Театры открывают новый сезон и уже представляют первые премьеры на осень, а также планы на год вперёд. «Сноб» рассказывает, что ждать зрителям в сезоне 2025/26 на столичных сценах.
Театр «Шалом»
Московский еврейский театр открывает свой 92-й сезон в сентябре сразу двумя премьерами. Пётр Шерешевский поставил «Натана Мудрого» по мотивам пьесы Готхольда Эфраима Лессинга в жанре «благодатный трип в трёх действиях». Экспрессивный спектакль переносит зрителей во времена Крестового похода, в Иерусалим XII века, где пересекаются интересы представителей разных культур, религий и традиций. А действие разворачивается в цехе по переработке шин — парадокс, который лишь усиливает интерес. Одновременно с «Натаном Мудрым» репертуар театра, который теперь работает на трёх сценах, пополнился спектаклем-экскурсией «Еврейский театр. История справа налево» по выставочному пространству в здании театра на Новослободской.
Громкие премьеры запланированы и на вторую половину сезона. Драму Горького «Последние» поставит к ноябрю художественный руководитель Олег Липовецкий. Кроме того, в планах режиссёра в 2026 году — постановка по мотивам романа «Петля и камень в зелёной траве» Аркадия и Георгия Вайнеров. Появится также спектакль для семейной аудитории — «Мох. История одного пса» Екатерины Корабельник и новая версия «Короля Лира» в режиссуре Яны Туминой.
Театр Маяковского
Парад премьер — а их действительно много на трёх сценах театра — начнётся с постановки художественного руководителя Егора Перегудова. Перегудов всегда очень внимательно следит за тем, что происходит в литературе, поэтому уже не первый раз будет открывать зрителям нового автора. Роман Михайлов — российский писатель и математик, по его сценариям снимают сериалы. Теперь театр инсценирует его сборник рассказов. Спектакль «Сны моего отца 2.0» расскажет про «реальность человека в информационном обществе». Зрительный зал постановки рассчитан всего на 116 мест. А одну из главных ролей в новой постановке исполнит артист РАМТа Денис Шведов («Майор», «Жить», «Завод»). Осень продолжится премьерой «Скучной истории», где сыграют народные артисты России Евгения Симонова и Михаил Филиппов.
Ещё среди самых ожидаемых премьер в театре уже на 2026 год — «Типа Я» по роману Ислама Ханипаева (режиссёр — Саша Золотовицкий), «Восьмиклассница» Дмитрия Крестьянкина и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса — режиссёр Владислав Наставшев будет экспериментировать с опереттой в драматическом театре.
Театр на Таганке
На Новой сцене в сентябре сыграют премьеру «Маскарада» по пьесе Лермонтова в постановке Дениса Азарова и Дарьи Авратинской. За роскошными вечеринками и дорогими нарядами, так же как и в XIX веке, могут скрываться пороки и слабости. Спектакль не противопоставляет эпохи, а сводит их в едином пространстве — так стираются границы времени. В октябре состоится премьера семейного спектакля «Три поросёнка. Ой» режиссёра Кирилла Вытоптова по мотивам одноимённой сказки Сергея Михалкова. Магическое пространство в своём фирменном стиле готовит для детской сказки сценограф Мария Трегубова — она же впервые в своей жизни написала пьесу.
Также среди других премьер — «Бесприданница» Островского и инсценировка романа «Общага-на-Крови» Алексея Иванова в постановке Александра Карпушина, мюзикл «Ромео и Джульетта» Эдгара Закаряна по мотивам главной истории любви и спектакль «Синяя птица» Елизаветы Бондарь по пьесе современного драматурга Ники Ратмановой. А ещё появятся спектакли по таким хрестоматийным текстам, как «Герой нашего времени» и «Три сестры».
Театр Ермоловой
Главная премьера сезона в театре была анонсирована заранее, поэтому ажиотаж не ослабевает с весны — Данила Козловский репетирует Корнея Чуковского. Постановка Саввы Савельева станет «сказкой для взрослых» и будет посвящена самому известному детскому писателю Советского Союза. Самоучка, рождённый при Александре III, друг Маяковского, Блока и Ахматовой, исследователь Некрасова и переводчик великого американского поэта Уитмена, отец четверых детей, потерявший при жизни троих из них. Самый неожиданный байопик сезона — про автора «Тараканища», в котором, по легенде, он создал сатирический портрет «вождя народов».
РАМТ
Алексей Бородин готовит спектакль, который опирается на пьесу Нобелевского лауреата Хасинто Бенавенте «Игра интересов». Это главное произведение испанского драматурга, где с иронией показаны человеческие страсти и корысть. Самого Бенавенте часто называют «Островским испанского театра», поскольку он, как и русский классик, умел раскрывать жизнь общества и его нравственные противоречия. В новую постановку также включены мотивы драмы Роберта Шерриффа «Конец пути», посвящённой судьбам британских офицеров в годы Первой мировой войны. Благодаря такому соединению спектакль превращается в новое художественное произведение, где ироничная притча Бенавенте соединяется с социальным звучанием в духе Островского и трагическим опытом войны из пьесы Шерриффа.
В 2026 году Молодёжный театр представит зрителям широкую палитру новых постановок. Среди них — «Иллюзия» Марины Брусникиной по комедии Пьера Корнеля, камерная и изящная «История одного детства» Сойжин Жамбаловой для семейного просмотра, а также «Девочка, с которой ничего не случится» по рассказам Кира Булычёва в постановке Ивана Пачина. Для самых юных зрителей театр приготовил особый формат — театральный сериал «Жизнь замечательных детей» и «Театральную азбуку» по книге Андрея Усачёва. Обе работы будут показаны в Белой комнате — пространстве камерном и близком к зрителю, где театральная магия обретает особую интимность.
Малый театр
В новом сезоне главный драматический театр страны представит восемь премьер, каждая из которых раскрывает многогранность классического репертуара через современные режиссёрские интерпретации. Поклонников ждёт встреча с вечной классикой, представленной в самых неожиданных ракурсах: остроумие и бурлящая энергия шекспировского фарса «Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских женушках» соседствуют с интеллектуальной глубиной «Защиты Лужина» Набокова в постановке Владимира Даная и трагической страстью «Анны Карениной» Толстого, в инсценировке Андрея Прикотенко — режиссёры умеют работать с известными сюжетами, вглядываясь в детали и нюансы совершенно неожиданным образом.
Также зрители увидят в 2026 году постановку по новеллам Стефана Цвейга (режиссёр Ася Князева), спектакли «Расстроенная семья» по пьесе Екатерины II (режиссёр Андрей Максимов), «Белая гвардия» Булгакова — «Дни Турбиных» (режиссёр Алексей Дубровский), «Пигмалион» Бернарда Шоу (режиссёр Глеб Подгородинский) и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Н. Толстого (режиссёр Владимир Драгунов).
Подготовила Елизавета Авдошина