Валерий Подмаско
Служба танка «Рено-русский»
Танковый отряд № 6, вооруженный танками «Рено-русский», после участия в параде на Красной площади 23 февраля 1922 года начали готовить..., к чему бы вы думали? К весенним полевым работам!
4 марта 1922 года танковый отряд № 6 вместе с танковым отрядом № 7, вооруженным 5-ю танками «Renault FT», отправились в Саратов пахать бескрайние поля Поволжья. Сегодня нам это кажется очень странным, но тогда в Поволжье свирепствовал голод, и Советское Правительство решило использовать все имеющиеся резервы для его ликвидации, в том числе за счет распашки и посева зерновых на всех имеющихся сельскохозяйственных площадях. Пишут даже о том, что поэтому личный состав танковых отрядов № 6 и № 7 укомплектовывали, подбирая красноармейцев с сельскохозяйственным прошлым.
Танки «Renault FT» и «Рено-русский» были выбраны для этой цели осмысленно. Для выбора танков, пригодных для вспашки полей, было даже проведено специальное совещание, на котором были высказаны следующие доводы: «...Применение таких мощных силовых единиц, как «Рикардо» и «Тейлор» нежелательно, ибо, принимая во внимание большой вес танков и, вследствие этого, малый процент производимой работы, расход горючего будет не пропорционален произведенной работе. Что же касается танков меньшей мощности – «Рено – то ввиду их относительного приближения к тракторам, производство ими полевых работ может быть признано более или менее целесообразным». Что интересно, это сравнение легких танков с тракторами было пророческим, и в СССР танкостроение до 1941 года будет развиваться не на базе автомобильного, а на базе тракторного производства.
Где точно и как служили танки отряда № 6 и все остальные танки «Рено-русский», не известно. Свирин М.Н. в первом томе своей книги «Танковая мощь СССР. Первая полная энциклопедия» пишет, что весной 1922 года два танка «Рено-русский» планировали направить на борьбу с бандитами, но «распутица и слабый лед на реках отменили проведение операции» (стр. 33). Таким образом, мы знаем про танки «Рено-русский» только то, что они в 1922 году участвовали в сельхозработах и готовились к боям с бандитами. Означает ли это, что все остальное время они стояли? Конечно нет. Их гоняли на учениях, имитируя «современный» бой в «современной» войне.
В 1923 году произошло знаменательное событие – Высший военный редакционный совет опубликовал книгу М. Фатьянова «Танк «Рено-русский» – инструкцию «начинающим танкистам» по эксплуатации танка «Рено-русский». Это очень подробный и основательный технический документ, содержащий полную номенклатуру «материальной части передаточных механизмов и остова» танка, а также его двигателя и трансмиссии. Вообще-то, эта «инструкция» должна была бы появиться еще в 1921 году, хотя и в 1923 году она тоже была как нельзя кстати. Даже французский танк «Renault FT» был очень нежным созданием, двигатель которого имел очень маленький моторесурс. А танки «Рено-русский», изготовленные полукустарным способом, были еще нежнее. Первые танки вообще создавались не для мотопробегов. В идеале их следовало перевозить, где только это возможно, но для 7-тонных танков в РСФСР и в СССР (в первые годы его существования) просто не было грузовых автомобилей требуемой грузоподъемности. А уж пахать на них не стоило совсем.
Мы практически ничего не знаем об армейских буднях танка «Рено-русский», но судя по фотографиям того времени, советские танки широко использовали в системе обучения войск: пехоту учили поддерживать танки в атаке, проводили ее обкатку танками и вообще приучали не бояться танков, а взаимодействовать с ними. Все это требовало от танков одного – движения, и это означает, что двигатели танков «Рено-русский» эксплуатировались нещадно. Неудивительно, что после 1924 года они начали один за другим выходить из строя. Конечно, их ремонтировали, но в силу отсутствия запчастей, нужные детали, узлы и агрегаты снимали со списанных танков. Свирин М.Н. пишет (там же), что источником запчастей почему-то служили только танки «Renault FT», и что таким образом было отремонтировано 8 танков.
Но на танках «Рено-русский» стояли итальянские двигатели и трансмиссии, которые имелись на Московском автозаводе АМО. Нужно учитывать, что в ноябре 1924 года на АМО начали серийное производство первого советского грузовика «АМО-Ф-15», который был клоном итальянского грузовика «FIAT 15 Ter», но собирался из комплектующих, произведенных в СССР. Так что с двигателями и трансмиссией серьезных проблем быть не могло. Кстати, вышедшие из строя французские танки «Renault FT» можно было модифицировать, установив на них те же итальянские моторы. Что касается ходовой части, то ее заменяемые элементы можно и нужно было производить.
