Найти в Дзене
Телеканал "78"

Дерут за каждый сантиметр: как авиакомпании зарабатывают на ручной клади

Оглавление

Многим авиапассажирам знакома ситуация, когда в стрессе пытаешься затолкать чемодан в калибратор авиакомпании или надеваешь три свитера, чтобы избежать доплат за перевес. Имеет ли перевозчик право требовать деньги за каждый лишний грамм и сантиметр ручной клади и какие изменения ждут российских путешественников в 2025 году? Разбирался 78.ru.

Коллаж 78.ru: freepik.com/stockking; freepik, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, flaticon.com/Smashicons
Коллаж 78.ru: freepik.com/stockking; freepik, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, flaticon.com/Smashicons

«Победа» сдалась, но есть нюанс

Лоукостер «Победа» 9 сентября 2025 года объявил об изменениях в правилах провоза ручной клади — после многих лет жалоб пассажиров, разбирательств в прокуратуре и судебных решений.

Что же изменилось? Ручная кладь больше не ограничена по весу, а главное — габариты одного места увеличились с абсурдных 4×36×30 см до 15×36×30 см. Иными словами, толщина ручной клади выросла почти в четыре раза! Теперь в неё поместится не только смартфон и документы, но и, возможно, даже какая-то одежда.

Кроме того, пассажирам разрешили проносить ноутбук в мягком чехле и зонт-трость сверх основной клади, а размер «бесплатного» пакета из duty-free увеличился с микроскопических 10×10×5 см до относительно человеческих 24×32×10 см. Это значит, что теперь на борт получится взять с собой без доплат не только пару шоколадок, но и, например, небольшую бутылку алкоголя — что это, как не настоящий прорыв в области прав пассажира!

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Впрочем, туристы в соцсетях отнеслись к новостям довольно скептически. Некоторые недоумевают: «С переменой мест слагаемых — это прикол? Какой смысл делать "распилы" багажа, как на картинке? Размеры калибратора ведь остались прежними, ничего не изменилось». Однако опытные путешественники сразу поняли суть: «Товары из duty-free, причём большой пакет, теперь идут сверх норматива. Раньше они должны были уместиться вместе с другими вещами в калибратор».

Кроме того, сверх ручной клади теперь допустимы и другие бесплатные опции — например, детское питание в дорогу, которое раньше приходилось втискивать в и без того мизерное пространство чемодана.

«Победа»: история «оптимизаций»

Стоит напомнить, что это далеко не первый пересмотр требований к багажу у «Победы». Авиакомпания славится своими экспериментами с ограничениями в поисках способов оптимизации затрат.

Как правило, при посадке спешащие и встревоженные путешественники покорно соглашаются на все доплаты — спорить и конфликтовать, рискуя не улететь вообще, желающих мало. Правда, долетев до пункта назначения, они начинают бомбардировать интернет возмущёнными отзывами:

— У меня взяли 4 тыс. рублей за ручную кладь прямо перед отправкой самолёта. Испытал унизительную процедуру — заставили измерить её в калибраторе. Спорить не стал, так как был вылет и посадка.
— Калибратор ужасный и необоснованно уменьшены размеры багажа.
— Я несколько раз в год летаю из Перми в Москву и обратно. Последнее время — без багажа. Я знаю все правила провоза багажа — но даже это не спасло от проблем с «Победой».

Особенное негодование вызывали требования к тому самому 4-сантиметровому чемоданчику, который, по задумке, должен был вмещать все необходимое для путешествия — от документов и лекарств до гаджетов и обуви. Транспортная прокуратура не зря признала эти габариты незаконными, отметив, что они не позволяют пассажирам полноценно пользоваться правом бесплатного провоза ручной клади.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В итоге Щербинский районный суд Москвы в июне 2025 года обязал перевозчика установить минимальные размеры — не менее 36×30×27 см и весом не менее 5 кг. Именно это судебное решение заставило «Победу» пересмотреть свои аппетиты.

Зачем вообще ограничивать ручную кладь?

Прежде чем разбираться в хитросплетениях авиационной «щедрости», стоит понять основы. Ограничения на ручную кладь существуют не из желания авиакомпаний досадить пассажирам (хотя иногда кажется именно так), а из вполне практических соображений. Безопасность полётов требует контроля над весом и габаритами предметов в салоне, вместимость багажных полок ограничена конструкцией самолёта, а время посадки напрямую зависит от того, сколько времени пассажиры тратят на размещение своих вещей над головой.

Требования авиакомпаний отличаются по простой причине: у каждой свои самолёты, маршруты и бизнес-модель. Классические перевозчики могут позволить себе более щедрые нормы, поскольку стоимость билета у них кратно выше и изначально включает в себя целый набор услуг. Лоукостеры же изначально задумывались как «голый» перелёт из точки А в точку Б без всяких излишеств — никакого питания, развлечений, комфортных кресел и, конечно же, с минимумом места для багажа.

Концепция, в общем-то, была честной и понятной: хочешь лететь дешёво — довольствуйся малым. Хочешь комфорт — доплачивай за каждую дополнительную услугу.

