Найти в Дзене
Дорога к Истине.

Расточитель

Расточитель Как бы это парадоксально ни звучало, у человека нет никаких гарантий, что вещи, о которых у него достаточно знаний, не будут забыты и утрачены. Это можно сравнить с приобретёнными когда-то навыками, которые с течением времени из разряда доведённых до совершенства автоматизированных действий перешли в категорию трудновыполнимых. То же самое можно сказать о религиозных постулатах: то, что не практикуется на постоянной основе, рано или поздно перестаёт приносить пользу. В общем, перечислять то, что мы сегодня утратили (и почему), можно очень долго, и не факт, что это будет завершено в рамках одной статьи. Поэтому из глобальных проблем нужно высекать центр, да так, чтобы линия шла по фактам и по актуальным точкам, в связи с чем я, как всегда, выбрал один из аспектов, о котором публично порассуждаю и дам также вам возможность, читая эту статью, мысленно вставить свои пять копеек. Учитывая мой возраст, я могу смело пускаться в аналогии и подгонять молодёжи те или иные предъяв

Расточитель

Как бы это парадоксально ни звучало, у человека нет никаких гарантий, что вещи, о которых у него достаточно знаний, не будут забыты и утрачены. Это можно сравнить с приобретёнными когда-то навыками, которые с течением времени из разряда доведённых до совершенства автоматизированных действий перешли в категорию трудновыполнимых.

То же самое можно сказать о религиозных постулатах: то, что не практикуется на постоянной основе, рано или поздно перестаёт приносить пользу. В общем, перечислять то, что мы сегодня утратили (и почему), можно очень долго, и не факт, что это будет завершено в рамках одной статьи.

Поэтому из глобальных проблем нужно высекать центр, да так, чтобы линия шла по фактам и по актуальным точкам, в связи с чем я, как всегда, выбрал один из аспектов, о котором публично порассуждаю и дам также вам возможность, читая эту статью, мысленно вставить свои пять копеек.

Учитывая мой возраст, я могу смело пускаться в аналогии и подгонять молодёжи те или иные предъявы с высоты своего возраста. Например, я могу сказать что-то типа «помню, в девяностых…» или «а вот в нулевых ...» и далее в том же духе. Естественно, злоупотреблять этим я буду на полную катушку, так что если вы не готовы к отборной порции демагогии и сентенций, то лучше свайпнуть и почитать что-нибудь более лайтовое.

В общем, мне давно хотелось поговорить о таком неправильно понятом качестве характера, как экономность, и его антагонисте — расточительстве. С течением времени в нашей умме эта черта характера, пройдя определённую модификацию, стала восприниматься обществом в несколько ином свете.

Говоря об экономии, нужно понимать, что самоограничение в ненужных тратах и бесполезных действиях не является признаком жадности и так называемой духовной нищеты. Напротив, наша религия целиком и полностью поддерживает умеренность человека в расходах и тем паче экономию времени в отношении бесполезных деяний.

Однако, если перевернуть эту медаль и посмотреть на неё с другой стороны, то есть с точки зрения современности, то окажется что экономный человек — это тот ещё жлоб, не умеющий расслабляться (то бишь впустую убивать время), просто мутный персонаж.

Однако хотеть — не значит суметь, и возможности ни в чём себе не отказывать, к величайшему сожалению, абсолютное большинство людей лишены. Поэтому когда мы говорим о том, что человек экономен, мы лишь косвенно подтверждаем, что он не является перекати-полем и в определённом смысле несёт ответственность за свою жизнь путём контроля своих расходов.

С другой стороны, друзья мои, где сказано, что мусульманин имеет право тратить кровно заработанные средства на то, без чего он вполне спокойно может обойтись? Где-нибудь такое сказано? Подсказка: нигде! Совсем наоборот.

Однако, глядя на сегодняшних мусульман, мне трудно представить, что кто-то из них имеет представление о том, что существует такой грех, как исраф. Грех, между прочим, не абы какой, а довольно серьёзный с вполне себе жёстким наказанием на том свете.

Кстати, именно по причине исрафа в том числе мы наблюдаем такую социально-экономическую несправедливость практически во всех мусульманских обществах, где богатые продолжают богатеть и сходить с ума, а бедные с каждым годом всё тяжелее и тяжелее тянут лямку нищеты.

Окружающим всё это привычно по барабану: кофейни и рестораны стабильно полны народу, в то время как кто-то денно и нощно скребет по сусекам на буханку хлеба, и это не заезженная метафора, а буквальное описание реальности.

Удручает то, что это никого особо не напрягает, хотя абсолютное большинство прекрасно знают, сколько людей вокруг них нуждаются в помощи. Однако лучше просто об этом не говорить, а иногда лучше говорить о том, что какие, мол, люди (другие, не мы) стали вдруг равнодушные.

Решение

Казалось бы, расклад максимально простой: ты проявляешь экономию в том, без чего можешь обойтись, и проявляешь щедрость (не расточительность) в отношении тех, кому ты можешь помочь.