К концу 1928 года все трофейные танки периода Гражданской войны были сняты с вооружения и переданы в военные и гражданские учебные заведения и в ОСОАВИАХИМ в качестве учебных пособий, а также на испытательные полигоны. Несколько танков использовались в качестве шасси, на котором монтировалось экспериментальное оборудование. Согласно «Справке о наличии танков старых систем» на 30 января 1931 года, на учете РККА все еще числилось 15 танков «Рено-русский» и всего 13 танков «Renault FT».
Похоже, что военная служба танков «Рено-русский» была полностью завершена к 1928 году, и все сохранившиеся танки были превращены в учебные пособия. Итого танки «Рено-русский» стояли на вооружении РККА не более 7 лет, хотя для многих танков эта цифра в реальности была еще меньше. Много это или мало для танка? Для танка этот срок службы в мирное время скандально мал!
1 августа 1938 года было принято постановление Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР № 180сс «Об использовании имеющихся в РККА не серийных старых типов танков». Постановление предусматривало передачу укрепрайонам для использования на огневых точках танков, «которые не могут быть восстановлены и использованы как боевые машины». В постановлении помимо прочего упоминалось всего два танка «Рено». Видимо, это два танка, которые хранились на военно-хозяйственном складе № 37. Получается, что к 1 августа 1938 года танки «Renault FT» и «Рено-русский» не использовались даже в качестве учебных пособий, что и понятно – в Красной Армии тогда было около 20 тысяч новых танков советского производства, поэтому военным и гражданским учебным заведениям Renault FT и Рено-русский в качестве учебных пособий уже не требовались.
Однако зарубежный опыт убедительно демонстрирует, что танк «Renault FT», послуживший матрицей танка «Рено-русский», мог использоваться и достаточно эффективно использовался даже во Второй мировой войне на укрепленных линиях в качестве огневых точек, в том числе мобильных, и в охране аэродромов, железнодорожных мостов, станций, разъездов и других объектов транспортной инфраструктуры, в также в охране военных объектов – складов, гаражей и т.д. Само собой, танки «Renault FT», не потерявшие подвижность, использовались в танковых и пехотных учебных частях.
Таким образом, утверждать, что «морально устаревший» танк следует использовать исключительно как металлолом, нельзя. Любое оружие остается оружием, пока оно хоть сколько-нибудь сохраняет свои исходные качества. Тем более, что танк «Renault FT» можно называть «морально устаревшим» только с конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века. Причем в разных странах период «дожития» Renault FT наступал в разное время, и этот период мог быть достаточно плодотворным и протяженным. Известно, что танки «Renault FT» обороняли Брестскую крепость и дрались в составе польских бронепоездов в сентябре 1939 года, что они несли военную службу и сражались с немцами во время битвы за Францию в мае-июне 1940 года.
Должен упомянуть отдельно судьбу танка «Renault FT» в Вермахте, где абсолютно все трофейные танки использовались, как только было можно, в течение всего периода Второй мировой войны. Причем танк «Renault FT» использовался в Вермахте возможно даже шире и эффективнее, чем во Французской армии до мая-июня 1940 года. Немцы убедительно доказали, что у них ничего не пропадало без пользы для «Тысячелетнего Рейха», и танки «Renault FT» тоже нашли у них свое применение.
Кстати, в завершение своей боевой карьеры танки «Renault FT» в составе французских колониальных войск режима Виши в Индокитае участвовали в боях с японцами 22-26 сентября 1940 года, а в Марокко и в Алжире – в боях с союзными войсками 8–16 ноября 1942 года. В августе 1944 года немецкие оккупационные войска использовали танки «Renault FT» против союзных войск, наступающих на Париж. В это же самое время французские полицейские режима Виши в Париже использовали имеющиеся у них танки «Renault FT» против повстанцев.
Ранняя смерть танка «Рено-русский» в СССР – это результат не его технического несовершенства, а несовершенства отечественной машиностроительной промышленности того времени, острого дефицита квалифицированных кадров в промышленности и в РККА, а также общего недостатка технической культуры. Но из всего сказанного не следует, что серийное производство танка «Рено-русский» не следовало продолжать. Как раз наоборот: танк «Рено-русский» следовало производить и дальше.
Детище «советского» ВПК
Про танк «Рено-русский» часто пишут, что он является первым детищем «советского» ВПК. Но в начале 20-х годов прошлого века в РСФСР своего ВПК еще не было. Вся советская военная промышленность того времени представляла собой руины военно-промышленного комплекса Российской Империи. Первый советский танковый проект – это, по сути, последнее детище ВПК Российской Империи.
