Валерий Подмаско
Хронология танкового проекта «Рено-русский»
Старт проекту был дан 10 августа 1919 года. В этот день Реввоенсовет Республики на основании решения Совета Труда и Обороны издал приказ № 115/18 о производстве на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде 10 копий французского танка «Renault FT».
Так как танк решили копировать, не имея лицензии от изготовителя на его производство, никаких чертежей не было, возможно, за исключением эксплуатационных инструкций. Поэтому трофейный танк предстояло полностью разобрать, обмерить и составить полный комплекс чертежей, необходимых для изготовления копий. Эта работа была успешно проделана и завершена к 1 января 1920 года.
В июле 1920 года на Сормовском заводе началось изготовление танков.
На танки вместо отсутствующего «родного» двигателя «Renault 18CV» и «родной» трансмиссии решили устанавливать двигатели и трансмиссии от итальянского грузовика «FIAT 15 Ter». Причем это были оригинальные итальянские двигатели и трансмиссии, которые еще сохранились на Московском заводе АМО.
31 августа 1920 года заказчику сдали 1-й танк. Это был хорошо известный среди знатоков танк «Борец за свободу тов. Ленин».
В марте 1921 года была завершена сборка последнего 15-го танка.
21 июня 1921 года три (по другим данным – только два) последних танка были приняты заказчиком без вооружения.
23 июня 1921 года Сормовский завод проинформировал Промвоенсовет о выполнении всего заказа. Помимо изготовления копий танка «Renault FT» на Сормовском заводе одновременно отремонтировали 3 трофейных французских танка, включая танк-образец, который был прислан на завод 29 сентября 1919 года.
Итого: на изготовление 15 копий танка «Renault FT» Сормовский завод затратил 10 календарных месяцев.
Танк вышел очень дорогим, что и неудивительно при таком незначительным тираже копирования.
Бронечасти РККА к концу Гражданской войны
Нас с вами интересует карьера танка «Рено-русский», но очень важно понять, какова была эпоха, в которой танку довелось родиться и служить в РККА. Поэтому мы с вами должны составить хоть какое-то представление о РСФсР и СССР и о состоянии броневых сил РККА в 20-е годы прошлого века.
В ходе Гражданской войны броневые части РККА получили четкую организацию. К ним относили, в первую очередь, бронепоезда (точнее их экипажи), а затем автоброневые и автотанковые отряды, стационарные ремонтно-технические базы и подвижные мастерские. Автотанковые отряды не имели тогда ключевого значения, т.к. передвигались в тылу только по железным дорогам на приданных им составах.
Уже к началу 20-х годов была выработана типология (классификация) танков: большие танки – тип «Б», средние танки – тип «С», малые танки – тип «М». К типу «Б» были отнесены британские танки Mk V («Рикардо»); к типу «С» – британские средние танки Mk A («Уиппет») и Mk B («Тейлор»); к типу «М» – малые танки «Renault FT» («Рено») и «Рено-русский». Как видите, танки классифицировались по размеру, а не по весу, как это было принято позднее.
28 мая 1920 года РВСР издал приказ № 905/160 о формировании автотанковых отрядов. Приказом был утвержден штат 1-го автотанкового отряда РККА, который стал первым отдельным войсковым формированием броневых сил РККА, имевшим танки в качестве основного вооружения. 28 мая 1920 года фактически является днем рождения танковых войск РККА.
6 сентября 1920 года приказом Реввоенсовета РСФСР № 1741/3031 была утверждена «Инструкция по боевому применению танков» – первый танковый устав Красной Армии. Инструкция рассматривала танки как вспомогательное боевое средство, не способное выполнять какие-то самостоятельные задачи. Должен признать, что деление бронетанковых сил на автотанковые отряды как нельзя лучше соответствовало доктрине танковых войск, заложенной в Инструкцию по боевому применению танков.
