Найти в Дзене

Как выстроить доверие с ребёнком: взгляд на детско-родительские отношения

Оглавление

Когда ребенок маленький, родители — это весь его мир. Он полностью зависит от них, они кажутся всемогущими, а их слово имеет огромный вес. Но ребенок растет, и у него появляется собственная воля и свое мнение, не совпадающее с родительским. Возникают конфликты, в которых доверие часто бывает утрачено. Как его восстановить? Подробнее об этом расскажут наши эксперты.

Как выстроить доверие с ребёнком: взгляд на детско-родительские отношения. (источник изображения: freepik.com)
Как выстроить доверие с ребёнком: взгляд на детско-родительские отношения. (источник изображения: freepik.com)

Психологические особенности взаимодействия родителя с ребенком

Проблемы взаимодействия детей с родителями в семье связаны с психическим развитием ребенка, на протяжении которого неизбежно случаются возрастные кризисы. Это:

1 год — ребенок впервые осознает себя как отдельную от матери личность. Кризис «Я».

3 года — кризис «Я сам». Ребенок понимает, что у него есть собственные намерения, отличающиеся от родительских, и учится говорить «нет». Поведение детей в этот период может сильно напрягать, но прохождение кризисного периода важно для дальнейшей сепарации и автономности.

7 лет — кризис, связанный с походом в школу. У ребенка появляется новый вид деятельности, кроме игры — это учеба. Ему необходимо проявлять ответственность и добиваться хороших результатов. В этот период многие папы и мамы переключаются на достижения ребенка и переживания из-за его оценок, что может плохо сказаться на отношениях.

● Подростковый возраст — примерно с 11–12 до 21 года. В это время происходит интенсивная сепарация и самоопределение, а самым важным в жизни становится общение со сверстниками и принятие группой близких по духу.

Если у ребенка проблемы с успеваемостью, для родителей это тяжелый удар по самооценке. В школьный период обычно становится заметно имеющееся нарушение психики, и это нелегкое испытание для семьи.

Подростковый и юношеский возраст — это время, когда определяется дальнейшая судьба молодых людей, происходит выбор учебного заведения и подготовка к поступлению в него.

Учеба становится критически важной, и это еще больше усугубляет положение подростков, и так сложное из-за гормональной перестройки, психологических трудностей взросления и социализации. Наиболее часто в этот период родитель и подросток теряют контакт.

Психологические особенности взаимодействия родителя с ребенком. (источник изображения: freepik.com)
Психологические особенности взаимодействия родителя с ребенком. (источник изображения: freepik.com)

Основные проблемы семейных коммуникаций

Запросы, с которыми наиболее часто обращаются к психологу:

девиантное поведение — злоупотребление алкоголем и наркотиками, совершение правонарушений и хулиганских действий;

потеря контакта: ребенок становится неуправляемым, с ним невозможно договориться, он врет или скрывает правду;

агрессия по отношению к старшим: крик, физические действия разрушительного характера, ребенок делает специально все назло;

отсутствие мотивации к учебе, отказ от выполнения домашних обязанностей, лень и безделье;

проблемы с поведением в школе: несоблюдение дисциплины, ссоры с одноклассниками, грубость по отношению к учителю, невыполнение требований преподавателей;

снижение успеваемости, отказ делать уроки, прогулы занятий;

другие поведенческие нарушения: бродяжничество, аутоагрессия, селфхарм и т. д.

ранняя сексуализация подростков, повышенный интерес к сексу и беспорядочная половая жизнь;

● «уход в себя», полный отказ от общения;

признаки эмоциональных расстройств: апатия, депрессия, тревожность.

Как правило, все проблемы возникают не на пустом месте, их причины — отсутствие контакта с отцом и матерью, желание привлечь внимание, ощущение себя нелюбимым, брошенным, страх отвержения.

Довольно часто родители озабочены супружескими проблемами или обеспечением семьи, считают главным своим делом финансовую сторону семейной жизни. Они обычно говорят: «У моих детей всего достаточно, что их не устраивает?»

Даже при хорошем материальном достатке, когда внимание выражается только в деньгах и подарках, дети ощущают себя обделенными и несчастными, игрушки и новые вещи не заменяют родительскую любовь и душевное тепло.

Основные проблемы семейных коммуникаций. (источник изображения: freepik.com)
Основные проблемы семейных коммуникаций. (источник изображения: freepik.com)

Часто супружеские проблемы в семье негативно влияют на детскую психику. Наиболее психотравмирующие факторы:

1. Создание коалиции: один из родителей подговаривает детей «дружить против второго».

2. Семейное насилие: необходимость защищать мать от агрессии отца.

3. Измены, в которые посвящают ребенка и делают его против воли хранителем чужой тайны.

4. Роль «парламентера» в родительских ссорах: передача посланий между конфликтующими сторонами, попытки их помирить.

5. Развод с запретом видеться с отцом (реже матерью) или объявление его умершим.

Развод является для детской психики тяжелым психотравмирующим переживанием, но его разрушительный эффект гораздо меньше, чем у ситуации, когда супруги решают «жить вместе ради детей». Дети надолго остаются заложниками чувства вины, несут бремя чужих решений, за которые они на самом деле не ответственны.

Восстановление детско-родительских отношений

Гармонизация детско-родительских отношений — важная задача, над которой семья должна работать вместе, сообща. Но иногда это невозможно без посторонней помощи: для решения проблем необходимы консультации специалиста, семейного психолога или психотерапевта.

Налаживание отношений между членами семьи начинается с определения проблемы. Психологом проводится диагностика внутрисемейных коммуникаций, модели общения, структуры, иерархии, типов взаимодействий. Существуют специальные диагностические методы: тесты, проективные методики, клиническая беседа, циркулярное интервью.

Коррекция детско-родительских отношений — это длительная психотерапевтическая работа, направленная на развитие способности выражать свои чувства, договариваться, устанавливать и соблюдать личные границы, идти на компромиссы. В процессе используются различные техники, помогающие всем членам семьи научиться новым способам взаимодействия.

Восстановление детско-родительских отношений. (источник изображения: freepik.com)
Восстановление детско-родительских отношений. (источник изображения: freepik.com)

Семейная терапия всегда проводится по запросу, она необязательно направлена на укрепление семьи. Иногда сохранение брака — это не лучшее решение для всех членов семьи, в первую очередь для детей.

Психолог может оценить возможности и перспективы восстановления отношений между супругами, но если это невозможно, тогда помощь направлена на сохранение деловых, нейтральных коммуникаций, в которых родители ребенка смогут договариваться для совместного исполнения родительских обязанностей.

Не всегда родитель способен выполнять эти функции, особенно это касается зависимых людей и лиц с личностными расстройствами, склонных к насилию. В худшем случае при разводе он лишается родительских прав. Для этого проводится специальная психолого-психиатрическая экспертиза, чтобы подтвердить, что обязанности не исполняются, поведение представляет опасность для физического и психического здоровья детей.

При зависимости одного из родителей необходимо лечение от пристрастия к алкоголю и наркотикам, а затем длительная терапия и ресоциализация, включающая восстановление близких семейных отношений, если это возможно. Существуют специальные программы для семей зависимых, а также для детей, выросших в семьях, где кто-то был в употреблении.

Если статья была вам интересна и полезна, ставьте лайк и выскажите свое мнение в комментариях! Будем очень рады дискуссии, и не забудьте подписаться на ваш канал!

Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.