Есть такая категория людей, которых большинство считает безумцами. Им душно в четырех стенах, они тоскуют без дороги и теряют смыслы без испытаний. Наш друг Александр Москаленко как раз из таких. На его счету множество путешествий, а этим летом он установил новый велорекорд: проехал в автономном режиме на двух колесах через всю страну. Мы поговорили с ним о том, зачем все это нужно, и как настоящие путешествия меняют внутренний мир.
Как возникла идея устроить для себя самого такое испытание?
Я вдохновился велосипедной ультрагонкой Red Bull Tran Siberian Extreme (Москва – Владивосток). В ней принимали участие сильнейшие гонщики. Стоимость участия обходилась 2,5 миллиона рублей. Каждый гонщик получал свой минивэн сопровождения, доктора, массажиста, повара и механика. Задача самого гонщика была только ехать, выкладываясь на 200%. Они проходили по 400 км в день в основном по ветру, так как роза ветров устроена так, что более 80% времени ветер дует в сторону Владивостока. Рекорд трассы составил 25 дней.
Мне стало любопытно: что, если поехать в обратном направлении – против ветра и в автономных условиях? Без всякого сопровождения и с грузом, необходимым для жизни в пути – так родилась идея этого ультрамарафона. Я не знал на 100%, получится ли. И изначально заявил, что пройду эту дистанцию за 60 дней, заложив форс-мажоры. Но в процессе подготовки понял, что большую часть «форс-мажоров» можно предвидеть и нейтрализовать. Так появилась идея установить рекорд по прохождению этого участка в автономных условиях.
Так 1 января я дал слово, что проеду этот маршрут, а уже 2-го на горнолыжном спуске порвал переднюю крестовую связку правого колена – ортез, трость и направление на операцию. Возможность сдержать своё слово стала призрачной. Хотелось рыдать и кричать. Но за долгие годы путешествий я понял, что наше тело от пальцев ног до макушки – мысль, воплощенная в форме, доступной нашему зрению. Разорвав путы, сковывающие мысль, я разорву и путы, сковывающие моё тело. Осознав это, снял ортез, а вместо трости купил палки для скандинавской ходьбы. Посадил сына на плечи и отправился в горы. Здесь начался новый этап жизни - в результате все получилось.
Все ли прошло по плану? Какой отрезок пути оказался самым сложным и не возникало ли искушения сойти с дистанции?
Проколы, мелкие поломки, холод, промокшие ноги – всё это было предполагалось, но я был готов. 10 лет путешествий дают о себе знать. Условно сложным можно назвать отрезок Свободный – Чита. Жизни и цивилизации там меньше, чем на всём остальном этапе. Но в целом вся дистанция относительно равномерная по сложности. Обычно желание сойти возникает примерно на третий - пятый день. Но в этом пути, что удивительно, такого желания не возникло ни разу. Как-то всё очень гармонично было, как будто, так и должно быть.
Что для вас путешествия, наверняка, это история не только про желание выполнить какой-то норматив или установить рекорд?
Каждая долгая дорога для меня это откровение. Могу сказать, что дорога – мой дом. Здесь ты проживаешь очень концентрированную жизнь. В обычной жизни, чтобы усвоить какой-то урок, у тебя есть море времени. Не усвоил сегодня, жизнь подкинет тебе его ещё раз через пару лет. Здесь концентрация жизни настолько высока, что за 1 день ты проживаешь столько, сколько многие люди не смогут прожить за 10 лет. В дороге тебе надо очень быстро учиться. Это суть выживания и роста. Либо ты очень быстро учишься, либо отправляешься домой и не едешь. У человека есть три состояния: живой, мёртвый и тот, кто в пути. Здесь мы гуляем между двумя мирами. У нас нет ни прошлого, ни будущего. Каждое мгновение может стать последним, а потому жизнь чувствуется очень остро.
Здесь очень тонко начинаешь чувствовать людей и события. С особым трепетом относишься к путникам, которые так же, как и ты, живут в моменте. У тебя есть сутки напролёт, чтобы услышать голос, который глушится в суете привычной жизни. И если будешь внимателен, то тебе обязательно откроется истина, которая будет лично твоя и останется навсегда с тобой.
Это не случается мгновенно. Мой голос начинает звучать на третий или пятый день, как правило. Первые дни, обычно, это эмоции, которые захватывают твой дух. В пути мне пришло кое-что очень важное: серая скука, страх и злоба – вот причины того, что жизнь столь коротка. Если вы осознаете это и избавите свои мысли от скуки, страха и злобы, вы будете жить долго и по-настоящему счастливо.
Можно сказать, что путешествия помогают найти своих людей?
Это очень интересный эффект. Когда ты здесь, то нет разделения людей на «твои» и «чужие». Все свои, остальных просто не существует в этой Вселенной. В привычной жизни в многомилионных мегаполисах ты проходишь мимо этих людей, опустив взгляд в смартфон или в пол. Они всегда рядом, но ты их не можешь увидеть. В дороге много открытого пространства. Ты, дорога и горизонт. И вот когда на горизонте кто-то появляется, ты не можешь не заметить его. И это 100% твой человек.
У меня был момент, когда за 60 км до Читы начался ураган, ливень и реки в округе вышли из берегов. Это происходило очень быстро. Не было страшно, так как у тебя нет в этот момент другого варианта, как ехать вперёд. Неожиданно из тайги показался автомобиль УАЗ «буханка». Трое парней, сидевшие там, предложили подвезти меня, описывая, какой природный ужас ждёт меня через час. Я согласился. В какой-то момент один спросил: «Ты так легко сел в машину к незнакомцам, выехавшим из тайги. Не боишься? А вдруг мы тебя на органы сдадим?»
На что я ответил: «Но я уже с вами, и вы меня везёте. Какой смысл бояться? От страха органы будут непригодны к трансплантации, а так хоть кому-то добро принесу. Вам – деньги, а какому-то человеку – жизнь…» Мы дружно посмеялись.
Почему именно такой формат путешествий приносит вам больше удовольствия, чем более безопасный и комфортный отельный отдых?
Удовольствие – это жить в комфортных условиях, где есть тепло, душ, электричество. В дороге у меня нет такого чувства, как удовольствие. Там сильно глушатся привычные нам чувства: удовольствие, комфорт, боль. Ты радуешься возможности помыться в относительно чистой воде, не обязательно тёплой. Ты не выбираешь те блюда, которые вкусные. Ты выбираешь те, которые сейчас принесут пользу твоему организму, как топливо. Там всё иначе. Тебе дают возможность переночевать под крышей и угощают хлебом, и ты на седьмом небе от счастья. Но взамен получаешь, на мой взгляд, кое-что более ценное: ты можешь научиться чувствовать свою силу, слышать Бога и безусловно любить. Когда ты вернёшься, то станешь очень неудобен для многих, привыкших к комфорту. И тогда ты снова начинаешь искать тех, кто сможет разделить с тобой то, что ты чувствуешь. И ты снова отправляешься в путь.
Хорошо. Что дальше?
Дальше – Австралия и 14500 км по периметру континента. Подготовка займёт 1,5 - 2 года. Надо подготовиться технически и материально. И всё получится как надо. Думаю, неплохо было бы приурочить её к своему 45-летнему юбилею.