Франсуа Летерье (François Leterrier) 26.05.1929 - 04.12.2020
Режиссёр, сценарист и актер Франсуа Летерье в самом начале своей кинематографической карьеры сыграл главную роль в знаменитом фильме Робера Брессона «Приговоренный к смерти бежал» (1956), далее работал ассистентом Луи Маля, Этьена Перье и Ива Аллегре, а вскоре дебютировал как режиссер драмой «Удары судьбы» (1960), снятой в стилистике «новой волны». О Франсуа Летерье (особенно после его второго фильма «Король без развлечений», окрашенного атмосферой «нуара») во Франции стали писать как о режиссере, подающим большие надежды…
Но они, увы, не оправдались. В дальнейшем он снимал (за редким исключением) так называемое «обычное кино», а в 1980-х – 1990-х – преимущественно сериалы…
Удары судьбы / Неудачные действия / Les mauvais coups. Франция, 1960. Режиссер Франсуа Летерье. Сценаристы: Франсуа Летерье, Роже Вайан (по роману Роже Вайана). Актеры: Реджинальд Кернан, Симона Синьоре, Александра Стюарт, Марчелло Пальеро, Серж Руссо и др. Драма. Премьера: 17.05.1961. Прокат во Франции: 0,4 млн. зрителей.
Супруги (Реджинальд Кернан и Симона Синьоре) приезжают в деревню, и там они встречают молодую женщину (Александра Стюарт), которая вносит смятение в привычный уклад семейной пары…
В год премьеры «Ударов судьбы» кинокритик Жан де Баронселли (1914-1998) оценил их в целом позитивно: «Возникает странный феномен зачарованности. … Сказать, что Симона Синьоре несёт фильм на своих плечах, ничего бы не значит. Она — его плоть и кровь, его жизнь. Ей достаточно лишь слова, интонации, одного из тех рефлексов, которые больше похожи на исповедь, чем на актёрские трюки, чтобы превратить довольно банальную и неприятную историю в настоящую драму. Без Симоны Синьоре «Злые удары» были бы лишь очередной вариацией на слишком знакомую тему тлеющих страстей. Благодаря ей фильм приобретает неожиданное измерение, а трагедия смешивается с развратом. Таким образом, «Ударов судьбы» — фильм с двумя голосами. С одной стороны, есть фильм, задуманный Вайяном в стиле XVIII века, который наша эпоха вновь вернула в моду, и снятый Франсуа Летерье со старательной элегантностью и мастерством… А есть фильм, почти импровизированный (и, возможно, даже непреднамеренно) Симоной Синьоре. Есть отчаянная борьба этой женщины, цепляющейся за существование, за любовь, за удовольствие; есть эти потрясения, есть эта агония. Первый можно критиковать по многим пунктам. Самым серьёзным, несомненно, было бы несоответствие между режиссурой Франсуа Летерье и романтическим стилем Роже Вайана. Но важен именно второй, с его проблесками правды, со всем его ложным цинизмом и ужасающим отчаянием» (de Baroncelli, 1961).
Примерно такую же оценку, но уже в XXI веке, дал и кинокритик Оливье Кокэ: «Летерье лучше справляется со своей темой, когда дело доходит до фокусировки на точке зрения жены, особенно учитывая, что роль исполняет невероятная Симона Синьоре, идеальная в роли женщины, плывущей по течению, чувствующей, как земля уходит у неё из-под ног. Она воплощает этот прекрасный образ с невероятной силой и одновременно привносит в него желанную жизненную силу. Именно она становится свидетельницей предвещаемой катастрофы, бессильная, но с ясным взглядом перед лицом неизбежного. Этот аспект фильма, безусловно, самый трогательный» (Coquet, 2020).
«Ударов судьбы» были снята в стилистике «новой волны»: черно-белая графика, пристальное внимание к психологии персонажей, откровенное игнорирование развлекательности. Правда, Франсуа Летерье не использовал рваный монтаж, действие фильма развивалось плавно, а пейзажи были сняты мягкорисующей оптикой…
Результат проката такой довольно сложной для восприятия массовой аудитории картины был вполне достойным: 0,4 млн. зрителей.
