Найти в Дзене
Заядлый настольщик

Рондель или хождение по кругу. Механика в настольных играх

Оглавление
Finca - игра 2025 года. Рондель по прежнему популярен!
Finca - игра 2025 года. Рондель по прежнему популярен!

🗝️ НАЧНЕМ С ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рондель (фр. rondelle, диск) — игровая механика в настольных играх, при которой выбор действий осуществляется путём перемещения фишек по круговому треку/полю. Каждый сектор соответствуют различным вариантам действий или ресурсов.

____

Если перевести с настольного, то представь, что перед тобой круглое игровое поле с разными секторами — на каждом из них можно выполнить какое-то действие: собрать ресурсы, усилить карты или что-то подобное. Ты двигаешь свою фишку по кругу и решаешь, где остановиться. Важный момент: если ты проскочил нужный сектор, вернуться на него можно будет только после полного круга!

Рондель или колесо действий
Рондель или колесо действий

Так что нужно быть решительнее — если будешь долго думать, конкуренты могут занять лучшие места раньше тебя. Всё как в жизни: упустил момент — жди нового витка!

🎶 РОНДЕЛЬ - РИТМ В НАСТОЛЬНОЙ ИГРЕ

Рондель реализован во множестве игр. Это может быть как отдельный блок с секторами, так и все поле, выполненное как цикличный механизм одностороннего выбора действия.

Если представить игровой процесс как танец, то рондель — это его ритмический рисунок, заданный круговыми движениями.

Ты не просто двигаешь свою фишку — ты ловишь момент, подгадываешь, рассчитываешь. Вот нужный сектор прошел мимо — эх, не успел! Ну ничего, через круг он вернётся. И, возможно, с новыми бонусами. Но, это не точно :)

Все это создаёт ощущение непрерывного потока и дает гибкий подход для планирования ходов.

Возможности не исчезают, а возвращаются, часто меняя свою ценность в зависимости от тактической ситуации.

Игроки не просто выбирают действие — они перемещают фишки по кругу, оценивая, какой сектор окажется выгодным сейчас, а какой стоит придержать на будущее.

-3

📝 ПРИМЕРЫ ИГР

Давай рассмотрим настолки, где используется эта замечательная механика.

Самая первая

Считается, что впервые «рондель» был реализован в Antike (2005 года, автор Макс Гердтс). В этой игре о развитии и соперничестве цивилизаций через рондель игроки выбирают какие ресурсы получать в свой ход.

Antike -
Antike -

Круг и сектора для выбора - все аскетично просто и понятно!

____

Круглое поле-карта

Виконты Западного Королевства - третья часть популярной трилогии от Шема Филлипса. В ней настольщики, стараясь набрать больше победных очков, балансируют между порочностью и добродетелью.

В игре механика рондель реализована через круглое поле-карту Западного королевства. Это настоящее сердце настолки, главный элемент, выделяющий ее из всей серии!

Рондель - круглое поле в Виконтах Западного Королевства
Рондель - круглое поле в Виконтах Западного Королевства

Игроки перемещают своих виконтов по секторам, активируя действия текущей локации. В зависимости от дороги, по которой идут фишки, можно выбрать один из двух вариантов действия: Строить/Торговать или Читать манускрипты/Отправлять в замок.

Это создаёт тактические дилеммы: нужно эффективно сочетать карты с планшета и реализацию ближайших возможностей. Рондель обеспечивает плавный темп игры, сочетая стратегию и планирование.

Еще об этой игре:

____

Отдельное поле для ресурсов

Красный собор - евро-стратегии от Сантос и Сендреро, талантливого дуэта авторов. Игроки выполняют личный заказ Ивана Грозного и участвуют в строительстве храма Василия Блаженного.

Ронделю отводится целое поле. Оно служит для получение ресурсов и услуг. Игроки перемещают кубики по круговому треку в зависимости от значений на гранях. Активация сектора дает ресурсы и действия. Такое сочетание детерминированного планирования и элемента случайности создаёт интересный симбиоз.

Красный собор - кубики на службе ронделя :)
Красный собор - кубики на службе ронделя :)

Ты готовишь ход, выбираешь сектор, но тут врывается рандом — кубики решают, какой именно участок тебе доступен.

На помощь приходит наличие других действий (особенно с допом "Приказчики"). Они позволяя гибко адаптироваться к текущей ситуации, сглаживая эффект "Ну, все не подходит!".

В "Красном соборе" механика ронделя удачно связывает этапы подготовки с основными действиями строительств собора, чем усиливает вовлечённость в игру.

____

Карусель с крысками

"Побег из Вистара" - стратегия, созданная Симоне Лучани. Он же автор игр: Цолькин, Гранд отель, Плотина. По сюжету игроки управляют шибко умными крысами, пытающимися организовать побег из лаборатории.

Побег из Вистара
Побег из Вистара

Ключевая механика, ты удивишься, - Рондель: круг действий, который поворачивается только между раундами. Игрок размещает одну крыску в секторе, но эффект действия будет зависеть от количества мышат в области, куда направлен этот сектор. Так создается стратегический баланс между немедленными выгодами и планированием будущих ходов.

