🗝️ НАЧНЕМ С ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рондель (фр. rondelle, диск) — игровая механика в настольных играх, при которой выбор действий осуществляется путём перемещения фишек по круговому треку/полю. Каждый сектор соответствуют различным вариантам действий или ресурсов.
____
Если перевести с настольного, то представь, что перед тобой круглое игровое поле с разными секторами — на каждом из них можно выполнить какое-то действие: собрать ресурсы, усилить карты или что-то подобное. Ты двигаешь свою фишку по кругу и решаешь, где остановиться. Важный момент: если ты проскочил нужный сектор, вернуться на него можно будет только после полного круга!
Так что нужно быть решительнее — если будешь долго думать, конкуренты могут занять лучшие места раньше тебя. Всё как в жизни: упустил момент — жди нового витка!
🎶 РОНДЕЛЬ - РИТМ В НАСТОЛЬНОЙ ИГРЕ
Рондель реализован во множестве игр. Это может быть как отдельный блок с секторами, так и все поле, выполненное как цикличный механизм одностороннего выбора действия.
Если представить игровой процесс как танец, то рондель — это его ритмический рисунок, заданный круговыми движениями.
Ты не просто двигаешь свою фишку — ты ловишь момент, подгадываешь, рассчитываешь. Вот нужный сектор прошел мимо — эх, не успел! Ну ничего, через круг он вернётся. И, возможно, с новыми бонусами. Но, это не точно :)
Все это создаёт ощущение непрерывного потока и дает гибкий подход для планирования ходов.
Возможности не исчезают, а возвращаются, часто меняя свою ценность в зависимости от тактической ситуации.
Игроки не просто выбирают действие — они перемещают фишки по кругу, оценивая, какой сектор окажется выгодным сейчас, а какой стоит придержать на будущее.
📝 ПРИМЕРЫ ИГР
Давай рассмотрим настолки, где используется эта замечательная механика.
Самая первая
Считается, что впервые «рондель» был реализован в Antike (2005 года, автор Макс Гердтс). В этой игре о развитии и соперничестве цивилизаций через рондель игроки выбирают какие ресурсы получать в свой ход.
Круг и сектора для выбора - все аскетично просто и понятно!
____
Круглое поле-карта
Виконты Западного Королевства - третья часть популярной трилогии от Шема Филлипса. В ней настольщики, стараясь набрать больше победных очков, балансируют между порочностью и добродетелью.
В игре механика рондель реализована через круглое поле-карту Западного королевства. Это настоящее сердце настолки, главный элемент, выделяющий ее из всей серии!
Игроки перемещают своих виконтов по секторам, активируя действия текущей локации. В зависимости от дороги, по которой идут фишки, можно выбрать один из двух вариантов действия: Строить/Торговать или Читать манускрипты/Отправлять в замок.
Это создаёт тактические дилеммы: нужно эффективно сочетать карты с планшета и реализацию ближайших возможностей. Рондель обеспечивает плавный темп игры, сочетая стратегию и планирование.
Еще об этой игре:
____
Отдельное поле для ресурсов
Красный собор - евро-стратегии от Сантос и Сендреро, талантливого дуэта авторов. Игроки выполняют личный заказ Ивана Грозного и участвуют в строительстве храма Василия Блаженного.
Ронделю отводится целое поле. Оно служит для получение ресурсов и услуг. Игроки перемещают кубики по круговому треку в зависимости от значений на гранях. Активация сектора дает ресурсы и действия. Такое сочетание детерминированного планирования и элемента случайности создаёт интересный симбиоз.
Ты готовишь ход, выбираешь сектор, но тут врывается рандом — кубики решают, какой именно участок тебе доступен.
На помощь приходит наличие других действий (особенно с допом "Приказчики"). Они позволяя гибко адаптироваться к текущей ситуации, сглаживая эффект "Ну, все не подходит!".
В "Красном соборе" механика ронделя удачно связывает этапы подготовки с основными действиями строительств собора, чем усиливает вовлечённость в игру.
____
Карусель с крысками
"Побег из Вистара" - стратегия, созданная Симоне Лучани. Он же автор игр: Цолькин, Гранд отель, Плотина. По сюжету игроки управляют шибко умными крысами, пытающимися организовать побег из лаборатории.
Ключевая механика, ты удивишься, - Рондель: круг действий, который поворачивается только между раундами. Игрок размещает одну крыску в секторе, но эффект действия будет зависеть от количества мышат в области, куда направлен этот сектор. Так создается стратегический баланс между немедленными выгодами и планированием будущих ходов.
