65 лет назад начались съемки картины «Алые паруса». Рассказываем, при чем здесь Ростов-на-Дону и почему Птушко собирался спешно свернуть работу над лентой.
Казалось, все было против этого фильма. Начать с того, что когда Александр Птушко решил экранизировать повесть-феерию Александра Грина, то на киностудии «Мосфильм» ему прямо заявили: вряд ли он справится с таким сложным проектом. Мол, его удел — сказки, а «Алые паруса» — это все-таки сложная драма с глубоким подтекстом. Но когда Птушко не отступился, то фильму присвоили самую низкую, третью, категорию. То есть на «Алые паруса» выделялись такие мизерные деньги, что было вообще непонятно, как режиссер собирался сделать на них кино.
Главная героиня — Гурченко или Маркач?
Дальше начались сложности с поиском героини на главную женскую роль. От этого выбора, без сомнения, зависела будущая судьба картины. Александр Птушко тогда пересмотрел более сотни молодых актрис. В их числе была в том числе Людмила Гурченко. Однако в итоге остановился на молдавской актрисе Наталье Маркач.
Анастасия Вертинская тоже проходила пробы, но ее сам режиссер всерьез не рассматривал. Он давно знал Настю, поскольку дружил с семейством Вертинских и когда-то работал вместе с Лидией Вертинской — мамой Анастасии и Марианны. Лидия Николаевна дебютировала в его фильме «Садко» в роли сказочной птицы Феникс. И с тех пор режиссер нередко заглядывал на огонек в это гостеприимное семейство.
Привести на кинопробы «кого-то из девочек» он попросил Лидию Вертинскую больше из вежливости. Но когда младшая Настя появилась на киностудии, то понял: это было плохое решение. Девочка, которой было лишь 15, тогда носила очень короткую стрижку, и, увлеченная баскетболом, не вылезала из тренировочного костюма. Да и вообще, она мечтала стать хирургом, а актерская профессия ее вовсе не прельщала. Поэтому Настя не особенного старалась понравиться съемочной группе. И даже когда ее облачили в старинное платье и подобрали парик с длинными волосами, выражение ее лица не стало от этого более романтичным. Неудивительно, что режиссер, поблагодарив для приличия девушку и передав приветы ее маме, стал рассматривать другие кандидатуры.
Но тут в дело вмешался режиссер-постановщик картины Леван Шенгелия. Он, в отличие от своего коллеги, сразу понял: Анастасия Вертинская буквально создана для роли Ассоль. Птушко, больше из чувства противоречия, начал бурно сопротивляться: куда этому угловатому подростку изображать девушку-мечту!
Однако Шенгелия не сдавался и даже в эскизах к картине всегда рисовал именно ее, юную Настю. В итоге этот творческий спор разрешил художественный совет, которому кинопробы Вертинской показались вполне убедительными.
Но позже, уже во время съемок, Птушко не раз пожалел о своем решении. Работать с Анастасией Вертинской было непросто. Режиссер иногда срывался на непонятливую юную актрису. Та в ответ демонстрировала свой гордый и своевольный нрав. В итоге полученным результатом сама Анастасия Вертинская осталась недовольна. «Это был мой „бессознательный период“, и я — никакая не актриса, а съемки запомнились постоянными криками», — вспоминала позже она.
Как бурые паруса стали алыми
Сами съемки проходили в Крыму. Деревушку, где жила Ассоль построили специально для фильма в Коктебеле. Именно туда причаливал бриг «Секрет» с юным красавцем Василием Лановым.
Роль сказочного судна «сыграла» баркентина «Альфа» 1948 года рождения, которая на момент съемок числилась учебным судном Ростовского мореходного училища имени Седова и была настоящей гордостью города. Ее мачта возвышалась на высоту 35 метров, длина составляла 40 метров, ширина — 9.
Конец фильма: чем отмывали Парамоновские склады от сажи после съемок кино в Ростове
Понятно, что у «Альфы» были обычные белые паруса. Новенькие, ярко-красные, были сшиты из материи, использовавшейся для пионерских галстуков. На шитье парусов было затрачено две тысячи метров алого шелка.
В новом наряде «Альфа» через Азовского море отправилась в Черное, в Крым — к месту съемок. Однако здесь режиссера ждал новый удар. На экране красные паруса выглядели темными, почти бурыми. Никакой романтики!
«Мы долго думали, что делать с этим казусом, вспоминал позже оператор Виктор Якушев. — Наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получились алыми!
Читайте также:
Возможный запрет самокатов в Ростове может ударить по сервисам доставки
Ростовская область в зоне риска: новые правила ипотеки усугубят убыль населения
Разложение мозга: тренд ушел, а Ростов-на-Дону не отпускает Бомбардиро Крокодило