Кто ещё в России ограничивает пассажиров

Российский рынок авиаперевозок изобилует «новаторскими» подходами к оптимизации багажных норм, и здесь особенно отличились именно бюджетные компании.

Red Wings: пять килограммов — и ни грамма больше

Авиакомпания Red Wings в марте 2023 года увеличила норму ручной клади до 10 кг, но уже в апреле 2024-го пересмотрела норматив в сторону уменьшения. Теперь пассажиры Red Wings могут взять в салон чемодан весом всего 5 кг и размерами 40×30×20 см — почти как в «Победе». Доплата за превышение норм составляет от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей.

Мотивировка перевозчика была простой: пассажиры жаловались, что соседи пытаются разместить «объёмные и тяжёлые чемоданы», из-за чего места для всех вещей не хватает. Авиакомпания решила проблему нехватки места в багажных полках ужесточением ограничений.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Однако путешественников эти объяснения мало утешают: очень многие тогда по незнанию потратили приличные деньги:

— Мы — многодетная семья, летели с тремя детьми из Казани в Екатеринбург. Взяли с нас дополнительную оплату за детский чемоданчик, с которым мы ранее неоднократно летали и спокойно проходили, который по всем нормам проходит в ручную кладь. Но их сотрудница сказала, что у них изменились размеры ручной клади, мы ещё доплатили 1500 за превышение ручной клади.

Smartavia: строго по размеру — никаких компромиссов

В авиакомпании Smartavia требования к ручной клади одни из самых строгих среди российских перевозчиков. На всех тарифах, даже премиальных, действует единый норматив: одна сумка или чемодан весом до 10 кг и размерами не более 40×30×20 см — кладь должна чётко помещаться в калибратор, установленный у стоек регистрации. Небольшое послабление могут сделать только для детских вещей, питания для ребёнка или лекарств.

Изменения в правилах происходили постепенно: ещё пару лет назад на некоторых промо-тарифах разрешалось брать дополнительную небольшую сумку или ноутбук, но постепенно все требования были унифицированы. Теперь за любое превышение лимита, хоть по весу, хоть по размеру, влечёт за собой к необходимости оплачивать багаж отдельно прямо в аэропорту. Стоимость разовой доплаты за превышение параметров, по отзывам пассажиров, составляет от 1,8 тыс. до 3,5 тыс. рублей.

Питать иллюзии и надеяться, что в этот раз «прокатит» — себе дороже: путешественники неоднократно сталкивались с проблемами при посадке.

— Маленький размер ручной клади — самый главный минус. Даже женская сумка с трудом проходит, а если в ней ноутбук — считайте, платить придётся дважды, — пишет пассажирка Smartavia по имени Светлана.
— Во время посадки все вещи перепроверили второй раз, пришлось докупать место прямо на стойке, иначе чемодан остался бы на земле, — отмечает Алексей, пассажир июльского рейса из Питера.

«Азимут»: берите хоть три сумки, но есть нюанс

В авиакомпании «Азимут» норматив для ручной клади составляет 55×40×20 см, как у большинства авиакомпаний. Но дьявол кроется в тарифах. В самом дешёвом тарифе «Лёгкий» разрешено всего 5 кг ручной клади, а чтобы получить стандартные 10 кг, придётся доплатить 399 рублей. Плюс к этому добавляется рюкзак размерами 10×30×40 см и весом не более 5 кг.

Фото: Edgar Breshchanov/globallookpress.com
Фото: Edgar Breshchanov/globallookpress.com

Получается интересная арифметика: формально «Азимут» разрешает 15 кг ручной клади (5+5+5), но только если вы готовы таскать с собой три отдельных предмета и доплачивать за «повышение лимита». За превышение габаритов штраф составляет от 1200 до 3000 рублей.

Пассажиры ожидаемо жалуются в соцсетях:

— Слишком завышены требования к ручной клади. 5 кг всего. Смех! Женская сумочка столько весит, — написал Вячеслав в октябре 2024 года.
— Мало того что ручная кладь — всего 5 кг, так ещё и в самолёте для неё нет места! Спрашивается, зачем тогда все эти замеры и взвешивания, если в итоге даже для крошечного чемодана нет места! И заметьте, это всё за 2 тыс. рублей — ручная кладь! То есть столько неудобств за дорого...

S7: до 10 кг, но не всегда

S7 Airlines придерживается международных стандартов: габариты ручной клади должны быть не более 55×40×23 см, вес — до 10 кг для эконом-класса и до 15 кг для бизнес-класса.

Но в некоторых случаях для минимального тарифа действует ограничение в 7 кг. Превышение лимитов — и по весу, и по размерам — может обойтись в 2500–4000 рублей.

«Уральские авиалинии»: когда не только размер имеет значение

«Уральские авиалинии» установили норму ручной клади 55×40×25 см весом до 10 кг — казалось бы, разумно. Но за превышение габаритов хотя бы на сантиметр придётся доплатить от 1500 до 3000 рублей.