Хочешь занять лучший сектор? Придется быть первым в очереди хода! Это добавляет еще слой соревновательности, поскольку игроки должны учитывать риск потерять нужное действие и адаптироваться к меняющимся условиям.
Как сказал владелец коробки "Побег из Вистара" в клубе "Логово настольщика":
"Этот круг — словно колесо фортуны: улыбнётся — воплотишь задуманное, нет — строй планы на следующую игру."
____
Самая красивая игра с ронделем
Читая описания настолок, использующих рондель, может сложиться впечатление, что это какая-то архаичная штука.
Спокойно, не поддавайся на провокации! Это ошибочное впечатление, потому что механика востребована и регулярно появляется в тексте описаний игр на предзаказе.
Например, "Бессознательное" - игра 2022 года о становлении психоанализа в начале XX века. В этой очень красиво и богато оформленной евро-стратегии рондель встречается на двух уровнях.
- На личном планшете ̶п̶с̶и̶х̶о̶а̶н̶а̶л̶и̶т̶и̶к̶ = игрок перемещает чернильницу по круговому треку, активируя ресурсы в зависимости от её позиции.
Количество шагов будет определяться главным действием хода — выкладыванием жетона идей на поле с обсуждениями. Получается эдакая сомнамбулическая связка - когда ты осознано высказываешь мысль о психоанализе, а игра отвечает тебе.
- Одновременно рондель используется на общем поле для прогулок по локациям Вены, где фигурки игроков и дедушки Фрейда движутся по круговому маршруту,
Эта двойная реализация создаёт гармонию между индивидуальными решениями и общим повествованием.
-----
Колесо действий для карт
«Властители» - игра про борьбу знати в эпоху Возрождения. Каждый хочет, чтобы его город стал самым главным на Пиренеях.
Механика ронделя реализована с оригинальным подходом: каждый игрок собирает свое колесо действий на индивидуальном планшете.
Изначально его основу формируют уникальные стартовые карты семейства, которые определяют преимущества и последовательность действий. Расположение карт на ронделе так же важно, тк влияет на стратегию.
В процессе игры можно добавлять новые карты, меняя состав колеса. Получается собственный конструктор власти - крутишь, вертишь, адаптируешь его под текущие условия на поле. Это создаёт глубину и реиграбельность, позволяя каждому игроку пробовать искать свой путь к победе.
____
Крутятся шестеренки
Цолькин: календарь майя - заслужено самая оригинальная игра в этой статье. Все из того, что механика ронделя реализовала через систему взаимосвязанных шестерёнок.
Центральная гигантская деревянная шестерёнка приводит в движение пять меньших, создавая динамичное и визуально эффектное игровое поле. Игроки размещают свои фишки в секторах этих шестерёнок, и с каждым ходом механизм поворачивается, перемещая фишки по кругу.
Особенность механики в том, что получение выгоды происходит на этапе "снятия" рабочего, а не его выставлении.
Чем дольше фишка остаётся на шестеренках, тем дальше она "уедет" и тем больше ресурсов получит игрок при её возврате. Это требует, как я называю, выбора лучшего момента: нужно балансировать между моментальным получением выгод и риском потерять фишку.
Механика создаёт напряжённое взаимодействие и требует точного планирования, идеально отражая тему календаря майя — цикличность времени и его ценность.
Забавный момент - портал БГГ не относит эту игру к ронделю, но мы-то знаем,что он там есть :)
📌 ИТОГИ
Как ты понял, дружище, механика рондель любима геймдизайнерами и почитаема в настольном сообществе. Список игр можно продолжать и продолжать. Больше того, "Монополия" .... это тоже рондель!
А все потому, что механика структурирует ходы, как строгий, но справедливый ведущий. Заставляет продумывать действия и дарит моменты тактического озарения.
Как побочный эффект - возможна лёгкая паника, когда соперник займёт твой заветный сектор! Вот такая она, магия осознанного выбора под давлением обстоятельств :)
🖐 На этом все. Спасибо за внимание!
До встречи в блоге, в комментариях, в партиях за настолкой
Ковалев Константин ака К2
Другие интересные посты в блоге:
- Описал свой любимый жанр настольных игр
- Разобрал "по полочкам" дополнение к "Белому Замку"
- Обзор с анимацией и детальным разбором
- Даже опытные настольщики не знаю этих деталей