Найти в Дзене
Синхронизация

«Малена» с Моникой Белуччи. Как фильм критикует фашизм и зло?

Оглавление
Моника Белуччи
Моника Белуччи

«Малена» — драма итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе. Эта история мало кого оставляет равнодушным. Но о чём на самом деле эта картина? Кто-то считает, что о красоте... А кто-то - что о зле и жестокости людей. Рассказываем, какой смысл скрыт в этой ленте!

Приглашаем вас в новый киноклуб лектория Синхронизация — «История кино: взгляд сквозь время». В клубе будем изучать историю кино, смотреть и разбирать шедевры кинематографа вместе с киноблогером Ануаром и лекторами Синхронизации — психологом, искусствоведом, литературоведом и не только.

Старт клуба 29 сентября. Подробности — по ссылке!

Картина-воспоминание

Джузеппе Торнаторе дал ностальгический взгляд на историю Малены. Весь фильм — это воспоминание подростка о невероятно прекрасной женщине, которая когда-то жила по соседству.

Торнаторе ориентировался на ещё одного культового итальянского творца — Федерико Феллини. Но, в отличие от него, Торнаторе выбирает более драматичный тон для своей истории. На это работает и трогательная музыка, созданная Эннио Морриконе — самым известным итальянским кинокомпозитором.

Критика фашизма и зла

-2

Действие фильма не случайно разворачивается во время войны. Дело в том, что итальянцы тогда поддерживали фашизм и нацизм. Но они не понимали, что это настоящее зло и боролись с выдуманными врагами — теми, кто нацизм и фашизм, не принимал.

Ту же ситуацию мы видим и в фильме — Малена и есть выдуманный враг. Её все травили — это казалось правильным. Ведь, с точки зрения горожан, не могла прекрасная женщина быть без греха. Но Малена — как и враги фашистского режима — изначально не была виновата ни в чём. Так Торнаторе зашифровал одну из главных идей фильма: люди всегда будут склонны видеть зло в том, что на них не похоже.

Историческая точность

-3

«Малена» — это экранизация одноимённой книги писателя Лучано Винцензоли. Он настоял на том, чтобы Торнаторе обратил особое внимание на исторические детали — режиссёр так и поступил. Фильм очень точно отражает реальную жизнь Сицилии в 1940-е годы.

Например, отец Малены работает учителем, и его зарплаты едва хватает на еду. Малена отчаянно ищет работу, чтобы помочь ему, но получает лишь непристойные предложения. В 1940-х в Италии так и было: зарплаты были крошечными, а для женщин, чьи мужья уходили на войну, работы практически не было. Оставался лишь один, довольно печальный выход.

Общество без добрых людей (спойлер!)

Когда мы смотрим «Малену», в глаза бросается постоянное преувеличение всего происходящего, излишняя натуралистичность и жестокость. Например, в сцене избиения Малены её не только бьют, но и отрезают ей волосы. Этот обычай в 1940-х существовал лишь в самых глухих итальянских деревнях и считался высшей мерой наказания за распутство.

В фильме нет положительных героев. Сама Малена себя почти не проявляет, она лишь жертва толпы. А за поступками вроде бы добрых героев стоит личная выгода. Например, мальчик-рассказчик Ренато хочет защитить Малену только для того, чтобы сделать её своей. Так Торнаторе создаёт едкую сатиру на сицилийское общество того времени.

Красота, которая не спасает мир (спойлер!)

-4

Торнаторе постоянно акцентирует внимание на красоте Малены. Зачем он это делает? Дело в том, что Малена красива не только физически, но и духовно. Она остаётся верна мужу, ушедшему на войну, пытается помочь отцу, когда тому не хватает денег на еду. То есть Малена — это символ внутренней красоты.

При этом Малена — единственная духовно и физически красивая женщина во всём фильме. Так режиссёр показывает, что миру не хватает внутренней красоты, доброты и любви. А когда красоты мало, она не может никого спасти. Скорее, наоборот. Это и случилось с Маленой — толпа поглотила её красоту и доброту и низвела до своего уровня.

Малена — грешница или святая?

-5

Ответ на этот вопрос заложен в имени героини. Малена — сокращение от Маддалена. А это имя отсылает нас прямиком к библейской Марии Магдалине, которую необоснованно заклеймили блудницей.

Малена в начале была безгрешна, но её все равно осуждали. И блудницей её сделало общество, которое увидело греховность там, где её не было.

Постепенная потеря себя (спойлер!)

-6

Несмотря на счастливый конец, «Малена» — очень печальная история. Да, над героиней перестали издеваться, и её приняли обратно в общество. Но ради этого ей пришлось потерять себя и слиться с толпой. Никто не смог её защитить.

Об этом говорят и наряды Малены. В начале фильма мы видим её в светлых платьях — белых, бежевых, розовых. Но постепенно её одежда становится чёрно-белой. В самый отчаянный момент мы видим Малену одетой полностью в чёрное. А в конце фильма она идёт в скучном коричневом костюме, который подчёркивает, что она потеряла себя. Так Торнаторе показал, что общество слишком жестоко и способно искоренить лучшее, что в нём есть.

Киноклуб «История кино: взгляд сквозь века»

В клубе прокачаем своё восприятие фильмов и научимся видеть смыслы, которые раньше ускользали. Будем изучать историю кино вместе с киноблогером Ануаром Тлегеновым. А ещё смотреть фильмы и разбирать их с лекторами Синхронизации — психологом, искусствоведом, кандидатом философских наук и востоковедом!

В программе фильмы «Аэлита», «Касабланка», «Таксист», «Бегущий по лезвию», «Брачная история» и другие фильмы.

Старт клуба — 29 сентября. Присоединиться и узнать возможности можно по ссылке!