Всего к октябрю 1920 года в составе броневых сил РККА насчитывалось 103 бронепоезда и бронелетучки, 51 автоброневой отряд (200 бронеавтомобилей) и 10 автотанковых отрядов (около 40 танков). 6 автотанковых отрядов было сформировано (№№ 1-5 и 8) и 4 автотанковых отряда находились на стадии формирования. Вначале автотанковые отряды, по возможности, вооружались танками сразу всех трех типов. Затем их начали вооружать танками одного типа. На вооружении отрядов № 1-4 и 8 находилось по 3-4 танка «Рикардо», а на вооружении отряда № 5 находилось 2 танка «Тейлор». Отряды №№ 6, 7, 9 и 10 планировали вооружить малыми танками «Рено».
Каждый автотанковый отряд состоял из командования, штаба, танкового взвода в составе 3-х танков, команды управления и связи, технического и хозяйственного взводов, а также команды закрепленного за отрядом железнодорожного эшелона. Личный состав автотанкового отряда насчитывал 81 человек (58 человек в составе боевых подразделений и 23 – в составе подразделений обслуживания). Помимо танков, отряду придавали 3 легковых и 4 грузовых автомобиля, автоцистерну, авто-кухню, 3 мотоцикла, паровоз и 30 вагонов и платформ, включая 4 большегрузные железнодорожные платформы (!) под танки, и поездную команду.
С июля 1920 года в состав каждого автотанкового отряда была включена команда прикрытия танков, состоявшая из 30 стрелков, которые, помимо винтовок, были вооружены двумя пулеметами.
Кроме того, в состав броневых сил РККА входили: десантные отряды бронепоездов (с октября 1919), воздухоплавательные отряды при бронепоездах (с марта 1919), команды охраны танков (с мая 1920). В состав некоторых автоброневых отрядов включался артиллерийский взвод, вооруженный двумя полевыми орудиями. Таким образом, броневые части РККА представляли собой серьезную, во многом очень современную боевую силу, организованную сообразно опыту Гражданской войны, которая, по преимуществу, была войной «железнодорожной». Поэтому основу броневых частей по-прежнему составляли бронепоезда, а автобронетанковые отряды были ничем иным, как «довеском» к ним.
Общее количество танков в РККА к концу Гражданской войны превысило 100 штук. Максимальное количество малых (легких) танков составило 32 штуки, в том числе 17 танков «Renault FT». При этом в составе 11-ти автотанковых отрядов имелось не более 50 танков. Остальные танки (не менее 30-40 штук) находились на капитальном и внеплановом ремонте. Часть танков уже тогда была передана учебным заведениям, а безнадежные находились на складах.
К концу Гражданской войны, т.е. к концу 1920 года, количество автотанковых отрядов достигло 11 единиц, по 3-4 танка и 81-113 человек личного состава в каждом.
Окончание Гражданской войны и сокращение РККА
7 ноября 1920 года части Красной Армии вброд перешли Сиваш и ворвались в Крым. 17 ноября того же года весь полуостров был занят Красной Армией. Остатки армии Врангеля, используя все корабли, какие только были в Крыму, покинули полуостров, отправившись в Стамбул. Гражданская война в европейской части страны завершилась победой Красной Армии и большевиков. Правда, все еще шла советско-польская война, которая завершилась только 18 марта 1921 года подписанием Рижского мирного договора между Польшей и РСФСР.
Тогда же, в марте 1921 года, РКП(б) и Советское Правительство перешли от политики Военного коммунизма к Новой экономической политике (НЭП). Проблем с кадрами и оплатой труда рабочих и служащих стало намного меньше.
Переход на мирное положение сопровождался значительным сокращением численности РККА в целом и броневых сил в частности. Если на 1 января 1921 года в составе броневых сил все еще было 208 частей (бронепоездов, автоброневых и автотанковых отрядов и т.д.), личный состав которых в сумме насчитывал 28 670 человек, то к концу 1923 года количество частей в составе броневых сил сократилось до 68 единиц, а численность их личного состава – до 6,7 тысяч человек. Одновременно с этим происходило укрупнение броневых частей. Так, в 1924 году в РККА штатные бронепоезда сводились в дивизионы по 3 бронепоезда в каждом. К концу 1924 года количество частей в составе броневых сил сократилось до 17 единиц, а численность их личного состава упала до 2,2 тысяч человек.