Король без развлечений / Un roi sans divertissement. Франция, 1963. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Жан Жионо (по собственному роману) и Франсуа Летерье. Актеры: Клод Жиро, Колетт Ренар, Шарль Ванель и др. Драма. Детектив. Премьера: 30.08.1963.
... 1840 год. Жандарм Ланглуа (Клод Жиро) пытается найти убийцу молодой девушки…
По мнению кинокритика Жан де Баронселли (1914-1998), суть авторской концепции этого непростого для восприятия фильма в том, что «кровь и смерть – прекрасные темы для развлечений. В деревне совершаются загадочные убийства. По совету старого прокурора, хорошо знающего страну и народ, лейтенант жандармерии ведёт расследование. Постепенно он раскрывает истинные мотивы этих необъяснимых преступлений. Он ставит себя на место убийцы. Он делится его мотивами, он, в каком-то смысле, принимает его сторону. Пока он с ужасом не осознаёт, что и сам поддаётся искушению «развлечься»… Странная история, тонкую эволюцию которой Жан Жионо медленно и скрупулезно описал в своём романе. Чтобы перенести её на экран, сценаристу и режиссёру Франсуа Летерье пришлось ускорить повествование и компенсировать словесными пояснениями некоторые пробелы, которые могли сделать психологическую трансформацию героя труднопонятной. Эта схематизация, очевидно, лишает произведение жизненной силы» (de Baroncelli, 1963).
Кинокритик Лионель Тарди писал, что автор романа «Король без развлечений» Жан Жионо (1895-1970), «глубоко потрясённый своими довоенными «руссоистскими» убеждениями, открыл в человеке, в глубине себя, тёмную, негативную, даже чудовищную сторону. Зверь может таиться глубоко внутри нас! Король без развлечений – вот его метафора. … Для Жионо чудовищность присуща человеку, порождённая пустотой бытия. Любого человека естественным образом тянет к трансгрессивным и жестоким развлечениям. Трагедия скуки — это потеря связи с миром и живой связи с природой. …
И есть трагедия мстителя, который носит в себе те мерзости, которые он уничтожает в других. Он убивает себя, когда понимает, что может сам предаться им. Даже больше, чем убийца, которого он разоблачает и убивает без суда, он — этот Король без развлечений. Для него, как и для убийцы юной девушки, которого мы очень мало видим на экране, убийство становится королевским развлечением, потому что это высшее нарушение всех запретов. Для Жионо каждый — потенциальный преступник, и главным мотивом является бездонный страх.
Идея построить эстетику фильма на построении его как цветного фильма с чёрно-белым фоном, постоянно окрашенным красным цветом крови — волчьей, свиной, гусиной, текущей по снегу, — но также и алым плащом пропавшей девушки и, наконец, собственной кровью Ланглуа. … Когда Жан Кокто увидел фильм после его выхода в прокат, незадолго до смерти, он заявил: «Этот фильм – великолепие, которое станет сокровищем Синематеки» (Tardif, 2014).
Итак, после черно-белых «Ударов судьбы» Франсуа Летерье снял «Короля без развлечений» в цвете и полностью отошел от приемов «новой волны». По стилю эта картина, скорее, напоминает классическую криминальную драму, где большое значение придается созданию мрачной атмосферы тайны, тревоги и страха, цветовому решению каждого эпизода (особенно ярко это проявляется в игре с красным цветом) и творческому использованию возможностей широкого экрана…
«Король без развлечений» получил Гран-при французского кино, но, увы, провалился во французском кинопрокате. Скорее всего, картина показалась массовой аудитории слишком мрачной…
Оса / La guêpe. Франция, 1965. Режиссер Франсуа Летерье. Сценаристы: Роже Гренье, Франсуа Летерье. Актеры: Франсуаз Арнуль, Жерар Блен, Моник Блен и др. Мелодрама. Драма. Премьера: 8.06.1965. ТВ.
