Найти в Дзене
Время Новостей

Сериал «Газета»: хроники выживания заштатной редакции

Оглавление

Газетный бизнес умирает. Печатные издания «схлопываются» одно за другим, редакции сокращают штаты, в онлайн-пространстве правит бал кликбейт. «Толедский правдоруб» — одна из таких умирающих газет, в редакции которой вместо былой тысячи сотрудников осталась жалкая горстка людей, делящих офис с производителями туалетной бумаги. И только новый главред может все изменить... но это не точно.

   Кадр из сериала «Газета»/3 Arts Entertainment/Banijay Americas/Deedle-Dee Productions/Electus/Reveille Productions/Universal TV/WDM/imdb.com
Кадр из сериала «Газета»/3 Arts Entertainment/Banijay Americas/Deedle-Dee Productions/Electus/Reveille Productions/Universal TV/WDM/imdb.com

Говорит и показывает «Газета»

«Газета» — долгожданный спин-офф культового ситкома «Офис», вышедший через 20 лет после премьеры оригинала. Шоураннер Грег Дэниелс, работавший над американской версией знаменитого британского сериала, создал проект, который сохраняет знакомую стилистику мокьюментари: та же съемка с рук, зумы на лица, слом четвертой стены.

-2

Кадр из сериала «Газета»/3 Arts Entertainment/Banijay Americas/Deedle-Dee Productions/Electus/Reveille Productions/Universal TV/WDM/imdb.com

В первом же эпизоде зрителей встречает знакомый персонаж — Оскар Мартинес (Оскар Нуньес) из «Офиса», который с ужасом понимает, что документалисты опять будут следить за каждым его шагом. В прологе становится известно, что его компания «Дандер Миффлин» закрылась в 2019 году, и здание в Скрэнтоне теперь занимает центр лазерной хирургии.

Перенос действия в редакцию газеты — это гениальный ход. Печатные издания сегодня переживают примерно те же проблемы, что и компании по поставке бумаги в начале 2000-х: технологии и интернет настойчиво отправляют их в прошлое, хотя люди внутри отрасли все еще верят в будущее.

Впрочем, символично, что редакция делит офисное пространство с производителями туалетной бумаги, да и новый главред издания Нед Сэмпсон (Донал Глисон) пришел на должность из той же индустрии. Создатели сериала прямолинейно и не без ехидства констатируют: в современном мире оба продукта могут иметь примерно одинаковую ценность. Даже в заставке сериала газеты используют для чего угодно, только не для чтения: ими вытирают пролитый кофе, подкладывают под ножку стола, прикрывают лицо от солнца и — кто бы сомневался — в них заворачивают бутерброды.

Новые герои — знакомые архетипы

В центре сюжета — противостояние двух редакторов: идеалиста Неда, верящего в настоящую журналистику, и эксцентричной итальянки Эсмеральды (Сабрина Импаччаторе из «Белого лотоса»), которая в погоне за просмотрами ведет газету к формату кликбейта и светской хроники.

-3

Постер сериала «Газета»/3 Arts Entertainment/Banijay Americas/Deedle-Dee Productions/Electus/Reveille Productions/Universal TV/WDM/imdb.com

Пока Нед вдохновенно рассказывает о журналистских расследованиях, Эсмеральда предлагает ставить заголовки типа «Вы не поверите, сколько Бен Аффлек дал на чай водителю лимузина». Этот конфликт старой школы и новой реальности задает динамику всему сезону.

Персонажи выстроены по знакомым архетипам «Офиса», но с поправкой на место действия. Если Майкл Скотт был наивным и неуклюжим боссом, то Нед — искренний идеалист с университетским образованием, но без практического опыта. Место пары Джима и Пэм заняли Нэд и Мэйр (Челси Фрей) — верстальщица с военным прошлым, чья симпатия к новому начальнику растет с каждой серией.

Оскар Нуньес, вернувшийся к своей роли, — важный мостик между двумя проектами, но не центральная фигура нового сериала. Его присутствие — скорее пасхалка для фанатов, попытка «паразитировать» на ностальгии.

Впрочем, весь актерский ансамбль «Газеты» пока недотягивает до культового каста «Офиса». Донал Глисон, известный по «Звездным войнам» и ролям в серьезных драмах, иногда слишком сдержан для ситкома. Зато Сабрина Импаччаторе буквально в каждой сцене искрится экспрессией и цветастыми нарядами — настоящий праздник непослушания. Ее персонаж — воплощение того хаоса, который, по мысли шоураннера проекта, царит в современных медиа.

Что же происходит в современных медиа?

«Газета» умело высмеивает болезни современных СМИ: от копипаста и рерайта материалов информагентств до одержимости метриками. Шоу открыто демонстрирует, как постепенно стирается грань между профессиональной журналистикой и любительским контентом. В редакции «Правдоруба» сплошь и рядом работают люди, которые никогда не писали статей: бухгалтеры, рекламщики, верстальщики. Единственный настоящий репортер — пожилой Барри, который плохо слышит и постоянно засыпает.

-4

Кадр из сериала «Газета»/3 Arts Entertainment/Banijay Americas/Deedle-Dee Productions/Electus/Reveille Productions/Universal TV/WDM/imdb.com

Формат мокьюментари идеально подходит для вскрытия актуальных болевых точек медиа. Самое веселье начинается, когда Нед пытается учить коллег проводить интервью, делать фактчекинг и не лениться выходить «в поле». Особенно удачны эпизоды, в которых редакция сталкивается с этическими дилеммами — например, можно ли публиковать материал, который навредит владельцам газеты, и почему рекламные деньги диктуют редполитику. При этом сериал не скатывается в моралите, а с теплой иронией показывает, что даже непрофессионалы могут научится делать настоящие новости.

Ностальгия с актуальным подтекстом

В отличие от «Офиса», где конторский дурдом был фоном для человеческих историй о выживании в ежедневной рутине, в «Газете» ключевым элементом сюжета стали профессиональные вызовы. Сериал шутит на злободневные темы: от тиктокеров до движения #MeToo, от общества потребления до проблем корпоративной культуры. Персонажи действительно пытаются работать, а не просто отбывают время — и это придает шоу неожиданную глубину. Десять серий выстраиваются в цельную историю о спасении редакции, которая к финалу приходит к неожиданно эмоциональной кульминации. Сериал уже продлили на второй сезон, что дает надежду на развитие персонажей и более глубокое погружение в мир современной журналистики.

-5

Кадр из сериала «Газета»/3 Arts Entertainment/Banijay Americas/Deedle-Dee Productions/Electus/Reveille Productions/Universal TV/WDM/imdb.com

Для поклонников «Офиса» спин-офф станет ностальгическим возвращением в почти знакомую вселенную. Для тех, кто работал или работает в медиа, — возможностью посмеяться над собой и своими коллегами. А для обычного зрителя — просто добрым и ироничным ситкомом о том, как группа неудачников пытается делать что-то значимое в мире, который считает их работу устаревшей и никому не нужной.

Ранее мы рассказали, какой получилась новая многосерийная версия культового фильма «Москва слезам не верит».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».