Одновременно с сокращением числа броневых частей была проведена серия переименований и реформ бронетанковых сил РККА. Так, 17 февраля 1921 года был издан приказ РВСР № 424/61 о централизации управления броневыми силами РККА путем объединения Броневого отдела ГВИУ, Управления Инспектора бронесил при Полевом штабе РВСР, Броневого отделения ЦУ ВОСО в единое Броневое управление РККА, которое некоторое время оставалось в составе Главного военно-инженерного управления (ГВИУ). Эта реформа основывалась на опыте Гражданской войны, была выстрадана и целесообразна.
18 апреля 1921 года приказом Чусоснабарма и Председателя Президиума ВСНХ в связи с окончанием Гражданской войны Совет военной промышленности (Промвоенсовет), находившийся до этого в подчинении Чусоснабарма, со всеми подчиненными ему органами и военно-промышленными предприятиями был переподчинен Президиуму ВСНХ РСФСР. Таким образом, главный орган управления военной промышленностью был выведен из подчинения чрезвычайного органа власти – Чусоснабарма.
В мае 1921 года автотанковые отряды РККА были переименованы в танковые отряды.
6 мая 1921 года приказом РВСР №974/168 было создано самостоятельное Управление Начальника броневыми силами РККА с непосредственным подчинением Начальнику штаба РККА, а по вопросам снабжения – Главному начальнику снабжения РККА. В округах действовали броневые отделы. Боевое и оперативное руководство осуществлялось инспекторами бронечастей Полевого штаба РВСР, штабов фронтов, армий и соединений.
6 июня 1921 года приказом Президиума ВСНХ Совет военной промышленности (Промвоенсовет) ВСНХ был преобразован в Главное управление военной промышленности (Главвоенпром, ГУВП), которое поглотило еще и Центральное правление артиллерийских заводов (ЦПАЗ) и Главное правление объединенных авиапромышленных заводов (Главкоавиа).
16 августа 1921 года постановлением ВЦИК была упразднена должность Чусоснабарма. Чрезвычайщину начали сворачивать на всех уровнях власти. Функции Чусоснабарма по организации военного производства были переданы ГУВП ВСНХ, а функции по снабжению РККА и Флота – Главному начальнику снабжений. В ГУВК вошли все производственные объединения и предприятия военно-промышленного комплекса РСФСР того периода – всего 64 завода и арсенала.
В 1921 году в составе ГУВП ВСНХ было образовано Броневое управление, которое было призвано руководить ремонтом и производством бронеавтомобилей, бронепоездов и танков. Однако на деле деятельность Броневого управления ограничивалась только ремонтом (!) тех танков, которые уже имелись в Красной Армии, и это понятно, т.к. производство танков было остановлено после завершения проекта «Рено-русский».
До октября 1921 года в РККА все еще продолжался рост количества теперь уже танковых (а не автотанковых) отрядов, и их число достигло исторического максимума – 13 единиц. В штат каждого танкового отряда входило уже по 5 танков. Соответственно, до 65 возросло и общее количество танков, находившихся в танковых частях. Достигнув максимума, количество танковых отрядов стало уменьшаться, и в начале 1922 года в РККА осталось 10 танковых отрядов.
29 мая 1922 года приказом РВСР № 1312 была утверждена единая эмблема бронечастей РККА. Эмблема представляла собой щит, меч с молнией в руке в бронеперчатке и колесо с крыльями. Эмблемы изготавливались в двух вариантах: позолоченные – для командного состава и посеребрённые – для штабников. Эффектная кожаная униформа и запоминающийся значок теперь выделяли танкистов среди остальных красноармейцев.
31 августа 1922 года приказом РВСР № 2062/393 для всех частей бронесил были установлены штаты мирного времени.
25 октября 1922 года силы Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики (ДВР) вошли во Владивосток, из которого заблаговременно эвакуировались японские интервенты и белогвардейские войска. Наконец-то наступил мир на всем огромном пространстве России от Петрограда до Владивостока и от Архангельска до Севастополя.
