Найти в Дзене

Все, что нужно знать о моторном масле

Моторное масло — это не просто жидкость, которую нужно «иногда менять». Это ключевой компонент, обеспечивающий надежную и долговечную работу двигателя. Масло снижает трение между движущимися деталями, отводит излишнее тепло, защищает от коррозии и вымывает продукты износа. Без масла двигатель быстро бы перегрелся, вышел из строя — и речь шла бы уже не о плановом обслуживании, а о дорогостоящем ремонте. Но как работает масло, какие виды существуют и какое нужно именно вашему автомобилю? Разбираемся по порядку. Когда вы заводите двигатель, начинается движение поршней, коленвала, распредвала, клапанов — все это работает в тесном контакте, с огромной скоростью и при высокой температуре. Моторное масло создает на деталях тончайшую пленку, которая снижает трение и износ. Но это еще не все. Масло также: Таким образом, масло — это не просто «смазка». Это целый комплекс, без которого двигатель не проживет и нескольких километров. Сегодня на рынке представлены три основных типа моторных масел: С
Оглавление

Моторное масло — это не просто жидкость, которую нужно «иногда менять». Это ключевой компонент, обеспечивающий надежную и долговечную работу двигателя. Масло снижает трение между движущимися деталями, отводит излишнее тепло, защищает от коррозии и вымывает продукты износа. Без масла двигатель быстро бы перегрелся, вышел из строя — и речь шла бы уже не о плановом обслуживании, а о дорогостоящем ремонте.

Но как работает масло, какие виды существуют и какое нужно именно вашему автомобилю? Разбираемся по порядку.

Как работает моторное масло

Когда вы заводите двигатель, начинается движение поршней, коленвала, распредвала, клапанов — все это работает в тесном контакте, с огромной скоростью и при высокой температуре. Моторное масло создает на деталях тончайшую пленку, которая снижает трение и износ. Но это еще не все.

Масло также:

  • Отводит тепло от нагревающихся элементов.
  • Удаляет загрязнения, вымывая сажу и металлические частицы в масляный фильтр.
  • Обеспечивает герметичность между кольцами поршня и стенками цилиндра.
  • Защищает от ржавчины и окисления.

Таким образом, масло — это не просто «смазка». Это целый комплекс, без которого двигатель не проживет и нескольких километров.

-2

Какие бывают масла: синтетика, минералка и не только

Сегодня на рынке представлены три основных типа моторных масел:

Синтетические масла

Создаются в лабораторных условиях из углеводородов с высокой степенью очистки. Их молекулы имеют одинаковую структуру, что обеспечивает стабильную работу даже в самых тяжелых условиях. Синтетика лучше всего защищает двигатель при высоких и низких температурах, медленнее стареет, сохраняет свои свойства дольше. Используется в современных двигателях, в том числе с турбонаддувом, системой start/stop и сложными допусками.

Полусинтетические масла

Это смесь минеральной основы и синтетических компонентов. Обладают улучшенными характеристиками по сравнению с минеральными маслами, но уступают чистой синтетике. Чаще всего применяются в двигателях предыдущих поколений, где нет повышенных требований к допускам.

Минеральные масла

Получаются при переработке нефти с минимальной очисткой. Обладают невысокой термической стабильностью, быстрее стареют, хуже работают при экстремальных температурах. Но при этом стоят дешевле. Могут использоваться в старых автомобилях, мотоциклах или при мягких условиях эксплуатации.

Гидрокрекинговые масла

Отдельная категория — масла на гидрокрекинговой основе. Это нефтепродукты, прошедшие специальную переработку, которые по свойствам близки к синтетике, но получены из минеральной основы. Иногда их маркируют как синтетические, иногда как полусинтетические — все зависит от классификации производителя. По характеристикам — неплохой компромисс между ценой и качеством.

Вязкость масла: что значат эти цифры?

