Найти в Дзене
Известия

Сделай, Сэм: сотрудничество Oracle и OpenAI запустит новую волну гонки ИИ

Оглавление

Крупнейшая в истории сделка между компаниями Oracle и OpenAI рискует создать доминирующую силу на рынке искусственного интеллекта. По условиям соглашения, первая купит у второй вычислительные мощности для создания ИИ-инфраструктуры на $300 млрд. Сделка за день сделала генерального директора Oracle Ларри Эллисона богатейшим человеком на планете, сдвинув Илона Маска на второе место. Какие будут последствия и при чем тут амбициозный проект Дональда Трампа Stargate — в материале «Известий».

Крупнейшая сделка в сфере ИИ

Сделка между Oracle и OpenAI — это не просто крупный контракт на облачные мощности, это стратегический ход, считают опрошенные «Известиями» специалисты по технологиям.

— Она перезапускает всю архитектуру глобальной гонки искусственного интеллекта, — отметил руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.

Это соглашение ставит под угрозу перспективы проекта Дональда Трампа: двое из трех ключевых участников Stargate заключили ее в обход предыдущих договоренностей с SoftBank Group и ее президентом Масаёси Соном, добавил IT-эксперт кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Иван Калмыков.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

10 сентября стало известно, что OpenAI в лице Сэма Альтмана заключила сделку с Oracle, которую представляет Ларри Эллисон, на покупку вычислительных мощностей для развития ИИ на сумму $300 млрд сроком на пять лет. Это крупнейшая сделка в сфере ИИ, сопоставимая с комплексом The Stargate Project, столь активно рекламируемым Дональдом Трампом в январе 2025 года.

Благодаря этому контракту Ларри Эллисон вышел на первое место в рейтинге миллиардеров Bloomberg, его состояние достигло $393 млрд. Однодневный прирост его капитала составил $101 млрд. У Илона Маска второе место и $385 млрд, по оценке агентства. У новой инфраструктуры Oracle пока нет названия.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По информации источников в отрасли, для работы такого центра обработки данных понадобится мощность в 4,5 гигаватт, что эквивалентно потреблению энергии около 4 млн домов.

Из-за того что первый транш на $100 млрд для проекта Stargate так и не был выделен исполнителям с января 2025 года, крупнейший в США проект дата-центра в городе Абилин, штат Техас, может перейти в условия сделки OpenAI и Oracle, полагает Игорь Бедеров. В этом случае проект Дональда Трампа будет отложен на неопределенный срок, добавил он.

   Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

При этом руководитель SoftBank Group в августе выдвигал предложение третьей стороне — крупнейшему производителю микрочипов и полупроводников TSMC — инвестировать в Stargate еще $1 трлн. У этого проекта большие сложности из-за разобщенности союзников и трудностей с финансированием, пояснил он.

— Мы переходим от этапа стартапов и исследований к этапу промышленной, капиталоемкой эксплуатации ИИ, где победит тот, у кого больше данных и вычислительных ресурсов, — резюмировал эксперт.

Гонка ИИ-технологий

Китай ответит на вызов США усилением государственной поддержки и инвестиций в ИИ-инфраструктуру, уверен Игорь Бедеров. В январе 2025-го КНР анонсировала программу AI Industry Development Action Plan с бюджетом 1 трлн юаней ($138 млрд) на пять лет. Пекин будет развивать ИИ в областях, где он уже силен, таких как робототехника, биопроизводство и материалы. Страна также стремится к снижению зависимости от западных технологий, сказал эксперт.

— Китай отреагирует симметрично. Мы уже видели анонс масштабной госпрограммы поддержки ИИ-индустрии. Стоит ожидать ускорения консолидации усилий китайских tech-гигантов (Baidu, Alibaba, Tencent) под эгидой государства для создания собственной экосистемы, полностью независимой от западных технологий, включая чипы и ПО, — добавил Иван Калмыков.

Россия продолжит идти по собственному пути: в 2025 году ожидается кратное ускорение внедрения ИИ в ключевых отраслях, таких как финансы, АПК, здравоохранение и транспорт, полагает Игорь Бедеров. Параллельно ведется разработка модельного закона об ИИ, который унифицирует законодательство в этой сфере. Это создаст правовую основу для развития технологий.