14 ноября 1922 года командиры частей НРА ДВР от имени Народного собрания ДВР обратились с просьбой во ВЦИК РСФСР включить ДВР в состав РСФСР, и уже 15 ноября 1922 года ДВР включили в состав РСФСР как Дальневосточную область.
«Паркетный» танк
22 февраля 1922 года танковый отряд № 6 получил 5 танков «Рено-русский»: № 1 «Борец За Свободу Тов. Ленин», № 2 «Парижская коммуна», № 9 «Пролетарий», № 13 «Буря» и № 15 «Победа». Четыре танка были вооружены 37-мм пушками, пятый танк был без вооружения.
23 февраля 1922 года танковый отряд № 6 принял участие в параде войск Московского гарнизона на Красной площади. С этого военного парада и началась служебная карьера танка «Рено-русский».
Парад 23 февраля 1922 года сам по себе был очень знаменательным событием. Он был проведен по личной инициативе Председателя Реввоенсовета Республики (РВСР) Л.Д. Троцкого. Парад стал важнейшей составляющей торжеств по случаю 4-й годовщины Красной Армии. Именно в 1922 году «День рождения Красной Армии» впервые праздновался с таким размахом, и участие в параде первых танков советского производства имело большое символическое значение.
До 1922 года наиболее пафосными были военные парады, проводимые в честь конгрессов Коммунистического Интернационала (7 марта 1919 года, 27 июля 1920 года и 17 июня 1921 года) и конечно же очередных годовщин Октябрьской революции (1918, 1919 и 1921 годы). Парады 1 мая в честь Дня международной солидарности трудящихся проводились в 1918 (на Ходынском поле) и в 1919 году. В 1920 и 1921 годах 1 мая парадов не было. Парады 23 февраля прошли только в 1922 (с участием танка «Рено-русский») и 1925 годах, причем в 1925 году был проведен не парад, а смотр войск.
Начиная с 1922 года военные парады стали проводиться дважды в год: 1 мая и 7 ноября. До начала Великой отечественной войны было всего два исключения из этого правила: парад 1 мая 1924 года был отменён в связи с трауром по В.И. Ленину, а парад 7 ноября 1925 года – в связи с трауром по М.В. Фрунзе.
Военные парады проводились не только в Москве, но и в Петрограде (Ленинграде) на площади Урицкого (бывшей Дворцовой площади), а позднее и в столицах союзных республик. Руководство РСФСР и СССР придавало парадам в Петрограде (Ленинграде) большое политическое значение, ведь этот город был «колыбелью Октябрьской революции», и начиная с 1922 года парады на площади Урицкого, как и на Красной площади, проводились ежегодно – 1 мая и 7 ноября (с теми же двумя исключениями).
Иногда в литературе, посвященной истории военных парадов и демонстраций на Красной площади, можно встретить утверждение, что регулярные военные парады в РСФСР, а затем и в СССР демонстрировали крайнюю агрессивность Советской власти. Конечно, военные парады всегда и везде были демонстрацией военной мощи и агрессивности. Но, помимо этого, в РСФСР и СССР военные парады демонстрировали советскому народу, что Советская власть не допустит новой Гражданской войны и интервенции. Для государства, рожденного в огне братоубийственной войны, было очень важно убедить народ в том, что впереди – только мир и созидание.
Однако не следует думать, что ежегодные военные парады были характерны только для РСФСР и СССР. Вся Европа в период между двумя Мировыми войнами увлекалась военными парадами. Правительства практически всех европейских государств того времени с помощью военных парадов стремились показать своим народам и агрессивным соседям, что их армии готовы дать достойный ответ любому врагу. Возможно, в каких-то странах они проводились не так часто, как в РСФСР и СССР, но проводились они регулярно. На европейских парадах стремились продемонстрировать все более или менее современное вооружение. Возникает такое впечатление, что некоторые маленькие и крохотные государства Европы специально покупали мизерные партии некоторых видов сверхсовременного вооружения только для того, чтобы катать его в составе парадных колонн. Конечно, в 20-е и 30-е годы обыватель жаждал видеть на военном параде своей армии в первую очередь танки – это чудо оружие той эпохи. Уже для этого каждая армия Европы в межвоенный период имела хотя бы несколько «паркетных» танков или танкеток.
