . Разница поразительная.

В итоге доступность финансирования в КНР заметно выше: объём кредитования МСП там бьёт рекорды (почти 30 трлн юаней выдано малым предприятиям, +23 % за 2023 год). В РФ же в 2023—2024 наблюдалось сжатие: малому бизнесу стало сложнее и дороже занимать, многие просто вышли из кредитного рынка.

Бюрократия и регуляции: где торговать проще?

Налоги и кредиты – это важно, но не менее значимо регуляторное бремя. Что нужно, чтобы вообще начать торговать на улице или открыть лавочку? Здесь Китай опять удивляет: за последние годы они максимально упростили старт для микропредприятий, тогда как у нас появилось множество новых обязанностей.

Китай: «экономика уличных лотков» без лишних барьеров

Еще десять лет назад уличные торговцы в Китае были полулегальны: городские инспекторы (чэнгуань) гоняли бабушек с тележками, требовали лицензии. Но в 2020 году произошел перелом. Премьер Ли Кэцян публично назвал «уличные лотки» спасением для занятости и призвал города дать им зеленый свет. Так родился термин “street stall economy” – экономика макашниц.

С тех пор многие китайские города официально разрешили и поощрили уличную торговлю. Появились ночные рынки, фуд-корты на колесах. Пекин и Шанхай смягчили правила для поп-ап киосков, Гуанчжоу вернул фуд-траки на улицы. Контролеры чэнгуань «стали мягче» – по отзывам самих торговцев, сейчас инспекторы скорее наблюдают со стороны и не трогают, если нет грубых нарушений.

Уличный фургон с едой на ночном рынке в Чэнду (Китай). После 2020 г. местные власти по всей стране смягчили ограничения для таких торговцев в рамках политики поддержки «уличной экономики»
Уличный фургон с едой на ночном рынке в Чэнду (Китай). После 2020 г. местные власти по всей стране смягчили ограничения для таких торговцев в рамках политики поддержки «уличной экономики»

Конечно, полностью без правил не обошлось. Формально, чтобы легально торговать едой, нужно зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (ИП), получить простейшее разрешение на торговлю и санитарный допуск (аналог санитарной книжки для работающих с пищей). Но мелким ИП доступна упрощённая регистрация онлайн, никаких сложных требований HACCP на уличную еду нет – достаточно базовых норм гигиены. Многие работают и вовсе полулегально, но их не трогают, пока не жалуются жители.

Важный момент – в Китае нет повсеместной системы типа нашего «Честного знака». Товары, особенно еда, не обременены обязательной цифровой маркировкой. Нет требования клеить QR-код на каждую бутылку воды или пачку лапши с проверкой онлайн-системы. Это снижает издержки для крохотных лавок. Также нет требования использовать онлайн-кассы с фискальным накопителем для самых мелких – многие уличные торговцы принимают платежи просто через Alipay/WeChat или наличными, не выдавая фискальных чеков. (Для стационарных магазинов кассовые аппараты есть, но система проще и дешевле).

Итого: в Китае запустить микробизнес очень легко. Нужны лишь минимальные регистрации – зачастую в одном окне через приложение можно и ИП оформить, и налоговую льготу подтвердить. Государство сознательно снижает барьеры входа, потому что понимает – малый бизнес = занятость и соцстабильность. Наглядный факт: число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в Китае перевалило за 100 миллионов! (Для сравнения, в РФ ИП порядка 4 миллионов.) Это и есть армия людей, которым дали шанс прокормиться самим, не уходя в тень.

Россия: кассы, маркировка, сертификаты – бюрократия на марше

Теперь посмотрим, с чем сталкивается россиянин, решивший, например, торговать выпечкой или открыть киоск с кофе.

Первым делом – регистрация ИП (благо, у нас тоже онлайн можно, это плюс). Но дальше – обязательный кассовый аппарат (онлайн-ККТ). Даже если вы продаете пирожки во дворе, формально нужна касса с ФН, подключенная к интернету, чтобы чек улетел сразу в налоговую. Исключений мало (разве что торговля в труднодоступной местности или продажа собственного урожая без наемных работников). В общем, касса = ~20-30 тыс. ₽ + ежемесячно оплачивать ОФД. Для китайского уличного торговца такой концепт диковат – там мелочевка легко обходиться без тотальной фискализации.

