Мы тут все прекрасно помним, что Первая Мировая стала такой в первую очередь войной технологий. Танки, авиация, связь, новые тактики, дредноуты, цеппелины и прочее появилось здесь впервые и после этого надёжно вплавилось в стратагемы всех конфликтов. Казалось бы — после того, как залпы артиллерии пронеслись над полем боя, а снаряды размером с чемодан впервые перепахали вражеские позиции, пути назад уже не было. Всё старое и архаичное должно было отмереть. Но вот вам интересное — если это кажется забытым, не всегда подобные штуки необходимо вычёркивать из памяти. Вспомним мечи, да-да, те самые, которые у нас ассоциируются скорее со средневековьем. Или даже пики. Вы думаете, что эпоха холодного оружия закончилась где-то в XIX веке? А вот и нет.
Подойдем к этой теме издали. Еще в 1894 году японцы с китайцами в очередной раз сцепились и испортили всему миру праздник. Но после подобного сцепления потомки Аматэрасу поняли, что их винтовки уступают китайским (на самом деле прусским, но суть от этого не меняется). И нужно бы придумать что-то новенькое. Ответом на этот вызов стала винтовка Арисака, она же Тип 38. И всё в инновации было шикарно. Ружье получилось лёгким, надёжным, пятизарядным. Плюс, точность и небольшая отдача. Короче чудо-оружие начали штамповать в 1905 году буквально миллионами. А ещё к ней прилагался обязательный штык (куда без него в начале века, пока мы еще по старым лекалам работаем, да)? И вот когда набухла Японско-Китайская война 1937 года (некоторые историки, если что, именно её считают началом Второй Мировой) ружье было практически у всех пехотинцев императора. А знаете, что в ней было не совсем удобно? Размеры. Её длина равнялась 1,27 метра. Для сравнения — средний рост японского пехотинца был около 1,6. И казалось бы — полный сюр, но при этих размерах, примкнутый штык становился прекрасным подспорьем в бою. Казалось бы — он должен был лишь все усугубить но...
Дело в том, что, если стандартный японец стрелял, как и положено — с упором в плечо, то у него редко получалось нормально дотянуться до затвора. И для перезарядки, солдату приходилось опускать оружие, а потом наводиться вновь, теряя драгоценные секунды. Когда на тебя бежит толпа разъярённых китайцев с мечами, это предлагало довольно сложный выбор. Либо снять винтовку с плеча, дёрнуть затвор, вновь перенести её на исходную позицию и молиться всем своим ками, чтобы китаец с мечом не успел добежать до тебя в надежде отделить голову от тела. Второй вариант в этой обстановке был предпочтительнее с точки зрения напуганного воина. После первого выстрела, вместо того, чтобы перезаряжаться, нужно было скорчить жуткое лицо, заорать и бежать навстречу брату-азиату. Это давало хотя бы какой-то призрачный шанс насадить противника на штык, как это делали предки с пиками. Нет, потом-то, конечно, Тип 38 заменили на Тип 99, который был покороче и поудобнее. Но вот в начале Второй мировой войны в японской армии, всё обстояло именно так. Быстрый залп, и массовая штыковая атака.
А, да, вы тоже заметили, что китайцы почему-то бежали на японские отряды с мечами в руках? Серьезно, во многих битвах так всё и было — многие китайские пехотинцы ходили в рукопашные атаку со своим традиционным оружием — дадао. Ещё в 1933 году, в одном из столкновений китайский командующий Сун Чжэюань устроил японцам кровавый сюрприз. Под покровом ночи он на цыпочках подкрался к передовой, после чего поднял своих солдат врукопашную. В те времена многие китайские пехотинцы носили с собой так называемый дадао (большой меч) в качестве утилитарной примочки. Вроде мачете в Мексике — лианы там порубать, хлеб порезать, в противника ткнуть. Но обычно складывалось так, что боеприпасов и прочих новинок технологий на всех не хватало. Поэтому Чжэюань собрал все войска, приказал вооружиться мечами и бросил их на вражеские позиции. И это был успех. Более тысячи японских солдат оказались вырезаны, не успев сделать даже выстрела. Потом, конечно, паника прекратилась, оставшиеся в живых очнулись и потрепали нападавших. Из 500 атакующих китайцев в живых осталось около 3 десятков. Но, китайцев уже тогда хватало, а в результате операции войска набрали настолько большую кучу трофеев, что даже идиот понял бы — тактика мясного штурма с мечами того стоит. Людей много, ресурсов мало и курс обмена устраивал практически всех генералов. Так что в течение нескольких лет на Азиатском театре военных действий подобная штука применялась очень часто.