Военные парады 20-30-х годов прошлого века были очень важным политическим мероприятием во всех странах Европы. В этом отношении РСФСР и СССР были не лучше и не хуже других европейских государств того времени.
Танки «Рено-русский» не использовались в боевых действиях. Зато они вместе с трофейными французским и британскими танками участвовали во всех парадах на Красной площади, пока их в роли «паркетных» танков не заменили первые советские танки «МС-1(Т-18)». Мне не удалось точно установить тот последний военный парад, в котором участвовали танки «Рено-русский», но имеющиеся данные свидетельствуют о том, что танки «Рено-русский» были в состоянии двигаться по брусчатке Красной площади и площади Урицкого, держа строй, по крайней мере до 1928 года.
Между прочим, неспособность танка участвовать в военном параде – это неоспоримый повод для его незамедлительного списания. Если хотите знать, то для танка «Рено-русский», как и для танка «Renault FT», дорога от Тверской мимо Охотного ряда через Красную площадь и Зарядье до Кремлевской набережной была вполне себе протяженным маршрутом. Неслучайно в Европе и во французских колониях танки «Renault FT» даже на парадах частенько возили на грузовиках. Это не считалось зазорным, ведь танк – это не прогулочный автомобиль, а штурмовая гусеничная бронемашина.
Танк «Рено-русский» стал первым советским танком, который начал свою карьеру на Красной площади. После него вся новая советская бронетехника, как правило, сначала появлялась на военном параде на главной площади страны, а уже после этого начинала осваивать боевую профессию. Так, в частности, было и с танком «МС-1 (Т-18)». Первые новейшие тогда 30 танков «МС-1» приняли участие в параде 7 ноября 1928 года в Москве и Ленинграде, и только в следующем 1929 году танки «МС-1» начали поступать в войска. Этот путь, судя по всему, прошла танкетка «Т-27» и танк «Т-26».
Создание СССР
30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 года Второй съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Советская Россия превращалась в одну из союзных республик СССР.
В связи с тем, что РККА и военно-промышленный комплекс РСФСР переходили в ведение СССР, начались масштабные реформы управления.
19 июня 1923 года приказом РВСР № 1657 Управление броневыми силами РККА было упразднено и его функции необоснованно были переданы Главному артиллерийскому управлению РККА. Это была откровенная контрреформа управления танковыми силами РККА, которых, к сожалению, было много в истории РСФСР и СССР. Но эта контрреформа меркнет на фоне крупной реорганизации военного и военно-промышленного ведомств, вызванной образованием СССР.
Так, 28 августа 1923 года Реввоенсовет Республики (РВСР) – высший коллегиальный орган военной власти в РСФСР – стал Реввоенсоветом (РВС) СССР. В том же году был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР. Тогда же был ликвидирован Совет труда и обороны (СТО) РСФСР, отвечавший за руководство хозяйственным строительством и обороной, и образован СТО СССР. Дальше – больше.
В сентябре 1923 года РВС СССР утвердил новые штаты автоброневых, танковых и бронепоездных частей. Все танковые отряды организационно были сведены в отдельную «эскадру», которая состояла из двух танковых «флотилий» – легкой и тяжелой.
В состав тяжелой флотилии входило 4 дивизиона по четыре танка типа «Б» в каждом. Всего флотилия насчитывала 16 таких танков. Легкая флотилия состояла из трех дивизионов: легкого танкового дивизиона, вооруженного 6-ю танками типа «С», истребительного танкового дивизиона, вооруженного 6-ю пушечными танками типа «М» (танки «Рено»), и дивизиона, вооруженного 6-ю пулеметными танками типа «М». Каждая флотилия включала в себя вспомогательный дивизион, состоящий из грузового и тракторного взводов и мастерской. Тяжелая флотилия предназначалась для прорыва сильно укрепленных полос противника, а легкие флотилии – для поддержки пехоты в наступлении. Зачем в броневых силах понадобились военно-морские названия, не понятно. Блажь какая-то…
12 ноября 1923 года постановлением ЦИК СССР вся военная промышленность была передана в общесоюзное ведение.