Август 1944 года. Париж. Главный герой (Жерар Блен) проводит три дня и три ночи с молодой женщиной (Франсуаз Арнуль), в которую он влюбился…
Однако ошибутся те зрители, которые подумают, что это мелодрама в чистом виде. В 1960-х Франсуа Летерье еще был полон авторских амбиций, и этой картине свойственны серьезные драматические мотивы. Отчасти это связано с тем, что в августе 1944 года союзные войска освобождали Париж от нацистских оккупантов, и действие «Осы» происходит на этом фоне.
Но главное, что герой Жерара Блена задавался экзистенциальными философскими размышлениями: «Смерть одного существа — трагедия. Я говорю даже не о человеке, а о простом насекомом, осе. Она переворачивается на спину. Это — сторона смерти. Никогда больше она не сможет встать на ноги, на путь жизни»…
Королевская охота / La Chasse royale / Kráľovská poľovačka. Франция–Чехословакия, 1969. Режиссёр и сценарист Франсуа Летерье (по мотивам романа Пьера Муано). Актеры: Сами Фрей, Клод Брассёр, Людмила Микаэль, Жан Шампьон, Сюзанн Флон, Магда Вашариова и др. Премьера в Чехословакии: 26.12.1969. Прокат в СССР – с августа 1972: 8,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В замке, затерянном где-то в лесах, живут три женщины, одна из которых – душевнобольная. И вот однажды сюда приезжают на охоту двое молодых людей...
Драма «Королевская охота» вызвала в советской прессе неоднозначную реакцию.
Кинокритик Дмитрий Писаревский (1912-1990) писал о ней вполне благосклонно: «В фильме этом налицо все приметы приключенческой картины: напряженная борьба двух главных героев с бандой браконьеров, ранение одного из них, внезапная его любовь к уединенно живущей красавице Элен. Но режиссер стремится углубить психологию своих героев, превратить красоту окружающей их природы из пассивного фона в самостоятельную тему. Тема любви в сочетании с темой природы, ее первозданной красоты привлекала многих художников, вспомним хотя бы купринскую Олесю.
И хотя фильм «Королевская охота» не выдержит сравнения с такими высокими образцами, он затрагивает круг мотивов обаятельных и человечных, хотя и хорошо известных. … Поэтичность фильма в немалой степени является заслугой известного оператора Жана Бадаля, признанного «поэта камеры», из фильма в фильм сотрудничающего с Франсуа Летерье. К фильму привлечет внимание и участие известных актеров. Так, например, роль главного героя картины — Филипа — играет актер Сами Фрей, известный нашему зрителю по серии фильмов об Анжелике. И несмотря на то, что тема фильма не блещет новизной, а в истории кино можно найти примеры более яркого художественного воплощения этой темы, думается, что картина найдет своего зрителя благодаря поэтичности атмосферы и красоте природы, раскрепощающей героев фильма и приносящей радость не только им, но и зрителям» (Писаревский, 1972).
Однако кинокритик Литавра Дуларидзе дала низкую оценку, действительно слабой в художественном отношении ленте «Королевская охота»: «Франсуа Летерье — ученик Брессона, но, увы, ученик, мало что от него унаследовавший. В картинах Летерье … психологизм и философичность творчества Брессона приобретают характер претенциозности и празднословия. В «Королевской охоте» претензии многократны» (Дуларидзе, 1972: 19).
Как известно, советская публика активно посещала зарубежные фильмы, шедшие в прокате, особенно индийские, американские, французские и итальянские. Вот почему даже такая, в общем-то, неразвлекательная картина, как «Королевская охота», сумела собрать в советских кинозалах 8,3 млн. зрителей. А вот во французский кинопрокат, по свидетельству самого Франсуа Летерье, этот фильм так и не попал. По-видимому, и сам сюжет, и его режиссерская трактовка не понравились французским прокатчикам, и они заранее просчитали возможные финансовые убытки…
Закрытый показ / Частный показ / Projection privée. Франция, 1973. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Франсуа Летерье, Мадлен Шапсаль, Бернар Ревон. Актеры: Франсуаз Фабиан, Жан-Люк Бидо, Джейн Биркин, Бюль Ожье, Жак Вебер и др. Драма. Премьера: 8.10.1973. Прокат во Франции: 0,3 млн. зрителей.
