Найти в Дзене
Владимир Горбовский

«Чудовищный эксперимент» («monster study»)

В 1939 году США Уэнделл Джонсон вместе со своей студенткой Мэри Тюдор провел «чудовищный эксперимент» («monster study») над воспитанниками детского дома в Айове, который привел к развитию нарушений речи у совершенно здоровых детей. В ходе эксперимента 22 ребенка были разделены на четыре группы по следующему принципу: • Дети с нарушениями речи, которым в ходе эксперимента внушали, что они разговаривают отлично. • Дети с нарушениями, которым говорили, что они разговаривают плохо и это нужно исправлять. • Дети с нормальной речью, которым внушали, что они разговаривают плохо. • Дети с нормальной речью, которым говорили, что они разговаривают отлично. В результате данного исследования, вошедшего в историю под названием «чудовищный эксперимент», дети из третьей группы действительно стали больше молчать и проявляли признаки нервных расстройств. Так, одна из девочек стала нервно щелкать пальцами, что является одним из проявлений навязчивых движений. Все подопытные из этой группы стали боя

В 1939 году США Уэнделл Джонсон вместе со своей студенткой Мэри Тюдор провел «чудовищный эксперимент» («monster study») над воспитанниками детского дома в Айове, который привел к развитию нарушений речи у совершенно здоровых детей.

В ходе эксперимента 22 ребенка были разделены на четыре группы по следующему принципу:

• Дети с нарушениями речи, которым в ходе эксперимента внушали, что они разговаривают отлично.

• Дети с нарушениями, которым говорили, что они разговаривают плохо и это нужно исправлять.

• Дети с нормальной речью, которым внушали, что они разговаривают плохо.

• Дети с нормальной речью, которым говорили, что они разговаривают отлично.

В результате данного исследования, вошедшего в историю под названием «чудовищный эксперимент», дети из третьей группы действительно стали больше молчать и проявляли признаки нервных расстройств. Так, одна из девочек стала нервно щелкать пальцами, что является одним из проявлений навязчивых движений. Все подопытные из этой группы стали бояться говорить.

При этом психоэмоциональное состояние всех подопытных из третьей группы значительно ухудшилось. Они стали бояться говорить и стремились избегать социальных контактов, хотя их речь ничем не отличалась от речи нормальных детей. Значительных улучшений у подопытных с дефектами речи также выявлено не было: их речь оставалась примерно на том же уровне, что и до эксперимента, хотя значительно повысилась уверенность в себе.

Джонсон продолжал продвигать свою гипотезу. Хотя он и не опубликовал результаты проведенного им в 1939 году опыта, но продолжал ссылаться на них, и в последующем его теория была положена в основу всей логопедической науки. С 50-х по 80-е годы прошлого столетия помощь людям с дефектами речи строилась именно на бездоказательных утверждениях чудовищного экспериментатора.

В этот период специалисты стремились работать не с детьми, у которых было выявлено заикание, а с их родителями, утверждая, что наиболее действенная коррекция возможна лишь за счет формирования правильных психологических установок значимыми в жизни ребенка взрослыми. В ряде случаев такая методика давала положительные результаты, но далеко не во всех. Джонсон отвергал органическую природу заболевания, чем подрывал основы логопедии и создавал полностью антинаучное убеждение об экзогенной природе заболевания.

Если же говорить о подопытных, то для них последствия оказались весьма плачевными. Всего за несколько месяцев, на протяжении которых проводился эксперимент, Мэри Тюдор и Джонсону удалось сформировать в психике совершенно здоровых детей страх перед всякой коммуникацией, что повлекло развитие глубокой психологической травмы, оставшейся с этими людьми на всю жизнь.

Владимир Горбовский. Подписаться