12 ноября 1923 года постановлениями ЦИК СССР и СНК СССР утверждено Положение о Народном комиссариате по военным и морским делам (НКВМ) СССР, образованном на базе Народного Комиссариата по военным делам РСФСР и Народного Комиссариата по морским делам РСФСР. Красная Армия перестала быть российской и стала союзной.
Смерть В.И. Ленина
В марте 1922 года в Москве под непосредственным руководством В.И. Ленина прошел XI съезд РКП(б). Это был последний съезд Партии, в котором участвовал Ленин. В мае 1922 года он тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. 16 декабря 1922 года состояние его здоровья вновь резко ухудшилось. 10 марта 1923 года с Лениным происходит третий инсульт, после которого он окончательно отходит от дел. 15 мая 1923 года он перебрался в подмосковное имение «Горки». В январе 1924 года Ленину становится совсем плохо, 21 января 1924 года в 18:50 он скончался на 54-м году жизни.
Борьба за лидерство в Партии началась еще при жизни Ленина, когда он отошел от дел. Смерть Ленина ввергла Партию и всю Страну в борьбу внутрипартийных группировок за лидерство. Наиболее сильными фигурами в Партии тогда были Л.Д. Троцкий и И.В. Сталин. Главная борьба велась между этими гигантами. Однако 18 января 1929 года Особое совещание при коллегии ОГПУ постановило выслать Троцкого за пределы СССР. 12 февраля того же года Троцкий вместе с семьей на пароходе «Ильич» отправляется из порта города Одесса на лечение в Стамбул и больше не возвращается. Однако в СССР остается много его сторонников, которые продолжают борьбу за внутрипартийное доминирование и власть в стране.
Противостояние Сталина и Троцкого завершилось 21 августа 1940 года смертью Троцкого, убитого в Мексике агентом НКВД Р. Меркадером. Но в СССР разгром и физическое уничтожение не только троцкистов, но и вообще всех, кто противостоял Сталину, завершилось в 1937-1938 годах. Тогда погибли не только все «троцкисты», но и практически вся так называемая «ленинская гвардия», состоящая из амбиционных партийных лидеров старой закалки. В мясорубке политической борьбы погибли не только известные коммунисты, но и вполне себе аполитичные конструктора, инженеры, организаторы производства и администраторы, благодаря которым в СССР состоялось собственное танкостроение.
Военная реформа 1924-1925 годов
В 1923 году верного сталинца В.В. Куйбышева избирают Наркомом рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин или РКИ), который по должности возглавлял еще и Центральную контрольную комиссию (ЦКК) ЦК РКП(б). В начале 1924 года ЦКК ЦК РКП(б) инспектирует Вооруженные Силы СССР и выносит вердикт о том, что Вооруженные Силы СССР в существующем виде фактически небоеспособны. Должен напомнить, что тогда Председателем РВС (Реввоенсовета) СССР и Наркомом военных и морских дел был Л.Д. Троцкий – создатель РККА и ВМФ РСФСР.
Реагируя на выводы ЦКК, ЦК РКП(б), руководимый И.В. Сталиным, который был Генеральным секретарем ЦК, инициировал военную реформу, и на февральском Пленуме партии (3 февраля 1924 года) был поставлен вопрос о положении в вооруженных силах. На пленуме ЦКК доложила об итогах проведенной инспекции и о выводах, сделанных по ее итогам, обвинив РВС СССР, Наркомат военных и морских дел и лично Л.Д. Троцкого в бездействии, ставшем причиной небоеспособности Вооруженных сил СССР. В итоге, Пленум принял резолюцию о необходимости реорганизации центрального аппарата Армии и Флота к середине апреля 1924 года.