Изготовление 15 танков «Рено-русский» доказывает, что ВПК Российской Империи был в состоянии производить не только бронеавтомобили, но и танки с автомобильными двигателями. Царское Правительство вполне могло приобрести лицензию и начать легальное производство танков «Renault FT» в России, ведь потребность в танках была. Главное препятствие этому заключалось в перегруженности русского ВПК военными заказами и, очевидно, в остром дефиците квалифицированных рабочих-металлистов. Тот же Сормовский завод в ходе Первой мировой войны вряд ли нашел бы у себя резервы для организации танкового производства. Другое дело, что царское Правительство уже в ходе Первой мировой войны инициировало строительство в России ряда автомобилестроительных заводов, о чем мы с вами уже говорили, и некоторые из них были перспективны для организации на них сборки танков с использованием узлов и агрегатов производимых на них грузовых автомобилей.
Так, в Рыбинске строился автомобильный завод акционерного общества «Русский Рено», который должен был снабжать Русскою Армию полуторатонными грузовиками марки «Renault». К сожалению, к середине 1917 года удалось построить только половину намеченных зданий, а станки и оборудование застряли в пути. Если бы Правительство более внимательно относилось к нуждам этого автозавода, он мог быть запущен в намеченные сроки, и производство танков «Renault FT» можно было развернуть в Рыбинске. В конце концов, в Санкт-Петербурге (Петрограде) еще с довоенных времен действовал ремонтно-сборочный завод того же самого акционерного общества «Русский Рено». Это предприятие собирало и ремонтировало автомобили «Renault» всех типов и классов, и на его базе уж точно можно было развернуть производство танков «Renault FT». Короче, Русская Императорская Армия вполне могла иметь танки российского производства. Однако этим никто не озаботился. Причем не было даже попыток наладить производство танков в России.
По моему мнению, все это свидетельствует не о слабости имперского военно-промышленного комплекса, а о неэффективности Царского Правительства в целом и тогдашнего руководства военно-промышленного комплекса Российской Империи, в частности. Но то, что не сделали генералитет русской Императорской Армии и бюрократия Российской Империи, сделали большевики с их «комиссаром Гаугелем» и Военным коммунизмом.
«Бесценный опыт»
Когда отечественные историки подводят итоги изготовления и карьеры танка «Рено-русский», обычно пишут, что «главная заслуга «Рено-Русского» заключается в том, что он был первым советским танком, и опыт, полученный при его изготовлении, позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинального отечественно танка «МС-1 (Т-18)». Мое мнение по поводу «приобретенного опыта танкостроения» таково: конечно опыт танкостроения при изготовлении 15 танков «Рено-русский» был получен, но он оказался невостребованным. Все страдания, выпавшие на долю инженеров, техников и рабочих Сормовского завода во время изготовления танков «Рено-русский» во многом были напрасными.
О каком-то использовании полученного опыта можно было бы говорить, если бы на Сормовском заводе было сохранено и развито танковое производство. В реальности производство танков «Рено-русский» было просто заброшено и забыто. В Сормово танки снова начали производить только в 1941 году. Кстати, всего за время Великой Отечественной войны на этом знаменитом заводе было построено более 12 тысяч (!) танков «Т-34». Правда следует учитывать, что завод «Красное Сормово» образца 1941 года качественно отличался от Сормовского завода образца 1921 года. Это было совершенно другое предприятие.
Да, в изготовлении танков «Рено-русский» принимал участие слесарь-сборщик Михаил Кошкин (1898-1940 гг.) – двадцатидвухлетний демобилизованный красноармеец, в будущем главный конструктор знаменитого советского танка «Т-34». Но какой опыт танкостроения мог приобрести слесарь-сборщик? Видимо, именно на Сормовском заводе у М.И. Кошкина и возник интерес к танкам и танкостроению, но не более того. М.И. Кошкин не имел никакого отношения ни к проектированию, ни к производству первого советского танка «МС-1(Т-18)». Таким образом, первые советские танки «МС-1(Т-18)» начали производить в 1927 году на заводе «Большевик» (бывший Обуховский) в Ленинграде «с чистого листа».
Танкопром ценнее танков!