Главный герой этого фильма – кинорежиссер, который хочет снять автобиографический фильм, затрагивающий причины смерти его бывшей жены…
В год премьеры «Закрытого показа» кинокритик Жан де Баронселли (1914-1998) обратил внимание читателей, что в центре авторской концепции фильма – «тайна художественного творения, взаимодействие жизни и творчества, столкновение реальности и воображения, тревожное возрождение прошлого… История разворачивается на двух уровнях, которые Франсуа Летерье сопоставляет в едином повествовательном потоке: эпизоды повседневной жизни – подготовка к съемкам, выбор актеров, обсуждение изменений в сценарии – тесно переплетаются с материализованными сценами будущего фильма… Для своего фильма Франсуа Летерье не выбрал легкий путь. Созданная им головоломка настолько сложна, что рискует остаться неразгаданной. Однако, разгадав эту головоломку, режиссеру удалось создать произведение, целостность которого неизбежна, и за драматическим развитием которого мы с интересом следим. Мастерство исполнения, строгость монтажа, изящество постановки заставляют нас забыть о некоторой холодности и искусственности первоначального замысла» (de Baroncelli, 1973).
В «Закрытом показе» Франсуа Летерье удалось собрать впечатляющий ансамбль талантливых актеров: Франсуаз Фабиан, Жан-Люк Бидо, Джейн Биркин, Бюль Ожье, Жак Вебер. Каждый из них замечательно ведет свою партию в фильме, балансирующем между прошлым и настоящим…
Многие знаменитые режиссеры рано или поздно обращались к автобиографическим мотивам и снимали своего рода «кино о кино» («Сансет бульвар», «8 ½», «Американская ночь» и др.). «Зарытый показ» – это своего рода «Американская ночь» Франсуа Летерье. Его режиссерское мастерство получило высокую оценку в кинематографической среде – Гран-при французского кино. Однако для массовой аудитории эта картина Летерье в очередной раз оказалась слишком сложной – во французских кинозалах ее посмотрели около 300 тыс. зрителей…
Прощай, Эмманюэль / Goodbye Emmanuelle. Франция, 1977. Режиссер Франсуа Летерье. Сценаристы: Моник Ланж, Франсуа Летерье, Эммануэль Арсан. Актеры: Сильвия Кристель, Умберто Орсини, Сильви Феннек, Жан-Пьер Бувье, Александра Стюарт, Ольга Жорж-Пико, Каролина Лоранс, Жак Дониоль-Валькроз и др. Мелодрама. Премьера: 14.10.1977. Прокат во Франции: 1,0 млн. зрителей. Прокат в ФРГ: 0,4 млн. зрителей.
Сейшельские острова. Свободная любовь под приятную музыку. Эмманюэль (Сильвия Кристель) влюбляется в кинорежиссера Грегори…
К середине 1970-х Франсуа Летерье заработал себе репутацию талантливого, но абсолютно некассового режиссера. Поэтому он решил попробовать себя в абсолютно коммерческом и (вроде бы) беспроигрышном киносериале об эротических похождениях Эмманюль.
Кинокритик Марк Хасан считает (на мой взгляд, с очень большой долей преувеличения), что фильм Франсуа Летереье «Прощай, Эмманюэль» «на удивление увлекателен, выигрывая от достойного сценария, который уменьшает обычную секс-болтовню и пустую философию свободной любви… Этот фильм также отличается самым высоким темпом: он меньше задерживается на деталях бездельничанья и предлагает несколько хорошо структурированных драматических поворотов, которые в конечном итоге приводят к довольно горько-сладкому прощанию со звездой сериала Кристель» (Hasan, 2003).
Зато кинокритик Колин Джейкобсон справедливо считает, что в этой картине «персонажи остаются слабыми и поверхностными, так что в итоге фильм оказывается лишь банальным исследованием своих тем. Эммануэль здесь тоже кажется менее симпатичной, чем в предыдущих фильмах» (Jacobson, 2004).
