Жители предполагают, что к установке были допущены те, кто лучше всего сдал экзамен по русскому языку.
Семен СЕРГЕЕВ.
В Новой Москве к Дню города ценные иностранные специалисты установили праздничный стенд, где в названии столицы перепутали буквы. Этот лингвистический казус в селе Красная Пахра стал, кажется, самым честным поздравлением городу-герою в его новый, дивный век.
Моксва. Столица нашей новой родины
Представьте себе эту картину. Село Красная Пахра, некогда Подольский район, а ныне – полноценная Новая Москва. Воздух пропитан томным ожиданием праздника, Дня города, который вот-вот накроет столицу салютами, гуляниями и перекрытыми улицами. И посреди этой пасторали, как вишенка на торте, сияет инсталляция. Красный щит, Георгий Победоносец, пронзающий змия, всё как положено, по ГОСТу. А под ним – белоснежные буквы, складывающиеся в доселе неизвестный, но какой-то до боли знакомый топоним: М О К С В А.
Сразу чувствуется рука мастера. Даже не одного. Рука целой бригады тех самых незаменимых, ценных иностранных специалистов, которые денно и нощно кладут нам плитку, стригут газоны и, как выяснилось, отвечают за праздничную айдентику. Это их вклад в величие мегаполиса, который прирастал землями и людьми. Они, недавние или потенциальные граждане России, видят столицу так. Свежим, незамутненным взглядом. И кто мы такие, чтобы с ними спорить? Может, в этом "Моксва" и есть сермяжная правда.
Глас народа и системный подход
Местные жители в телеграм-канале "Замкадье/Подмосковье/Мытищи" немедленно оценили креатив. Оценили по-своему, без обиняков и политеса.
- Сразу после удачно сданного теста по-русскому! – язвят одни.
- Нашли кому доверить, жителям средней Азии, которые свое имя то по русски написать не могут, – сокрушаются другие.
А кто-то и вовсе предположил с доброй иронией:
- Может у кого то село на родине так называется))))
И ведь не поспоришь. Очень даже может.
Но самый глубокий, почти философский комментарий, конечно, про начальство:
- Ну кто-то из начальства принимал этот проект? Такой же видно, как и мастера...
И правда. Ведь кто-то же подписал акт приемки-сдачи. Кто-то посмотрел и решил:
- Да, это именно то, что нужно. Это Моксва, которую мы заслужили.
Компетенции и ткацкие станки
Есть и более вдумчивые комментарии.Не с юмором, а с серьезной оценкой ситуации.
- Это вопрос к менеджменту. И базовым компетенциям подбора и расстановки кадров, – пишет один из общественников. – Не надо направлять в шахту человека, не прошедшего инструктаж. Сажать за руль автобуса человека без водительских прав. И направлять на установку инсталляций с надписями лиц, не в достаточной мере владеющих языком.
И тут же приводит пример, с легкостью переворачивая ситуацию.
- Поэтому меня, например тоже, я бы постерегся направлять на установку знаков с лингвистическим смыслом в Ташкенте. Чтобы ненароком не проставить рядом, допустим, надписи Vatan (Родина). И Xodjatxona (туалет).
Действительно, неловко бы вышло. Другое дело - направить русских мигрантов в Узбекистане на сбор хлопка в поля, на текстильную фабрику в Самарканде. Там глубокое знание языка не требуется. А, что? Русских трудовых мигрантов в Узбекистане нет? Ну тогда прямо и не знаем, как быть...
Буквы – это материя тонкая, эфемерная. Может, и не нужно им, этим приезжим из стран Средней Азии, досконально знать, как пишется "Москва". Им нужно ее строить. Класть асфальт. Менять бордюры. А читать и писать будут другие. Те, кто живет в этой самой "Моксве" и каждый день видит ее новое, удивительное лицо, на котором нет-нет да и проступит милая, обескураживающая опечатка. Как родинка на щеке у любимой, но слегка неграмотной женщины.