В РСФСР, а затем и в СССР, очевидно, долгое время не понимали, что налаженное проектирование танков и их серийное производство представляет большую ценность, чем сами танки, стоящие на вооружении Красной Армии. Производство 15-ти танков «Рено-русский» следовало расценивать не по стоимости танков, которая, несомненно, была слишком высока по причине полукустарности производства и малой серии выпущенных танков, а по стоимости наладки серийного производства, пусть даже примитивного. Я уверен, что производство танков «Рено-русский» следовало продолжать во что бы то ни стало.
Главное, что были самостоятельно изготовлены все необходимые чертежи танков «Renault FT» и танка «Рено-русский», что был решен вопрос с двигателем и трансмиссией танка, а также с вооружением танка орудиями отечественного производства. На танк «Рено-русский» устанавливались двигатель и трансмиссия от итальянского грузовика «FIAT 15 Ter», и, по сути, был создан гибрид французского танка с итальянским грузовиком. Это было очень правильное и, видимо, единственно верное тогда решение. В Москве уже в 1917 году в основном было завершено строительство автомобильного завода «АМО», который собирал эти самые итальянские грузовики. Запасов оригинальных двигателей и трансмиссий на АМО хватало для продолжения производства танка «Рено-русский», а там, на горизонте, уже маячила перспектива их производства в Советской России.
Если танковое производство на Сормовском заводе по какой-то причине не устраивало военно-промышленное и промышленное ведомства РСФСР, то учитывая, что на танк «Рено-русский» устанавливались двигатель и трансмиссия, изготовленные по образцу двигателя и трансмиссии марки «FIAT», его производство можно было перенести в Москву на завод «АМО». Я уверен, что в 1921-1922 годах свободных производственных площадей там было достаточно, а дальше можно было бы построить и новые цеха. Во всяком случае, варианты при выборе места для организации танкового производства в 1921 году были. Танковое производство можно было перенести из Нижнего Новгорода в Петроград на тот же завод «Большевик», на котором позднее появился на свет танк «МС-1 (Т-18)».
Проблемы с пулеметным вооружением танков «Рено-русский» тоже были решаемы. Объем производства танков в первые годы после Гражданской войны не мог быть большим, и танки «Рено-русский» можно было вооружать трофейными или иностранными пулеметами. Кстати, в 1922 году на свет появился 6,5-мм спаренный ручной пулемет Федорова-Шпагина, который являлся модификацией датского пулемета Мадсена (дат. Madsen). Его производство можно было наладить на Ковровском пулеметном заводе, построенном в годы Первой мировой войны специально для производства пулемета Мадсена. В 1925 году был готов 6,5-мм спаренный ручной пулемет Федорова-Иванова, который производился серийно на Ковровском заводе, и им были вооружены первые версии советского танка «МС-1 (Т-18)».
В 1920 году Обуховский завод (будущий «Большевик») наладил мелкосерийное производство танкового варианта 37-мм морской пушки Гочкисса, которой и вооружили 10 танков «Рено-русский» и даже некоторые танки «Renault FT». Пушка получилась удачной и как нельзя лучше подходила для Рено-русского. Что мешало продолжить ее производство?
Кстати, гибридизацию танка «Renault FT» можно было продолжить уже в сотрудничестве с итальянцами. Италия, обиженная Антантой, радушно шла на сотрудничество с Советами, чего нельзя было сказать про Францию, принявшую активное участие в интервенции на Юге России, и у РСФСР, а затем и у СССР, не было никаких перспектив для легального сотрудничества с французской компанией «Renault» в контрафактном производстве копии танка «Renault FT». Пришлось бы покупать лицензию. А тут и завод АМО, производящий копии грузовиков «FIAT 15 Ter», и танк «Рено-русский» с двигателем от этого же грузовика. Одним словом, был прекрасный повод для налаживания деловых связей, как минимум, с компанией «FIAT». Такое сотрудничество позволило бы советским танкостроителям устанавливать на новые танки «Рено-русский» более совершенные двигатели и трансмиссии марки «FIAT».
Итальянский танк «FIAT 3000»
Между прочим, в июне 1920 года компания «FIAT» начала поставки Итальянской королевской армии собственно модификации танка «Renault FT», которая в следующем 1921 году была принята на вооружение под официальным обозначением «Carro d'Assault FIAT 3000». В связи с окончанием Первой мировой войны первоначальный заказ в размере 1 200 экземпляров был сокращен до 100 экземпляров, и главные производители этих танков итальянские гиганты «FIAT» и «ANSALDO» наверняка поспособствовали бы приобретению РСФСР прав на их производство и обеспечили бы организацию их производства в Советской России. Ведь купила же Советская Россия в декабре 1926 года 3 танка (FIAT 3000), которые были получены в ноябре 1927 года, когда уже начиналось серийное производство советского танка-одноклассника «МС-1(Т-18)», и вопрос о приобретении лицензии на итальянский танк отпал сам собой.