Честно говоря, фильм «Прощай, Эмманюэль» снят настолько стандартно, что режиссерский почерк Франсуа Летерье здесь практически неощутим. Фильм вышел во французский кинопрокат осенью 1977 года, когда мода на эротическое кино вроде бы находилось ещё на пике популярности. Продюсеры возлагали на эту, третью по счету часть киносериала (в главной роли – снова Сильвия Кристель, плюс приятная музыка Сержа Генсбура), большие надежды. И понятно почему: первая часть «Эмманюэль» (1974) Жюста Жакена (1940-2022) при стоимости 0,5 млн. долларов только в кинопрокате США заработала 12,1 млн. баксов. А её европейский кинопрокат был фантастически успешным: 8,9 млн. зрителей во Франции, 4,0 млн. – в ФРГ, 3,7 млн. – в Испании. «Эмманюэль-2» фотографа, писателя, продюсера и режиссера Франсиса Джакобетти (1939-2005) собрала во французских кинозалах гораздо меньше зрителей, но все равно была коммерчески успешной: 2,2 млн. зрителей. А вот «Прощай, Эмманюэль» (1977) сумела привлечь во французские кинотеатры аудиторию всего в 1 млн. зрителей. Разумеется, это было немало, тем паче, что картина неплохо прошла во многих иных европейских странах. Но, наверное, продюсеры все-таки ожидали большего…
Миледи / Milady. Франция, 1977. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценарист Поль Моран. Актеры: Жак Дюфильо, Клод Жиро, Жан Мартинелли и др. Премьера: 17.12.1977. ТВ.
Наездник Академии верховой езды выходит на пенсию и покупает кобылу по кличке Миледи…
Эта картина была снята Франсуа Летерье для телевидения, поэтому на сей раз его не заботил её коммерческий потенциал. Так что сюжет можно было делать расслабленным и неспешным. Жак Дюфильо (1914-2005) сыграл главную роль с полной отдачей, и его герой предстает на экране упрямым, замкнутым и поглощённым своей мечтой и безумной страстью к верховой езде…
Иди к маме, папа работает / Va voir maman, papa travaille. Франция, 1978. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Франсуаз Дорен, Даниэль Томпсон, Франсуа Летерье (по роману Франсуаз Дорен). Актеры: Марлен Жобер, Филипп Леотар, Даниэль Дюваль, Маша Мериль, Мишель Прель и др. Комедия. Премьера: 15.03.1978. Прокат во Франции: 1,0 млн. зрителей.
Замужняя женщина (Марлен Жобер) становится виновницей автомобильной аварии и… влюбляется в водителя пострадавшего автомобиля...
Этот фильм стал первой комедией Франсуа Летерье, и реакция французской прессы в целом была позитивной: «Дань сказочному таланту Марлен Жобер» (La Croix), «Фильм хороший, даже очень хороший, удачный, как хорошая бульварная комедия» (L'Humanité), «Чувствительный и интеллектуальный фильм» (Télé 7 Jours), «Забавно, чувственно и своевременно» (Le Point).
Уже в XXI века кинокритик Эрик Морель был куда более строг и отметил, что «если бы фильм Летерье смог соблазнить кого-то своей псевдосовременностью и создать иллюзию соответствия эпохе, авторам пришлось бы полностью положиться на свою силу убеждения и свою горечь, чтобы их взгляды на развод и их социальные наблюдения о трудностях женской эмансипации не казались столь незначительными под призмой нашего современного взгляда…. Но это не так; напротив, тон кажется совершенно искусственным из-за неуверенной режиссуры и, особенно, диалогов, которые в лучшем случае посредственны. … С другой стороны, фильм всё же можно посмотреть с некоторым удовольствием по двум причинам: свежая Марлен Жобер и мечтательный Филипп Леотар образуют правдоподобную и совершенно очаровательную пару, которая довольно удачно смотрится… В остальном зритель колеблется между раздражением, дискомфортом (из-за карикатур и обилия штампов) и относительной скукой, пока не наступает сентиментальный эпилог» (Maurel, 2019).