Далее – маркировка товаров «Честный знак». Это новшество последних лет в РФ, потребовавшее от бизнесов дополнительных расходов на оборудование, софт, обучение. Сейчас обязательной маркировке подлежат: обувь, одежда, молочная продукция, упакованная вода, лекарства, сигареты и прочее. Что это значит на практике? Маленькому магазинчику или кофейне надо сканировать каждую бутылку воды, каждую пачку молока, списывая код из системы, иначе товар считается нелегальным. Нужен 2D-сканер, компьютер/смартфон с ПО, интернет. Предприниматели жалуются: «Маркировка требует дорогостоящего оборудования, нанимать айтишников, а пользы никакой». В статье на vc.ru отмечалось, что многие мелкие торговцы не выдержали и закрылись из-за маркировочных расходов – особенно в сёлах и небольших городах. По сути, «Честный знак» стал обузой для большинства малого бизнеса. Даже региональные чиновники признают: «совсем маленькие бизнесы благодаря этому отомрут». Заявленная цель – борьба с контрафактом – обернулась непропорциональной нагрузкой на легальных микропредпринимателей. В Китае же ничего подобного нет: там борьба с подделками ведется другими методами, а лавочникам не ставят всероссийскую ИТ-систему на шею.

Снос торговых павильонов возле станции метро «Сухаревская» в Москве, ночь 9 февраля 2016 г. – известная «ночь длинных ковшей», когда городские власти одним махом ликвидировали около сотни киосков, работавших много лет
Снос торговых павильонов возле станции метро «Сухаревская» в Москве, ночь 9 февраля 2016 г. – известная «ночь длинных ковшей», когда городские власти одним махом ликвидировали около сотни киосков, работавших много лет

Далее – сертификация и требования к продукции. В РФ, чтобы продавать еду, нужно соблюдать СанПиНы, иметь либо сертификаты на продукцию, либо работать как общепит (с регистрацией в Роспотребнадзоре). Нельзя просто так жарить пирожки на улице – официально это нарушение. Нужна хотя бы форма типа кафе (пусть и ларечек с подключением к воде, раковиной для мытья рук и т.д.). Продавать мясо, молочку собственного производства практически невозможно – нужны ветеринарные документы, сертификаты. Недаром у нас запрещена уличная торговля домашним молоком, сыром, мясом без лицензий – в отличие от многих стран, с рук такое не купить легально. Под предлогом безопасности потребителя регуляторы выдвигают высокие барьеры, преодолеть которые маленькому человеку трудно. (Конечно, стихийно все равно торгуют на рынках бабушкиным творогом, но это вне закона).

Жесткость контроля vs гибкость. Российские надзорные органы известны своей строгостью даже к мелким лавкам. Пример: Москва 2016, знаменитый массовый снос 104 киосков за одну ночь (их признали «самостроем», несмотря на то, что у многих владельцев были документы). Власти мотивировали это «заботой о безопасности» – мол, стояли на коммуникациях, мешали проходу. Возможно, где-то так и было, но по факту с карт города исчезло множество мелких бизнес-точек, а населению предложили идти в крупные торговые центры вместо ларьков у метро. Китай же в постковидный период выбрал ровно обратную стратегию – раздать улицы мелким торговцам, чтобы люди могли заработать и оживить экономику.

Итог по регуляциям: в России на малый бизнес в рознице и услугах ложится значительное бремя: и кассы, и маркировка, и куча норм. Каждая из этих мер вводилась вроде бы «во благо потребителя», но вместе они создают эффект удушения: проще не начинать. В Китае же регуляторы в последние годы сознательно послабляют требования для микропредприятий, закрывая глаза на мелкие нарушения, лишь бы человек мог работать. Разумеется, и там не анархия – просто государство не стремится зарегулировать лавочника так, будто он Газпром.

Реалии и выводы: почему у них лучше?