На канистре моторного масла вы, скорее всего, увидите обозначение вроде 5W-30, 0W-20 или 10W-40. Эти цифры относятся к SAE-классификации вязкости — самой распространенной в мире системе, принятой Обществом автомобильных инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers).

Классификация SAE стандартизирует вязкость масла в зависимости от температуры и облегчает выбор для автовладельцев и сервисов. Она используется подавляющим большинством производителей автомобилей и масел, поэтому именно такие обозначения вы чаще всего встречаете на упаковке.

Расшифровка выглядит так:

  • Первая цифра перед буквой W (от слова Winter — «зима») указывает на поведение масла при низких температурах. Чем меньше число, тем лучше текучесть масла на холоде, что облегчает запуск двигателя зимой. Например, масло 0W сохраняет подвижность до −40 °C, а 10W — примерно до −30 °C.
  • Вторая цифра после дефиса указывает на нормальную вязкость при высоких внешних температурах. Чем выше это значение, тем гуще масло остается при нагреве и тем лучше оно защищает двигатель от износа при нагрузке.

Пример:
Масло 5W-30 ведет себя так:

  • Легко прокачивается по системе даже при морозе до −35 °C.
  • Сохраняет стабильность вязкости при внешней температуре до +35 °C, предотвращая контакт металла с металлом.

Важно: SAE — это не показатель качества, а только вязкостной класс, который помогает подобрать масло под температурные условия и требования двигателя. Масла одного и того же класса вязкости могут сильно отличаться по составу, уровню защиты и присадкам. Поэтому всегда важно учитывать еще и допуски автопроизводителя, указанные в инструкции к автомобилю.

Наглядная таблица с вязкостным классом и температурными режимами:

-3

Какое масло выбрать для своего автомобиля?

Каждый автопроизводитель указывает рекомендованные характеристики масла в сервисной книжке или технической документации. Это позволяет подобрать состав, который будет эффективно работать именно с конструкцией вашего двигателя — с учетом зазоров, материалов, тепловых нагрузок и условий эксплуатации.

-4

Вот на что стоит обращать внимание:

  • Вязкость по SAE — например, 0W-20, 5W-30, 10W-40 и т.д.
  • Допуски автопроизводителя — это технические стандарты, которым масло должно удовлетворять, чтобы быть безопасным для конкретного двигателя.

Примеры допусков:

  • Mercedes-Benz:
    MB 229.5, MB 229.51, MB 229.52 — используются в зависимости от поколения двигателя, экологических норм и требований к интервалу замены.
  • Nissan:
    Для современных бензиновых двигателей чаще всего рекомендуются масла с вязкостью 5W-30 или 0W-20, соответствующие спецификациям
    API SN или ILSAC GF-5/GF-6. Например, Nissan Motor Oil 5W-30 SN — одно из фирменных масел, подходящее для большинства моделей.
  • Mazda:
    Производитель ориентируется на вязкость 0W-20 или 5W-30, особенно для двигателей с технологией
    Skyactiv. Рекомендуются масла, соответствующие ILSAC GF-5/GF-6, а также спецификациям ACEA A5/B5. Фирменные масла Mazda Original Oil Supra 0W-20 или Ultra 5W-30 разработаны с учетом особенностей моторов Mazda.

Что делать, если вы не уверены?

Моторное масло — важнейший фактор сохранения ресурса двигателя. И доверять его выбор стоит только профессионалам.

Если вы не уверены, какое масло требуется вашему автомобилю, специалисты Автоцентра на Таганке всегда помогут подобрать правильную вязкость, проверенные бренды и соответствие техническим допускам. В наличии — оригинальные масла ведущих мировых производителей, используемые как в сертифицированных сервисах, так и в заводском обслуживании.

В «Автоцентре на Таганке» работают с маслом не как с расходником, а как с ключевым элементом ресурса автомобиля. Хотите продлить жизнь двигателя? Начните с правильного масла, а остальное доверьте нам.