   Фото: РИА Новости/Виталий Невар
Фото: РИА Новости/Виталий Невар

— Компании будут переходить к дата-центричной модели, где данные становятся ключевым активом. Кроме этого, акцент российской экономики постепенно начнет смещаться в сторону более активного трансфера технологий и товаров за рубеж, — уточнил специалист.

В условиях санкционного давления и ограниченного доступа к передовым GPU, бессмысленно пытаться повторить путь OpenAI или китайских коллег, считает Иван Калмыков. Основным трендом станет кооперация в рамках БРИКС — создание единого исследовательского и технологического пространства с партнерами, в первую очередь с КНР, для обмена данными, кадрами и решениями.

Директор по развитию технологий ИИ в «Яндексе» Александр Крайнов считает, что Россия сегодня показывает неплохие результаты в глобальной гонке ИИ. Но чтобы продолжать успевать за мировыми лидерами, ей тоже нужны серьезные инвестиции. В первую очередь — в инфраструктуру.

— Главный тренд развития ИИ в России — это переход к повсеместному применению. Искусственный интеллект перестает быть нишевой технологией и становится инструментом ежедневного, в том числе личного, использования. Сама технология по-прежнему находится на стадии быстрого развития. В первую очередь это относится к мультимодальным системам, которые могут работать с разными типами данных и контекстов, а также ИИ-агенты — не просто чат-боты, а системы, способные выполнять задачи взаимодействуя со внешней средой, — отметил он.

— Развитие независимых технологических экосистем через платформенный подход управления данными и ИИ — это ключевой тренд. Мультимодальные ИИ-платформы становятся основой для обеспечения безопасности и управления затратами как на разработку, так и на инфраструктуру, — добавил руководитель направления Т1 ИИ Сергей Голицын.

   Фото: TASS/VCG/Visual China G/Wang Wangwang
Фото: TASS/VCG/Visual China G/Wang Wangwang

— Для российской экономики необходимо скорректировать технологическую стратегию: вместо прямой конкуренции в производстве чипов следует сосредоточиться на прикладных решениях с быстрым экономическим эффектом. Важно заключать соглашения о доступе к вычислительным мощностям с дружественными странами и их энергокомпаниями, — считает вице-президент АКАР, сопредседатель комитета ИИ, эксперт РОЦИТ Алексей Парфун.

По его словам, России следует оптимизировать алгоритмы под доступное оборудование, развивать open source и инженерные подходы, снижающие стоимость вычислений. Эффективность должна измеряться не стоимостью ИИ-модели, а удельными энергозатратами на единицу полезного результата. Сегодня технологическое лидерство зависит не от качества алгоритмов, а от масштабов инфраструктуры и долгосрочных контрактов на энергию и полупроводники — всё остальное вторично.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Российские компании сейчас ищут способы снизить барьер входа в генеративный ИИ. Рынок в РФ постепенно выходит из стадии «игры с чат-ботами» к системным внедрениям, где ИИ встроен в реальные процессы — документооборот, клиентский сервис, аналитику, отметил коммерческий директор GreenData Сергей Лебедев.

Главными конкурентными преимуществами РФ технический архитектор «1С ПРО Консалтинг» Алексей Ваганов указал недорогую электроэнергию и высокий уровень технических специалистов. При этом глобальная конкуренция затруднена по политическим причинам.

   Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

— Российский рынок ИИ пока не является глобальным трендсеттером, его фокус — адаптация мировых трендов под специфику русскоязычных сегментов. Отечественные решения, как правило, более защищенные в части информационной безопасности, точнее учитывают семантику русского языка и нередко эффективнее: обеспечивают лучшее качество при заметно меньших вычислительных ресурсах, — уточнил старший управляющий директор Московской биржи по розничному бизнесу, развитию электронных платформ и проекту «Финуслуги» Игорь Алутин.

Искусственный интеллект активно применяется в российском госсекторе, в том числе для повышения эффективности, уточнила руководитель IT-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырева. Например, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» ИИ используется для приоритизации ремонта трасс. Это позволяет сократить время доезда скорой помощи до больниц, что, в свою очередь, улучшает показатели нацпроекта «Здравоохранение» и дает заметный экономический эффект.

По ее словам, в работе правительства речь идет именно о рекомендательном ИИ, окончательное решение всегда остается за чиновниками.