Под это дело даже создавались специальные отряды, которых обучали воевать исключительно мечами дадао. Само вооружение клепать можно было буквально на коленке в поле, а обучиться нескольким ударам были способны даже зайцы. И вот перед вами типовой боец отряда Дадао дуй (переводится как «большие клинки»). Он вооружён одноимённым мечом в ножнах за спиной, тремя гранатами Stielhandgranate 24 в карманах на жилете и пистолетом Mauser C96 (тоже немецким). Тактика подобных отрядов была простой и незамысловатым как лопата. Ураганным огнём (если была возможность и очень сильно повезло, то и артиллерийским) долбали по позициям противника, под прикрытием этого огненного шквала, вперёд выбегали Дадао дуй и закидывали первые линия укрепления гранатами. После того, как гранаты заканчивались, эта толпа бросалась врукопашную (всё строго по наставлению — «словно граната с выдернутой чекой»). Процесс сопровождался вырезанием всех японцев, которым не повезло оказаться поблизости. Подобная тактика с учетом имевшегося количества солдат была настолько успешной, что даже после того, как Китай продул основную войну, партизаны Поднебесной продолжили использовать Дадао Дуй в своих скрытных набегах, являясь для японских вояк страшным сном. Когда к тебе после взрывов гранат бежит озверевший от осознания собственного долга китаец с гранатой в одной руки и с чем-то вроде мачете в другой... Что остается делать? Естественно бежать ему на встречу в штыковую атаку с тем самым Тип 38 наперевес. А наиболее удачливые в ответ доставали свои мечи. Да-да, у японцев тоже было холодное оружие. Правда, они были не для плебса, а для офицерского состава.
В Японии ко второй мировой создавали аж несколько видов мечей (среди прочего Тип 94, 95 и 98 — японцы не особо задумывались над названием военного оборудования). Для сержантов похуже, с помощью машинной штамповки из дешманских материалов, для офицеров — получше, иногда даже вручную. Кроме этого, многие японцы специально несли в войска старые традиционные семейные мечи, чтобы передать их на нужды армии. Тут забавно, что в 1876 году, уже после расформирования класса самураев, был введён запрет на ношение холодного оружия в общественных местах, оставив лазейку только для бывших даймё и военных с полицией. На этом этапе над Страной восходящего солнца раздался вой кузнецов, положивших поколения на выработку навыков, как ковать хороший меч. В ответ на это нытьё в начале XX века, когда милитаризм Японии приподнял голову, власти решили предложить народу какую-то понятную и обобщающую идею. И вот из старого ящика был вытащен запылённый штамп: «деды воевали мечами и прекрасно себя чувствовали», его почистили и предоставили публике, уравняв нынешних военных и древних самураев. Под это дело разрешили всем армейским офицерам (а позднее и сержантам) носить мечи для единения старых традиций и современных путей ведения войны. Естественно, обеспечить всех желающих исторически достоверными катанами было сложно, поэтому пошло максимальное упрощение конструкции резалки. Эти мечи стали называться сёвато, а на хвостовиках ставили специальные штампы, чтобы их можно было отличить от традиционных мечей. Я всё это к чему развёл? Внезапно, Вторая мировая война, кроме всего прочего, стала последним конфликтом, где всерьёз и до кровищи сражались на мечах. А вы думали, что их эпоха закончилась где-то во времена рыцарей? Ну да, у этих владельцев холодного оружия были непохожие причины его использовать, но, как говорится — такие разные, но зато они нашли друг друга на поле боя.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном. А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.