Сразу после Пленума в РККА началась чистка руководящего состава.
14 марта 1924 года «вследствие затяжной болезни» Л.Д. Троцкого заместителем Председателя РВС СССР и Наркома по военным и морским делам был назначен М.В. Фрунзе, который фактически и возглавил военную реформу, одной из задач которой было очищение РККА и ВМФ от троцкистов.
В апреле 1924 года М.В. Фрунзе назначают еще и Начальником штаба РККА, а также Начальником Военной академии РККА, а с января 1925 года он становится Председателем РВС СССР и Наркомом по военным и морским делам СССР.
24 марта 1924 года проводится очередная реформа управления военно-промышленным комплексом страны: приказом ВСНХ СССР № 609 ГУВП преобразован в Государственное объединение «Главное управление военной промышленности СССР» (ГУВП, Главвоенпром СССР) с непосредственным подчинением Президиуму ВСНХ СССР.
В мае 1924 года в ГУВП СССР было образовано Московское техническое танковое бюро, которое в 1926-1927 годах создаст проект первого отечественного танка «МС-1 (Т-18)», который станет первым проектом советского танкопрома.
В сентябре 1924 года РВС СССР принял решение о переводе танковых частей на полковую организацию. Экзотические «эскадры» и «флотилии» стали достоянием истории, доступной узким специалистам. Отдельная эскадра танков была расформирована, а ее техника и вооружение были переданы формируемому отдельному танковому полку, расквартированному в Москве. Полк состоял из двух батальонов: кадрового и учебного, а также подразделений обслуживания. Всего танковому полку по штату полагалось 356 человек личного состава и 18 (!) танков. Все остальные танки передавались на консервацию, чтобы затем поступить на вооружение других танковых частей, которые должны были создаваться в военное время.
18 сентября 1925 года был принят Закон СССР «Об обязательной военной службе». Он устанавливал всеобщую обязательную военную службу (включая 2-летнюю допризывную подготовку) всех граждан СССР мужского пола с 19 до 40 лет, из них – 2-4 года в частях кадровой Армии, затем – служба в территориальных частях с призывом в течение каждых 5-ти лет на учебные сборы продолжительностью 8-12 месяцев.
31 октября 1925 года после операции язвы желудка умирает М.В. Фрунзе. Тут же по Москве поползли слухи о том, что он был убит по приказу Л.Д. Троцкого.
6 ноября 1925 года на вакантную должность Наркома по военным и морским делам СССР был назначен верный сталинец К.Е. Ворошилов.
В результате военной реформы 1924-1925 годов численность регулярной Красной Армии сократилась с 5 миллионов в конце Гражданской войны до 562 тысяч человек. При этом, естественно, были существенно сокращены и командные кадры, в основном из числа генералов и офицеров Русской Императорской Армии. Высшим общевойсковым тактическим соединением в РККА стал стрелковый корпус. Большинство частей РККА стали территориальными. Кадровый состав РККА составлял только 20% ее личного состава. Остальные 80% созывались только на время сборов. В итоге, в РККА насчитывалось 26 кадровых стрелковых дивизий. Кадровыми были почти все кавалерийские и все технические части, включая танковые (!), и весь ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелковых и одной кавалерийской дивизий, полка бронепоездов, трех национальных полков. В ходе реформы была создана сеть военно-учебных заведений, которые пришли на смену краткосрочным курсам.
24 ноября 1925 года начинается еще одна реформа управления военно-промышленным комплексом СССР: постановлением СТО СССР образовано Военно-промышленное управление ВСНХ СССР, а Главвоенпром (ГУВП) СССР переименован в «Производственное объединение военной промышленности «Военпром». Кроме того, при Президиуме ВСНХ СССР образован Военно-промышленный комитет ВСНХ СССР.
Таковы главные реформы управления броневыми силами РККА и военно-промышленным комплексом страны, проведенные в связи с окончанием Гражданской войны, образованием СССР и смертью В.И. Ленина.