Нам часто говорят про особый путь и несравнимость условий, но факт остается фактом: Китай создает для малого бизнеса тепличные условия по сравнению с РФ. Давайте резюмируем ключевые различия:

  • Налоговая политика: Китай освобождает от налогов микробизнес с выручкой до ~1,2 млн ₽/мес. Россия же даже с 10 тыс. ₽ оборота возьмет свое 6 % или патент, да еще фиксированные взносы набежат. В КНР налоги (НДС, прибыль) сведены к 0–5 %, у нас минимально ~6–7 % от дохода в лучшем случае – и это при кучу допусловий.
  • Финансы и кредиты: В Китае кредиты дешевые (~5 %) и доступны, инфляция низкая. В РФ кредиты дорогие (15–25 % и выше), инфляция высокая. Китай еще и освобождает банки от налогов на кредиты МСП, у нас же сами предприниматели переплачивают банкам огромные проценты. Неудивительно, что китайские лавочники охотно расширяются, инвестируют, а наши – боятся долгов как огня.
  • Регуляторная среда: Поднебесная сделала ставку на простоту – меньше разрешительных барьеров, нет тотальной онлайн-кассы для каждого блинчика, нет громоздкой маркировки на каждый товар. Россия же в последние годы напротив усложнила правила: к кассам добавили маркировку, к маркировке – новые ГОСТы, техрегламенты, ограничения. Каждое новшество вроде разумно, но в сумме – нервы, время и деньги, которые у малого предпринимателя отнимаются.
  • Отношение властей: Китай видит в микробизнесе способ поддержать занятость и самозанятость – проще дать людям торговать, чем платить им пособия или иметь социальную нестабильность. Россия, складывается ощущение, относится к малому бизнесу с некоторым подозрением: вдруг не заплатит налоги, вдруг продаст что-то не то… Отсюда и желание контролировать каждый шаг – через фискальные данные, через коды на товарах, через проверки. Это подавляет инициативу.

Неудивительно, что в Китае малый бизнес процветает и растёт – его вклад в экономику ~60 % ВВП, а в России топчется на месте – около 20 % ВВП, никак не выйдя из тени больших сырьевых и госкорпораций. Много ли у нас новых частных лавочек на улицах? В Москве скорее увидишь очередной магазин известной сети, чем авторский киоск. А в китайском городе – пожалуйста, ночной рыночек, десятки самобытных торговцев, государство только радуется оживлению потребления.

Конечно, нельзя слепо скопировать чужую модель: у Китая своя специфика, многомиллионные города, дешевая рабочая сила и пр. Но некоторые уроки очевидны. Уменьши налоги – бизнес вырастет из тени. Дай послабления – люди сами найдут, чем торговать и как заработать. Не души малышей ради мнимого порядка – и будет тебе реальная «опора экономики».

Пока же получается с сарказмом: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». В России множество инициатив заявляются как поддержка малого бизнеса, но на деле часто приводят к росту нагрузки. В Китае же наоборот – слова подкрепляются делом и юани, не взятыми налоговиками у мелкого предпринимателя.

В заключение – образный пример. Представьте, кофейня на колесах. В Шанхае её владелец платит ноль налогов (выручка небольшая), арендует уголок на ночном рынке за символическую плату и спокойно торгует латте, привлекая молодежь. В Москве такой же фуд-трак должен: купить патент или платить УСН, подключить онлайн-кассу, пробивать марки на каждую бутылку колы, получить тонну разрешений (торговля в неположенном месте грозит штрафом), и в любой момент его могут разогнать как нарушителя благоустройства. Разница – на лицо.

Что ж, учиться у старшего брата нам явно есть чему. Малый бизнес – это живая кровь экономики. Если дать ему течь свободно, пользы будет куда больше, чем от тотального контроля. Китай это понял – и пожинает плоды в виде миллионов самозанятых граждан и бурлящих ночных рынков. Нам бы тоже не помешало пересмотреть подход: меньше душить, больше вдохновлять. Тогда, глядишь, и вырастет у нас свой класс сильных мелких предпринимателей, которые поднимут экономику снизу.

SEO-поиск

малый бизнес, микробизнес, уличная торговля, макашницы, кофе-точка, ларёк, фуд-трак, фуд-корт, сувениры, Китай 0% налогов, НДС 0% Китай, small-scale VAT, порог 100 000 юаней, льготы до 2027, SLPE 5% эффективная ставка, Россия УСН 6%, патент ИП, НПД самозанятый, фиксированные взносы ИП 53 658 ₽, 1% сверх 300 000 ₽, онлайн-ККТ, касса, «Честный знак» маркировка, бюрократия, регуляторные барьеры, кредиты МСП, ставки по кредитам, инфляция Китай vs Россия, экономика лотков, ночные рынки, как открыть ларёк, уличная еда Китай, сравнение Китая и России для ИП