Эта, на мой взгляд, скромная по своему художественному уровню комедия собрала во французском кинопрокате около 1 млн. зрителей, то есть ровно столько же, сколько и поставленная тем же Франсуа Летерье «Прощай, Эмманюэль» (1977). И это для картины, на которую продюсеры изначально не возлагали «эмманюэльевых» надежд, было хорошим результатом.
Пьеро, мой друг / Pierrot mon ami. Франция, 1978. Режиссер Франсуа Летерье. Сценаристы: Антуан Гальен, Раймон Кено. Актеры: Жак Дютрон, Анн Жуссе, Жан-Марк Тибо и др. Комедия. Мелодрама. Премьера: 7.02.1979. ТВ.
Близорукий, ленивый и рассеянный Пьерро (Жак Дютрон) работает в Луна-парке и влюбляется в симпатичную Ивонну…
В этом телефильме переплетались жанры комедии и мелодрамы, а актер и шансонье Жак Дютрон играл свою роль с мягкой лирикой… Говорят, французским телезрителям эта картина Франсуа Летерье понравилась…
Я хочу перерыва!!! / Я на грани слома / Je vais craquer!!! Франция, 1980. Режиссер Франсуа Летерье. Сценаристы: Франсуа Летерье, Жерар Лозье. Актеры: Кристиан Клавье, Натали Бай, Анемон, Марк Порель, Морин Кервин, Жан-Поль Зенакер, Анри-Жак Юэ, Жак Мори, Банни Годийо, Катрин Серр, Андре Валарди, Жюдит Магр, Ноэль Лейрис, Жан-Франсуа Дерек, Жак Дониоль-Валькроз и др. Комедия. Премьера: 23.04.1980. Прокат во Франции: 1,0 млн. зрителей.
Жерому (Кристиан Клавье) тридцать лет, у него жена и трое детей. Но… однажды он вместе со своим приятелем погружается в мир ночных клубов и красивых женщин…
Кинокритик Оливье Никло писал, что эта картина Франсуа Летерье «гораздо лучше универсальной комедии: здесь есть тонкая наблюдательность, юмор, смешанный с жестокостью (но без злобы) и нежностью (но без сентиментальности), что довольно редко встречается во французском кино. … Кристиан Клавье необыкновенен, с поразительной ловкостью переходя от бесхребетности к наивности. Сцена, где он срывается в детской спальне, поистине трогательна. Социальная критика («Я чувствую себя как крыса в лабиринте») по-прежнему актуальна, как и шутки о парижском снобизме» (Nicklaus, 1980).
Уже в XXI веке кинокритик Пьер Лусдрег отметил, что «по форме это красочный водевиль с зачастую превосходными диалогами и актёрами, забавляющимися мелочностью персонажей» (Loosdregt, 2018).
Мне кажется, что Кристиан Клавье в главной роли был абсолютно на месте, и его персонаж хорошо вписался в эту историю с едкими сатирическими нотками и уверенной режиссурой Франсуа Летерье.
Во французском прокате комедия «Я хочу перерыва!!!» прошла неплохо, собрав около миллиона зрителей в кинозалах…
Крутые девчонки / Клёвые бабы / Когда ты избавишься от комплексов, позови меня / Les Babas Cool / Quand tu seras débloqué, fais-moi signe. Франция, 1980. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Мартен Ламот, Филипп Брюно, Франсуа Летерье. Актеры: Кристиан Клавье, Мари-Анн Шазель, Анемон, Франсуа Леотар, Ришар Боренже и др. Эротическая комедия. Премьера: 16.12.1981. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.
