Правовые принципы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза представляют собой основы правового регулирования таможенных отношений, принципиальные начала деятельности участников таможенных правоотношений.
Можно выделить следующие принципы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза:
1) равноправие при ввозе и вывозе из территории Таможенного союза товаров;
2) ограничение на ввоз и вывоз из территории Таможенного союза товаров;
3) запрет на ввоз и вывоз из территории Таможенного союза отдельных видов товаров.
1-й принцип. В таможенном законодательстве устанавливается, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу в порядке, установленном действующим ТК ТС и ФЗ-311.
Это положение означает, что все участники внешнеэкономической предпринимательской деятельности обладают одинаковыми правомочиями по перевозке через таможенную границу Таможенного союза товаров. Никому не могут быть предоставлены таможенные льготы или наложены дополнительные таможенные ограничения.
Принцип равноправия участников внешнеэкономической деятельности при ввозе и вывозе на и с территории Таможенного союза товаров является проявлением общеправового принципа равноправия участников правоотношений. Правовой статус физических или юридических лиц не может зависеть от пола, расы, национальной, религиозной или социальной принадлежности (у физических лиц), от организационно-правовой формы, места и времени регистрации (у юридических лиц).
2-й принцип. Перечень товаров, на ввоз или вывоз которых с таможенной территории Таможенного союза может быть наложено ограничение. Ограничения могут выражаться в предъявлении специальных требований к таможенному оформлению, установлению лимита на ввоз (вывоз), установлении специальных повышенных таможенных пошлин (антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных, штрафных и др.), лицензировании определенных видов внешнеэкономической деятельности, применении специальных требований к качеству ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных средств и т. д.
3-й принцип. По некоторым основаниям ввоз на территорию Таможенного союза и вывоз из нее отдельных товаров может быть запрещен. Товары, запрещенные законодательством к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза.
Вывоз указанных товаров производится перевозчиком за свой счет. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток.
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза.
Понятие и виды таможенных процедур
Товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с их таможенными процедурами. Таможенная процедура — это совокупность положений, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу, для таможенных целей. Таможенная процедура может быть определена как специальный таможенный статус товаров, определяющий совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении этих товаров таможенных пошлин, налогов и запретов, а также ограничений, установленных в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством Таможенного союза о внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), а также статус этих товаров в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Вопросы, связанные с таможенными процедурами, регулируются в гл. 29–50 ТК ТС (ст. 202–362 ТК ТС).
Виды таможенных процедур (их 17 видов) (ст. 202 ТК ТС, ст. 225 ФЗ-311) представляют собой систему правомочий и обязанностей лица, осуществляющего перевозку товара через таможенную границу Таможенного союза, в отношении этого перевозимого товара. Состав этих правомочий и обязанностей зависит от целей перевозок.
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура.
Выпуск для внутреннего потребления. Содержание таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 210–211 ТК ТС (ст. 228 ФЗ-311). При этой таможенной процедуре товары, ввезенные на территорию Таможенного союза, остаются на ней (ст. 209–211 ТК ТС, ст. 228–229 ФЗ-311).
Товар приобретает статус товаров Таможенного союза после уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Экспорт. Содержание таможенной процедуры экспорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 212–213 ТК ТС (ст. 230 ФЗ-311). Эта таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 ТК ТС, ст. 230–232 ФЗ-311). Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном в ТК ТС, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза.
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза (ст. 213 ТК ТС).
Таможенный транзит. Содержание таможенной процедуры таможенного транзита и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 215–216 ТК ТС (ст. 233 ФЗ-311). Эта таможенная процедура, в соответствие которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита декларант предоставляет в таможенный орган транзитную декларацию, предусмотренную ст. 182 ТК ТС.
Таможенный склад. Содержание таможенной процедуры таможенного склада, условия помещения товаров под таможенную процедуру и сроки хранения товаров на таможенном складе определены ст. 229–231 ТК ТС (ст. 238 ФЗ-311). Таможенный склад — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без принятия мер нетарифного регулирования.
Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года со дня помещения товаров под данную процедуру.
Товары, имеющие ограниченный срок годности и реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения указанного срока.
Товары, срок хранения которых на таможенном складе истек, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля» (ст. 231 ФЗ-311).
Таможенным складом признается специально отведенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Таможенные склады могут быть открытого и закрытого типа.
Таможенные склады открытого типа — доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.
Таможенные склады закрытого типа — предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада (ст. 233 ФЗ-311).
Переработка на таможенной территории. Содержание таможенной процедуры переработки на таможенной территории и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 239–240 ТК ТС (ст. 244 ФЗ-311).
Эта таможенная процедура предполагает, что иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.
В ст. 240 ТК ТС содержатся следующие условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории:
- переработка на таможенной территории допускается при предоставлении документа об условиях такой переработки, выданного уполномоченным органом государства — члена Таможенного союза и содержащего сведения, определенные ст. 248 ТК ТС. Если целью помещения товаров под данную таможенную процедуру является их ремонт, тогда декларант вправе использовать в качестве вышеуказанного документа таможенную декларацию;
- переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать иностранные товары в продуктах переработки, за исключением случая замены эквивалентными товарами в соответствии со ст. 248 ТК ТС.
Операции по переработке товаров при таможенной процедуре переработки на таможенной территории в соответствии со ст. 241 ТК ТС включают:
- переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;
- изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку товаров;
- ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей;
- использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продукции переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать 3 года. Решением Комиссии Таможенного союза для отдельных категорий товаров может определяться более продолжительный срок (ст. 243 ТК ТС, ст. 246 ФЗ-311).
Переработка вне таможенной территории. Содержание таможенной процедуры переработки вне таможенной территории и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 252–253 ТК ТС (ст. 254 ФЗ-311).
Переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке товаров вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.
Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать двух лет (ст. 256 ТК ТС).
Способы идентификации товаров Таможенного союза в продуктах переработки:
- проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные товары;
- подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе;
- сопоставление предварительно отобранных проб, образцов товаров и продуктов их переработки;
- использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;
- иные способы (ст. 255 ТК ТС) .
Переработка для внутреннего потребления. Содержание таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 264–265 ТК ТС (ст. 264 ФЗ-311).
Эта таможенная процедура устанавливает, что иностранные товары используются для совершения операций по переработке товаров на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТК ТС).
Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать 1 год. Решением Комиссии Таможенного союза для отдельных категорий товаров может определяться более продолжительный срок (ст. 268 ТК ТС, ст. 267 ФЗ-311).
Временный ввоз (допуск). Содержание таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 277–278 ТК ТС (ст. 274 ФЗ-311).
Временный ввоз (допуск) — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Срок временного ввоза товаров не может превышать 2 года. Для отдельных видов товаров решением Комиссии Таможенного союза может устанавливать более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза (ст. 280 ФЗ-311).
Временный вывоз. Содержание таможенной процедуры временного вывоза и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 285–286 ТК ТС (ст. 281 ФЗ-311).
Временный вывоз — таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.
Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.
Временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения, использования (эксплуатации). Допускается совершение операций, необходимых для обеспечения сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реимпорте (ст. 287 ФЗ-311).
Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза (ст. 288 ФЗ-311).
Реимпорт. Содержание таможенной процедуры реимпорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 292-293 ТК ТС (ст. 285 ФЗ-311).
Реимпорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.
При реимпорте товаров в соответствии со ст. 288 ФЗ-311 подлежат возвращению в федеральный бюджет:
1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались, либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза;
2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза.
В ст. 294 ТК ТС регламентируется порядок оформления таможенной процедуры реимпорта для товаров.
Для получения разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции проводились с товарами за пределами таможенной территории Таможенного союза. Для подтверждения этих сведений декларант представляет в таможенный орган таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров, и документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенные границы при их вывозе.
В ст. 295 ТК ТС определяется, что производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 мес. со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.
Реэкспорт. Содержание таможенной процедуры реэкспорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 296–297 ТК ТС (ст. 289 ФЗ-311).
Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Беспошлинная торговля. Содержание таможенной процедуры беспошлинной торговли и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 302–303 ТК ТС (ст. 292 ФЗ-311).
Беспошлинная торговля — таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Указанные помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной таможни, сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля.
Подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации (ст. 84, 293 ФЗ-311).
Уничтожение. Содержание таможенной процедуры уничтожения и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 307–308 ТК ТС (ст. 295 ФЗ-311).
Уничтожение — таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, и без применения мер нетарифного регулирования.
Отказ в пользу государства. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены ст. 310–311 ТК ТС (ст. 299 ФЗ-311).
Отказ в пользу государства — таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государств — члена Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования.
Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров Таможенного союза.
Свободная таможенная зона — часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта, и не подвергаются обычному таможенному контролю. Свободная таможенная зона создается в РФ по решению Правительства РФ. Товары могут находиться там без ограничения сроков. Там допускается любая производственная и коммерческая деятельность, исключение составляют розничная торговля и деятельность, запрещенная законом РФ. Территории свободных таможенных зон (свободных складов) рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, а периметр свободной таможенной зоны признается ее таможенной границей.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее СЭЗ) может применяться на территории СЭЗ или на части ее территории. Территория СЭЗ является частью таможенной территории Таможенного союза.
Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза.
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на:
1) транспортные средства международной перевозки, ввозимые в портовую или логистическую СЭЗ и вывозимые из портовой или логистической СЭЗ в связи с осуществлением этими транспортными средствами международной перевозки товаров, а также транспортные средства, ввозимые в портовую или логистическую СЭЗ и вывозимые из портовой или логистической СЭЗ и предназначенные для осуществления внутренней перевозки товаров по таможенной территории Таможенного союза;
2) товары Таможенного союза, ввозимые в портовую СЭЗ или вывозимые из портовой СЭЗ на остальную часть таможенной территории Таможенного союза администрацией морского порта, речного порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами и осуществляющими в морском, речном порту, аэропорту функции по обеспечению безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского, речного порта, аэропорта либо иные функции, связанные с осуществлением деятельности в морском, речном порту, аэропорту;
3) товары Таможенного союза, ввозимые в логистическую СЭЗ или вывозимые из логистической СЭЗ на остальную часть таможенной территории Таможенного союза администрацией логистической СЭЗ, связанные с обеспечением функционирования этой СЭЗ;
4) товары, ввозимые в портовую или логистическую СЭЗ и помещенные за ее пределами до такого ввоза под таможенные процедуры, применимые к вывозимым товарам;
На территории СЭЗ могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары Таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.
Территория СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.
Таможенный контроль на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Территория СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля.
Требования к обустройству территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях проведения таможенного контроля, включая требования по ограждению, оснащению системой видеонаблюдения периметра такой территории, определяются в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
Свободный склад. Таможенная процедура свободного склада — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Законодательством государства — члена Таможенного союза может быть установлено, что товары Таможенного союза не помещаются под таможенную процедуру свободного склада.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус товаров Таможенного союза.
Товары, изготовленные (полученные) из товаров Таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, приобретают статус товаров Таможенного союза.
Свободный склад — сооружение (помещение), в пределах которого могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада.
Специальная таможенная процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза и вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования (ст. 303 ФЗ-311).
Требования и условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством РФ, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при помещении под специальную таможенную процедуру не производится, за исключением случая, если избранная специальная таможенная процедура изменена на таможенную процедуру экспорта.