В сентябре 1812 года разразилась одна из величайших катастроф в истории городов — пожар Москвы. Уже более двух столетий историки ведут ожесточенные споры: кто же поджег первопрестольную? Французские мародеры или сами москвичи, идущие на страшную жертву во имя победы? Истина, как водится, прячется в дыму, который, по свидетельствам современников, был виден за 300 верст и накрыл собой не только город, но и саму суть той войны.
Хроника великого огня
Войска Наполеона вошли в Москву 14 сентября, ожидая ключей от города и делегации с предложением мира. Вместо этого они нашли опустевшую столицу. Уже в первую ночь начались пожары, которые к 16-18 сентября превратились в огненный апокалипсис. Сгорело три четверти деревянного города, тысячи домов, дворцы, храмы, склады с провизией и фуражом. Французская армия осталась без зимних квартир и запасов — стратегический расчет, если он был, оказался гениальным и беспощадным.
Версия первая: Тактика выжженной земли
Многие исследователи и современники событий винят русских патриотов. Генерал-губернатор Москвы Фёдор Ростопчин (чью усадьбу Вороново подожгли по его же приказу) задолго до войны говорил о возможности сжечь город, чтобы не оставлять его врагу. Легенда гласит, что по его тайному приказу были организованы поджигатели — полицейские чины, выпущенные из тюрем и вооруженные фитилями. Цель была стратегической: лишить «Великую армию» ресурсов, превратить её победу в пиррову, заставить Наполеона бежать из пепелища. Это была жертва во имя спасения России, акт отчаяния и высшего патриотизма.
Версия вторая: Гнев повелителя мира
Наполеон и его маршалы в своих мемуарах единогласно винили русских. Однако есть и иная логика. Разъяренный тем, что Александр I не идет на мирные переговоры, император французов мог отдать приказ о карательной акции. Сжечь город в назидание и из мести за непокорность. Но эта версия менее убедительна: огонь уничтожил именно то, в чем так нуждались его солдаты. Гораздо вероятнее, что пожар начался стихийно от костров мародеров, а хаотичная обстановка и отсутствие организованной пожарной команды (бочки и насосы были заранее вывезены) позволили огню поглотить всё.
Мистика и легенды пепелища
Московский пожар оброс мистическими легендами. Говорили, что накануне входа французов по городу ходил юродивый старец и пророчествовал: «Глаза горят, батюшки горят, всё огнем возьмется…». Многие видели в огне божественную кару за малодушие, проявленное при оставлении города, или, наоборот, — очищающее пламя, которое должно было спасти святую Русь от захватчика.
Одна из самых жутких легенд повествует о призраке гигантского огненного всадника на коне, который якобы появлялся в клубах дыма над крышами, направляя стихию. Одни считали его ангелом-разрушителем, насланным Наполеоном, другие — духом самого города, предпочёвшим самопожертвование позорной оккупации.
Заключение: Пожар как символ
Скорее всего, у пожара не было одного автора. Он стал чудовищным симбиозом военной тактики русского командования, хаоса оккупации, мародерства и рокового стечения обстоятельств. Но его итог оказался стратегически верным для России. Пожар сломал дух Великой армии, положил начало ее бегству и гибели. Он стал точкой невозврата, после которой война для Наполеона превратилась из завоевательного похода в борьбу за выживание. Москва, обратившаяся в пепел, стала и жертвой, и главным мстителем, навсегда сокрушившим миф о непобедимости Бонапарта.
Хочешь узнать больше? Подпишись на канал.