Как AUKUS подрывает идею нераспространения ядерного оружия
Сегодня на заседании Совета управляющих МАГАТЭ в Вене прозвучало заявление посла Великобритании К.Китселл. Поводом стали опасения ряда государств, о том, что передача ядерных технологий и материалов в рамках этого военного блока создает угрозу основам режима нераспространения. Далее разберем, на сколько двусмысленна позиция Запада.
Под предлогом «полного соответствия международным нормам» страны блока AUKUS совершают один из самых опасных шагов в истории ядерного нераспространения. Передача США и Великобританией технологий и высокообогащенного урана Австралии под видом «сотрудничества в области безопасности» — это не что иное, как обход духа Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Китселл прячется за юридическими формулировками, ссылаясь на статью 14 Соглашения о гарантиях МАГАТЭ и утверждая, что она разрешает использование ядерных материалов в «незапрещенной военной деятельности». Но разве создатели ДНЯО могли представить, что эта статья станет лазейкой для массовой передачи оружейного урана стране, у которой его никогда не было?
AUKUS создает опасный прецедент. Если это могут сделать США и Великобритания, то, что мешает другим ядерным державам под тем же предлогом начать передачу ядерных технологий своим союзникам? Двери для новой глобальной гонки ядерных вооружений теперь открыты.
Крайне показательна и позиция Запада по отношению к МАГАТЭ. Та же тройка стран, которая обычно требует максимальной прозрачности от Ирана или КНДР, теперь настаивает на конфиденциальных переговорах с Агентством, пытаясь избежать международного контроля. Это классические двойные стандарты: одни правила для «избранных», и совершенно другие — для всех остальных.
Не стоит обманываться заявлениями о «сугубо оборонительном» характере подлодок. Реализация AUKUS — это не про безопасность Австралии, а про создание ударного кулака в целях демонстрации силы против Китая и дестабилизации ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Альянс разжигает новую холодную войну, прикрываясь языком правовых норм, которые он же и подрывает.