Мужчина (вроде бы) весьма консервативных взглядов знакомится с общиной хиппи…
Этот фильм Франсуа Летерье — еще одна его (теперь уже запоздалая) попытка эксплуатации тематики сексуальной революции. Здесь есть отдельные удачные шутки и даже сатирические мотивы. Но в целом все действие вертится вокруг эротики…
Как пишет кинокритик Виржиль Дюме, «сценаристы использовали неофитного персонажа Кристиана Клавье, который открывает для себя мир, о котором даже не подозревал. Вдали от больших городов и традиционных коммерческих каналов, идеалисты стремились осуществить возвращение к природе, порвав с нормами буржуазного общества и капитализма. Как и персонаж Клавье, широкая публика в первую очередь черпала из этого опыта сексуальное освобождение и идею беспрепятственного удовольствия. Поверхностная карикатура, которая затмевает все другие попытки разрушить отношения человека с производством и трудом. Хотя авторы явно поддразнивают персонажей, чтобы создать забавное зрелище, следует отметить, что в целом фильм уважительно относится к каждому из них. Создатели фильма, безусловно, попали в точку: мы обнаруживаем, что это сообщество существует преимущественно за счёт личного богатства одного из своих членов, а не за счёт сельскохозяйственного труда. Более того, пресловутая сексуальная свобода не так-то просто контролировать, и она создаёт множество напряженных моментов, которые и порождают самые смешные сцены фильма» (Dumez, 2019).
В итоге «Крутые девчонки» собрали во французском кинопрокате 0,5 млн. зрителей, то есть вдвое меньше предыдущих комедий Франсуа Летерье «Иди к маме, папа работает» (1978) и «Я хочу перерыва!!!» (1980), которые были далеки от ставки на сексуальную тематику. Видимо, к концу 1981 года массовая французская аудитория уже «наелась» киноэротики, и стала ориентироваться на иные сюжеты…
Похититель детей / Le voleur d'enfants. Франция, 1981. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценарист Жюль Сюпервьель. Актеры: Сами Фрей, Катрин Рувель, Жан Буиз и др. Комедия. Мелодрама. ТВ.
Париж 1930 года. У полковника (Сами Фрей) и его жены (Катрин Рувель) нет детей. Но они так богаты, что могут себе позволить похищать чужих детей и делать их счастливыми…
Согласитесь, необычный поворот в истории киднеппинга, которая в кинематографе обычно трактуется в ключе жесткой криминальной драмы, детектива или триллера.
Но Франсуа Летерье снял мелодраматическую комедию, поэтому ее условный мир легко обходит все «подводные камни» сюжета…
Телохранитель / Le garde du corps. Франция, 1983. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Жерар Жюньо, Дидье Каминка, Ив Керморван. Актеры: Джейн Биркин, Жерар Жюньо, Сами Фрей и др. Комедия. Мелодрама. Премьера: 15.02.1984. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей.
Главный герой влюбляется в симпатичную замужнюю женщину (Джейн Биркин) и становится ее тайным «телохранителем»…
Это актерская комедия, где Джейн Биркин, Жерар Жюньо и Сами Фрей играют своих персонажей с превосходным чувством жанра. В целом фильм не поднимается выше среднего уровня, до сих пор может вызвать у зрителей добрую улыбку…
Канавы жизни / Сцены из жизни / Tranches de vie. Франция, 1984. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы Жерар Лозье. Актеры: Лора Антонелли, Мишель Бужена, Жан-Пьер Кассель, Жерар Жюньо и др. Комедия. Премьера: 6.02.1985. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.
Эта комедия состоит и серии коротких новелл: тут и история француженки попавшей в иммигрантское общество, и приключения фальшивых пикаперов, и трудности переводчика в Африке, и срыв космической миссии из-за скандала…
Для российской аудитории особый интерес представляет новелла о французе (Жерар Жюньо), который посещает своего кузена (его играет тот же Жерар Жюньо) в СССР, и тот, воспользовавшись родственным сходством, улетает во Францию вместо него…
Знакомый сюжет, не правда ли? Ну, конечно, похожий прием будет спустя шесть лет использован в комедии Георгия Данелии «Паспорт»…
В целом комедия «Канавы жизни» получилась у Франсуа Летерье смешной и местами сатирически острой, так что приходится только удивляться, что она собрала во французском кинопрокате всего 0,6 млн. зрителей.
Сердце путешествия / Le coeur du voyage. Франция, 1985. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценарист Пьер Мустье (по собственному роману). Актеры: Тьерри Тремуру, Мартен Ламот, Изабель Отеро и др. Драма. Премьера: 15.02.1986. ТВ.