Хочешь занять лучший сектор? Придется быть первым в очереди хода! Это добавляет еще слой соревновательности, поскольку игроки должны учитывать риск потерять нужное действие и адаптироваться к меняющимся условиям.

Как сказал владелец коробки "Побег из Вистара" в клубе "Логово настольщика":

"Этот круг — словно колесо фортуны: улыбнётся — воплотишь задуманное, нет — строй планы на следующую игру."

____

Самая красивая игра с ронделем

Читая описания настолок, использующих рондель, может сложиться впечатление, что это какая-то архаичная штука.

Спокойно, не поддавайся на провокации! Это ошибочное впечатление, потому что механика востребована и регулярно появляется в тексте описаний игр на предзаказе.

Например, "Бессознательное" - игра 2022 года о становлении психоанализа в начале XX века. В этой очень красиво и богато оформленной евро-стратегии рондель встречается на двух уровнях.

  • На личном планшете ̶п̶с̶и̶х̶о̶а̶н̶а̶л̶и̶т̶и̶к̶ = игрок перемещает чернильницу по круговому треку, активируя ресурсы в зависимости от её позиции.
Бессознательное - личный планшет игрока
Бессознательное - личный планшет игрока

Количество шагов будет определяться главным действием хода — выкладыванием жетона идей на поле с обсуждениями. Получается эдакая сомнамбулическая связка - когда ты осознано высказываешь мысль о психоанализе, а игра отвечает тебе.

  • Одновременно рондель используется на общем поле для прогулок по локациям Вены, где фигурки игроков и дедушки Фрейда движутся по круговому маршруту,
Бессознательное - отдельное поле для прогулок по Вене
Бессознательное - отдельное поле для прогулок по Вене

Эта двойная реализация создаёт гармонию между индивидуальными решениями и общим повествованием.

-----

Колесо действий для карт

«Властители» - игра про борьбу знати в эпоху Возрождения. Каждый хочет, чтобы его город стал самым главным на Пиренеях.

Механика ронделя реализована с оригинальным подходом: каждый игрок собирает свое колесо действий на индивидуальном планшете.

Властители
Властители

Изначально его основу формируют уникальные стартовые карты семейства, которые определяют преимущества и последовательность действий. Расположение карт на ронделе так же важно, тк влияет на стратегию.

В процессе игры можно добавлять новые карты, меняя состав колеса. Получается собственный конструктор власти - крутишь, вертишь, адаптируешь его под текущие условия на поле. Это создаёт глубину и реиграбельность, позволяя каждому игроку пробовать искать свой путь к победе.

____

Крутятся шестеренки

Цолькин: календарь майя - заслужено самая оригинальная игра в этой статье. Все из того, что механика ронделя реализовала через систему взаимосвязанных шестерёнок.

Центральная гигантская деревянная шестерёнка приводит в движение пять меньших, создавая динамичное и визуально эффектное игровое поле. Игроки размещают свои фишки в секторах этих шестерёнок, и с каждым ходом механизм поворачивается, перемещая фишки по кругу.

Цолькин: календарь майя
Цолькин: календарь майя

Особенность механики в том, что получение выгоды происходит на этапе "снятия" рабочего, а не его выставлении.

Чем дольше фишка остаётся на шестеренках, тем дальше она "уедет" и тем больше ресурсов получит игрок при её возврате. Это требует, как я называю, выбора лучшего момента: нужно балансировать между моментальным получением выгод и риском потерять фишку.

Механика создаёт напряжённое взаимодействие и требует точного планирования, идеально отражая тему календаря майя — цикличность времени и его ценность.

Забавный момент - портал БГГ не относит эту игру к ронделю, но мы-то знаем,что он там есть :)

-12

📌 ИТОГИ

Как ты понял, дружище, механика рондель любима геймдизайнерами и почитаема в настольном сообществе. Список игр можно продолжать и продолжать. Больше того, "Монополия" .... это тоже рондель!

А все потому, что механика структурирует ходы, как строгий, но справедливый ведущий. Заставляет продумывать действия и дарит моменты тактического озарения.

Как побочный эффект - возможна лёгкая паника, когда соперник займёт твой заветный сектор! Вот такая она, магия осознанного выбора под давлением обстоятельств :)

🖐 На этом все. Спасибо за внимание!
До встречи в блоге, в комментариях, в партиях за настолкой
Ковалев Константин ака К2

-13

Другие интересные посты в блоге:

  • Описал свой любимый жанр настольных игр
Евро настолки: Что за термин?
Заядлый настольщик31 октября 2023
  • Разобрал "по полочкам" дополнение к "Белому Замку"
  • Обзор с анимацией и детальным разбором
Обзор настольной игры «Трек 12 Гималаи»
Заядлый настольщик24 августа 2023
  • Даже опытные настольщики не знаю этих деталей
🙍‍♂ "Мипл" - малоизвестная история популярного термина
Заядлый настольщик21 июля 2023