Найти в Дзене
KentChannelTV - монеты СССР

Как ездили на автомобиле зимой в СССР, зимняя резина и «кривой стартер»

«Что у плохого водителя машины блестит, а у хорошего — ржавеет?» - заводная ручка или "кривой стартер", подлинная загадка советского времени! Мой первый автомобиль в жизни был проверенная советская классика ВАЗ-2106 «Жигули», настоящий прославленный седан отечественного производства, что с 1976 года выпускался в Советском Союзе и радовал каждого счастливого обладателя такого железного коня, правда в тот момент - когда я сел за его руль, уже можно было приобрести в свободном доступе не только тосол, но и хороший антифриз, впрочем - это не отменяло того факта, что снежной зимой можно было попасть на ледяную дорогу и где-нибудь во дворах попросить прохожих помочь вытолкать автомобиль, ведь задний привод - это отдельное мастерство для автолюбителя.
Впрочем, все эти интересные моменты счастливого владения шестеркой остались в памяти - как положительные, ведь автомобиль не подводил
и радовал владельца, а тот факт, что где-то можно было застрять на льду, даже
с всесезонной резиной, это лиш
Оглавление
«Что у плохого водителя машины блестит, а у хорошего — ржавеет?» - заводная ручка или "кривой стартер", подлинная загадка советского времени!

Мой первый автомобиль в жизни был проверенная советская классика ВАЗ-2106 «Жигули», настоящий прославленный седан отечественного производства, что с 1976 года выпускался в Советском Союзе и радовал каждого счастливого обладателя такого железного коня, правда в тот момент - когда я сел за его руль, уже можно было приобрести в свободном доступе не только тосол, но и хороший антифриз, впрочем - это не отменяло того факта, что снежной зимой можно было попасть на ледяную дорогу и где-нибудь во дворах попросить прохожих помочь вытолкать автомобиль, ведь задний привод - это отдельное мастерство для автолюбителя.
Впрочем, все эти интересные моменты
счастливого владения шестеркой остались в памяти - как положительные, ведь автомобиль не подводил
и радовал владельца, а тот факт, что где-то можно было застрять на льду, даже
с всесезонной резиной, это лишь сближающий фактор, который наглядно показывал - что люди у нас не совсем холодные, и готовы прийти на помощь молодому водителю. Мне было приятно осознавать, что этот автомобиль был одним из самых массовых и популярных автомобилей в истории СССР и России, ведь его выпустили свыше 4,3 млн. штук.

И совсем недавно мне пришлось покупать зимнюю резину и штампованные диски на свой автомобиль, что теперь верой и правдой служит мне, это иномарка и там передний привод, инжектор и все гораздо проще, но я отлично помню, что запустить "шаху" морозным зимним днем - это нужно было уметь. И для этого требовался хороший аккумулятор, который не разряжен - правильно выставленный "подсос" или дроссельная заслонка для холодного запуска двигателя, зачастую использовался небольшой утеплитель на радиатор, и разумеется, чтобы отправиться в путь - была необходима "всесезонная" или как теперь правильно говорить - зимняя резина.

Если же вспомнить советское время - то там просто не было зимней резины как таковой, тосол или антифриз появились совсем поздно, и эксплуатация автомобиля зимой в советское время - это подлинный подвиг наших шоферов, которые умели обращаться с транспортом на "ты" и прямо скажем, знали определенные нюансы вождения автомобиля суровой, русской зимой - вот и вспомним, как и это было прямо сейчас!

Как ездили на автомобиле зимой в СССР, зимняя резина и «кривой стартер»
Как ездили на автомобиле зимой в СССР, зимняя резина и «кривой стартер»

Зимняя и летняя резина для автомобиля в СССР

Как известно, летней резины в СССР просто не существовало, как зимней впрочем, тогда была одна покрышка, что называлась "всесезонная", если брать современную резину, и сравнить её, то раньше в Союзе была "липучка", так как шипованной резины долгое время просто не было, вот и обходились таким универсальным товаром.

Нельзя забывать о том, что такая резина была очень шумная, не всегда отвечала требованиям к комфортному вождению на заледенелой дороге и ясное дело, не улучшала управляемость, но если бы раньше была летняя резина, как сегодня - то кто пробовал, тот отлично знает, что на ней двигаться зимой просто невозможно.

Надежная советская покрышка для зимы, но и для лета в тему - особенно в грязь, когда в деревню за картошкой поехали!
Надежная советская покрышка для зимы, но и для лета в тему - особенно в грязь, когда в деревню за картошкой поехали!

Именно поэтому, сегодня принято считать, что советские автолюбители постоянно, и включительно зимой - ездили на летних шинах, но это ошибочное утверждение, которое не имеет ничего общего с реальностью.

Более того, ситуация кардинальным образом изменилась в 80-е годы, когда
на
Уральском шинном заводе выпустили шины с маркировкой АИ-168-У, которые в народе стали называться «снежинка» или «снежок», и до сих пор на барахолке можно встретить объявление с продажей подобной резины, ведь у нас всё старое - отлично выпускается по сей день.

Именно такая первая зимняя резина под названием "снежинка" стала массовой резиной для зимней эксплуатации в СССР. Рисунок протектора, крайне сложный и напоминает снежинку, но вместе с этим - хорошо работает по снегу и льду, более того был незаменим при поездке в грязь, поэтому такая резина отлично подходила для наших отечественных внедорожников, а седанам с задним приводам была спасением.
К сожалению, учитывая слабое развитие химической промышленности в плане товаров потребления, то и
дефицит на эту резину был, да и перестроечная эпоха уже постаралась, и вместе с этим, цена на такие покрышки была серьезная, а именно около 200 рублей.