А ещё буквально на днях СМИ облетела новость о том, что в московском аэропорту «Жуковский» с пассажиров «Уральских авиалиний» почти год незаконно взимали некий «сервисный сбор» в 500 рублей с пассажиров за оформление ручной клади — даже той, что соответствует всем нормам.

Позже, впрочем, выяснилось, что сам перевозчик ни при чём: сбор организовывал сторонний агент ООО «Аэродом», выполнявший представительские функции для авиакомпании в аэропорту. В «Уральских авиалиниях» заявили, что компания никаких сервисных сборов не устанавливала — он был инициирован агентом по собственному усмотрению. После проверки транспортной прокуратуры сбор отменили.

Скандалы с ручной кладью

Скандалы с участием бюджетных авиакомпаний то и дело попадают в заголовки СМИ, и зачастую поводом становятся не ЧП на борту или аварийные посадки, а именно придирки к пассажирам из-за ручной клади.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Из недавнего — громкая история с участием сенатора от Ульяновской области Айрата Гибатдинова, который планировал вылететь «Победой» из аэропорта Внуково. На регистрации парламентарий заступился за другого пассажира, у которого возникли проблемы с багажом. Хотя сумка пассажира подходила по размерам, его заставили утрамбовывать её в калибратор и отказались пропускать в самолёт. А после того как в ситуацию попытался вмешаться Гибатдинов, сотрудники «за компанию» не допустили и его, не предоставив ни внятных объяснений, ни альтернативы, писал сам политик в соцсетях.

В июле 2024 года сотрудники той же «Победы» отказались пускать на борт 89-летнюю пенсионерку без дополнительной платы в 4000 рублей. Деньги требовали внести за трости, которые, с точки зрения сотрудников, могли быть приравнены к спортивному снаряжению. Абсурдность ситуации заключалась в том, что трости для пассажирки были предметами первой необходимости, которые по закону должны провозиться бесплатно.

В феврале 2025 года разгорелся скандал уже с «Уральскими авиалиниями»: во время регистрации на чемодан одной из пассажирок прикрепили бирку «ручная кладь», а затем, уже во время посадки, внезапно потребовали доплатить за багаж 7 тыс. рублей. На возражения пассажирки о том, что у неё есть соответствующие наклейки, представитель авиакомпании ответил: «Я понятия не имею, где вы взяли эти наклейки, возможно, на полу подобрали и сами приклеили».

У каких российских авиакомпаний нет проблем с ручной кладью?

Среди российских авиаперевозчиков всё ещё есть и те, кто не так пристально следит за цифрами на весах и крышкой калибратора. У таких компаний размеры и вес ручной клади заметно больше, а требования гибче: в салон спокойно можно взять не только стандартный чемодан, но и полезные мелочи — от рюкзака и ноутбука до портпледа или детского питания.

Так, у «Аэрофлота» в салоне можно провозить чемодан до 10 кг и 55×40×25 см для эконома, а для бизнес-класса норма — 15 кг в тех же габаритах. Перевозчик ещё пару лет назад по просьбам пассажиров увеличил размер чемодана по ширине с 20 до 25 см. Сверх ручной клади можно взять детское питание, лекарства, костюм в портпледе, ноутбук, небольшую сумку.

Аналогичные правила у компании «Россия» — 10 кг для эконома, 15 кг для бизнес-класса и тот же «комплект» дополнительных вещей сверх нормы. И хотя формально все багажные места проходят проверку через калибратор, судя по отзывам, сотрудники относятся к пассажирам лояльно и не стремятся выискивать лишний сантиметр у чемодана.

Utair и Nordwind тоже поддерживают щедрые стандарты: разрешён чемодан весом до 10 кг и размерами 55×40×20 см, а по специальному тарифу Nordwind — даже две единицы ручной клади. При этом доплата даже за приличный перевес не превышает 2–4 тыс. рублей. Для семейных путешествий и деловых поездок такие условия оказываются спасением: никаких нервных пересборов вещей и неприятных сюрпризов в последний момент.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Цена «перевеса»

Доплаты за превышение норм ручной клади у российских авиакомпаний в 2025 году варьируются от 1100 до 5000 рублей в зависимости от перевозчика и времени до вылета. Тарифы растут по принципу — чем ближе к вылету, тем дороже. Если превышение обнаружилось за сутки до вылета, ещё можно относительно дёшево доплатить онлайн. А вот если сюрприз всплыл уже в аэропорту — готовьтесь расстаться с суммой, сопоставимой со стоимостью самого билета. Особенно болезненно это бьёт по семьям с детьми — детские вещи, коляски, питание занимают много места.

С одной стороны, требования лоукостеров к размерам ручной клади логичны и оправданы — подобные ограничения существуют и у зарубежных бюджетных перевозчиков по всему миру. Но всё же в погоне за максимальной прибылью нельзя забывать главное: за каждым билетом стоит живой человек, а не безликий источник дохода. Нововведения «Победы» — безусловно, шаг в правильном направлении, пусть и не совсем добровольный.