… Вскоре после Великой французской революции некий молодой человек отправляется в небезопасное путешествие…
Этому добротной экранизации романа Пьера Мустье свойственна романтическая тональность трактовки исторических событий и неторопливый темп, позволяющий Франсуа Летерье раскрыть характеры персонажей с массой подробностей…
Остров / L'île. Франция-Финляндия, 1987. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Робер Мерль, Бернар Ревон (по роману Робера Мерля). Актеры: Бруно Кремер, Серж Дюпир, Мартен Ламот, Карин Ломбар, Жан-Пьер Кастальди и др. Приключения. Премьера: 23.06.1987. ТВ-сериал.
В конце XVIII века в Океании вспыхивает восстание на корабле. Бунтовщики высаживается на необитаемом острове…
На сей раз Франсуа Летерье экранизировал роман Робера Мерля (1908-2004) в виде телесериала с харизматичным Бруно Кремером (1929-2010) в одной из главных ролей.
В этом фильме приключения сочетались с драматизмом и юмором, и размышлениям Робера Мерля о природе Власти тоже нашлось время и место…
Иможен / Imogene. Франция-Бельгия-Канада, 1988–1996. Режиссеры: Франсуа Летерье, Тьерри Шабер, Поль Веккьяли, Сильвен Мадиган, Жан-Даниэль Вераэг. Сценаристы: Винсен Белькур, Кристиан Биегальски и др. (по роману Чарльза Эксбрайта). Актеры: Доминик Лаванан, Жан Бенгиги, Ритон Либман и др. Приключения. Премьера: 9.01.1989. ТВ-сериал.
Дочь адмирала – Иможен Ле Данте – работает в военном ведомстве и ей поручено привезти из Парижа в Бретань образцы особого металла…
Этот сериал снимали пять режиссеров, поэтому вклад Франсуа Летерье был в целом довольно скромным. История получилась в чем-то наивная, в чем-то довольно забавная, но в целом не поднимающаяся над средним уровнем телепродукции…
Дитя Меконга / Сын Меконга / Le Fils du Mékong. Франция, 1991. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Франсуа Летерье, Чи. Актеры: Жак Вильере, Чи, Жан Ружери, Жак Франсуа, Анна Романова и др. Комедия. Премьера: 8.04.1992. Прокат во Франции: 6,3 тыс. зрителей.
Четверо друзей бегут от войны во Вьетнаме в Таиланд... Понятное дело, что комедийный жанр в этом случае требует всяческих недоразумений…
Эта комедия не представляет из себя ничего выдающегося, однако, благодаря неплохой игре Жака Вильере (1951-2005) выглядит местами приемлемой, хотя по-настоящему смешных шуток в этой ленте почти нет…
Французские зрители отвернулись от этой комедии, которую ждал в прокате оглушительный провал – всего 6,3 тыс. зрителей… Так что после этого Франсуа Летерье окончательно ушел из «большого кино» на телевидение.
Клови / Clovis. Франция, 1993. Режиссер Франсуа Летерье. Сценаристы: Филипп Брюно, Мартин Ламот, Франсуа Летерье. Актеры: Мишель Галабрю, Соня Воллеро, Поль Ле Персон и др. Детектив. Премьера: 30.06.1993. ТВ-сериал.
В этом сериале Франсуа Летерье поставил новеллу: Пропавшие из Рейана / Les disparus de Reillanne. Франция, 1993. Режиссёр и сценарист Франсуа Летерье (по роману Пьера Маньяна). Актеры: Мишель Галабрю, Элизабет Маргони, Соня Волльеро и др. Детектив. ТВ.
Бывший комиссар Клови оказывается вовлечённым в загадочную серию убийств…
«Пропавшие из Рейана» стали последней работой режиссера Франсуа Летерье, снятой не слишком выразительно и довольно скучно…
Вскоре после премьеры сериала «Клови» на французском телевидении Летерье ушел на пенсию, и последние четверть века своей жизни уже не пытался ничего снять…
Франсуа Летерье скончался в разгар ковидной пандемии 4 декабря 2020 года…