Советская зимняя резина
Советская зимняя резина

Как запускали двигатель в сильный мороз в СССР

Анекдот советских времен:

"Автомобиль заводится при любой погоде: кривой стартер стал еще красивее и оттого удобнее. Как сказали нам по секрету конструкторы, в перспективе кривой стартер уступит место кривому ключу зажигания".

Мало кто знает из современных водителей, которые никогда не водили классику и это касается в первую очередь - девушек, что очень любят коробку автомат, передний или полный привод и множество электроники в автомобиле, что раньше у всех отечественных машин было специальное отверстие под капотом или точнее под номерным знаком для "кривого стартера", чтобы
в любом случае - была возможность завести двигатель в мороз.
Подобная практика массово применялась еще во время войны, но и в 50-е годы на многих "Волжанках" или "Газиках", особенно на грузовых автомобилях практиковалось регулярно. Надо отметить, что и
зима в СССР была гораздо суровее нынешней, ведь у нас за последние 10-15 лет зимой может быть комфортная температура, тогда как раньше морозы стояли сильные и это негативно сказывалось на работе шоферов, кто знает - тот поймет.

Впрочем, нельзя забывать и о том, что автомобилей в советское время было в разы меньше на дорогах, чем сегодня и в основном управляли транспортом специалисты, которые разбирались не только в правилах дорожного движения, но и в том - как устроен автомобиль и что с ним нужно делать.
Поэтому, в зимнее время в основном ездили шоферы, а частные автовладельцы все чаще
берегли своего железного коня в гараже в это время года.

Раньше шофер знал - все тонкости вождения в зимнее время года
Раньше шофер знал - все тонкости вождения в зимнее время года

Именно поэтому - иметь гараж, это крайне необходимая формула для комфортного вождения и поэтому даже был снят кинофильм «Гараж» 1979 года, где наглядно в жанре сатиры демонстрируется высокий спрос на это жилье для автомобиля. Не просто так цитаты из этого замечательного фильма ушли в народ и каждый помнит: "У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба!".

Вместе с этим, многие тогда шутили в духе высказывания из этого фильма:

"— Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину Родину продал!

— Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе".

Так, каждый автолюбитель знал, что автомобиль должен загоняться в гараж, где любыми методами утеплялся, подготавливался к зимнему пуску!

Для этого нужно было не только иметь кипяток или паяльную лампу для разогрева свечей зажигания, но и некоторые другие нюансы обслуживания автомобиля.

В случае если гаража не было, то приходилось покупать специальные утеплители двигателя, а чаще всего выносить из дома родные одеяла или ватники, которыми укрывали весь капот, в надежде хоть немного дать согреться автомобилю.

Счастливые советские люди в зимнее время года - обратите внимание на покрышки у автомобиля
Счастливые советские люди в зимнее время года - обратите внимание на покрышки у автомобиля

Прогрев остывшего двигателя с помощью горячей воды - один из самых главных способов облегчения его пуска зимой. Заливаем воду через горловину радиатора, полностью проливаем воду через всю систему охлаждения, и смысл состоит в том, чтобы вода попадала в рубашку блока цилиндров, а после и в сам радиатор. Так двигатель прогревается лучше и быстрее, и многие советские люди помнят, что для этого брался целый бидон с кипятком,
с помощью шланга подают воду в термостат - его клапан открывается и дело делается.

Ясное дело - что запустить автомобиль можно только в случае рабочего аккумулятора, и поэтому у всех и каждого были свои способы его зарядки, пока не появились подобные устройства в магазинах.
Если стартер замерз, аккумулятор слабенький, то на помощь всегда приходил
"кривой стартер" или заводная рукоятка, что часто лежала в багажнике
у каждого автолюбителя.

Советские водители знали, что подобные
"танцы с бубном" это обычная жизнь
в зимнее время года и поэтому, когда стали появляться в 60-е годы низкозамерзающие охлаждающие жидкости
«Тосол-А» и «Тосол-АМ», многие вздохнули с облегчением. Правда нельзя забывать о том, что тосол широко стал внедряться лишь в 70-е, и далеко не каждый успел воспользоваться этим чудом инженерной мысли для своего автомобиля, поэтому как минимум до начала
80-х, многие по-старинке использовали горячую воду, это безопасно, проверено и недорого.

Пока женщина крутит стартер - мужчина контролирует процесс, а на деле и запускает двигатель
Пока женщина крутит стартер - мужчина контролирует процесс, а на деле и запускает двигатель

Характерно, что безопасность автолюбителей - которые ездили
на всесезонной резине, могли остаться посредине трассы с "севшим" аккумулятором и без "кривого" обеспечивала настоящая советская взаимовыручка. Поэтому попросить помощи на дороге было нормальным явлением и почти никто, да никогда не отказывал, поэтому и бензин могли слить, и помочь с запуском двигателя.
А на дорогах общего пользования в городах были низкие скорости, небольшая плотность движения и высокие навыки вождения, поэтому было крайне мало ДТП, как и тех - кто остался зимой с холодной машиной во дворе.

Подводя итог, если сравнить то - как раньше водители ухаживали за машиной и какими умениями обладали, и современных автолюбителей - то можно с уверенностью сказать: «Жить стало лучше, жить стало веселее!»,
а раньше приходилось заниматься борьбой, которая в свою очередь, закаляла каждого из нас!