Соответственно, уже в 1921 году можно было начать переговоры с итальянцами о лицензионном производстве танка «FIAT 3000». А смысл сменить Рено-русский на ФИАТ-русский был, да еще какой. Общепризнано, что FIAT 3000 был существенно лучше и французского Renault FT, и советского Рено-русский. Он был легче и подвижнее их при таком же бронировании. Боевая масса танка «FIAT 3000» составляла 5,5 т, а боевая масса танка «Рено-русский» – 7 т. Итальянец развивал на шоссе скорость до 24 км/час против 8,5 км/час у танка «Рено-русский». При этом запас хода по шоссе у танка «FIAT 3000» достигал 95 км против 60 км у танка «Рено-русский». То, что итальянский танк был вооружен только двумя пулеметами, не составляло серьезной проблемы. Советские танкостроители легко бы впихнули в башню танка «FIAT 3000» и 37-мм танковую пушку Гочкисса обуховского производства, и спаренный пулемет Федорова-Шпагина, а если бы потребовалось, то и пулемет Максима, благо башня у FIAT 3000 была больше, чем у Renault FT и Рено-русского, соответственно.
Если бы танк «ФИАТ-русский» появился на смену танку «Рено-русский» без задержек, то не было бы 7-летнего разрыва в производстве советских танков, и, возможно, не потребовалось бы конструировать и производить очень странный советский танк «МС-1(Т-18), который оказался ненужной увертюрой перед началом массового лицензионного производства в СССР танкеток и танков иностранных моделей – Т-27 (Carden-Loyd Mk VI), Т-26 (Vickers Mk E), БТ-2 (Christie M1931, по другим источникам Christie M1928), а также копирования «на глаз» иностранных моделей, в результате которого появился первый советский плавающий танк Т-37 (Vickers-Carden-Loyd A4) и первый советский средний танк – трехбашенный Т-28 (Vickers Medium Mark III, он же – A6 «Sixteen tonners»).
Кто-то скажет, что у голодной Советской России тогда не было денег на покупку лицензий у иностранных компаний. Во-первых, если у Советской России денег не было, то у большевиков они были, а, во-вторых, в России и тогда, и сейчас есть много чего полезного и востребованного в той же Европе. Главное, что тогда сотрудничество советского автопрома и танкопрома с итальянскими компаниями «FIAT» и «ANSALDO» обещало быть успешным и плодотворным, по крайне мере до середины 30-х годов прошлого века.
Заключение
Знакомство с историей создания танка «Рено-русский» порождает устойчивое убеждение, что решение о копировании трофейного французского танка было абсолютно случайным. Оно не было выстраданным и хорошо продуманным. Я должен напомнить уважаемому читателю, что именно В.И. Ленин считается инициатором танкового проекта «Рено-русский». Просто Ленину подарили трофейный танк «Renault FT», и «вождь мирового пролетариата» тов. Ленин, увидев футуристичную боевую машину, вдруг отчетливо осознал, что социализм невозможен не только «без почты телеграфа и машин», но и без легких танков типа «Renault FT». Одним словом, очередное «гениальное прозрение» тов. Ленина.
Решение «вождя» не оспоришь, и советская бюрократия его безоговорочно выполнила, но только формально, не решая главной проблемы тогдашней России – отсутствия танкового производства, а заодно автомобильного и тракторного. Естественно, должного эффекта от такого выполнения не было никакого. Да, изготовили 15 танков «Рено-русский» (почему именно 15 танков?), но это количество ровном счетом ничего не дало РККА. От этих танков Красная Армия не стала сильнее. Не стали мощнее и ее броневые силы. Но, что самое главное, проект не прибавил высшему командованию РККА понимания того, зачем вообще нужны танки на 6-ой части планетарной суши. Понятно, что пара-тройка танков пригодится в ходе атаки на позиции врага на конкретном бескрайнем поле. Но как эти танки попадут на это самое бескрайнее поле, никто всерьез не задумывался. Короче, «гора родила мышь».
Самое обидное в том, что судьбу танка «Рено-русский» в точности повторил первый полностью советский танк «МС-1 (Т-18)», который был изготовлен в 961 экземпляре и тоже без всякой задней мысли. Ну, и эффект был тот же самый. Эту неполную тысячу танков успешно загнали «до смерти» за те же 6-7 лет. Со следующими, теперь уже «фирменными», танками поступили немногим лучше.