Доброго дня, коллеги-моделисты! После довольно длительного промежутка, когда красилась ассирийская пехота, решил немного отдохнуть от миниатюр и вернуться к сборке великолепного набора от RFM о котором я рассказывал тут и поделиться ощущениями о сборке.
Итак, как предписывает инструкция, сборка начинается с ходовой части. Впервые увидел, и в принципе понял принцип работы торсионов. Молодцы китайцы. На этом начальном этапе нам предлагают определиться делаем ли ходовую рабочей или же статичной. Я, конечно, на диораму ставить модель не собирался, но решил делать рабочей. В этом варианте нужно отрезать стопора балансиров, ну и сборку осуществлять с минимальным клеем.
Кстати, торсионы (это оси поперек корпуса внутри) я тоже не стал вклеивать, посмотрю как будут себя вести. Если будут выпадать, то прихвачу на клей. Далее предлагается облагородить низ корпуса сзади и поставить катки.
Коллеги, стыкуемость превосходная! Все четко продумано и выверено! Просто высший балл производителю. Есть некоторые непонятки по инструкции, но скорее всего это связано с моей неопытностью в сборке таких высокодетализированных моделей. В частности, не сразу понял куда вклеиваются травленные обода ленивца. Но благодаря имеющейся у меня книжке, все встало на свои места.
После приклеивания на лобовую часть креплений дополнительных траков от "Микродизайна" (RFM предлагает клеить пластик) я перешел к сборке траков. И тут все продумано! В ленте должен быть 91 трак. И это позволяет создать небольшой провис. Сборка осуществляется по 9 траков на кондуктор, а на каждом литнике как раз 18 траков. Даже тут видна продуманность производителя!
Обе ленты вполне можно собрать за вечер, я же делал перерывы, помогал с уроками младшему, в итоге потратил на каждую ленту один вечер. Прикинул как оно сойдется по инструкции. Сойдется, но провиса практически не будет. Поэтому позже добавлю по одному траку. Благо производитель дает с запасом. После сборки 14 штук осталось.
Пришла пора изучить травление от "Миродизайна". И вот тут сложилось двоякое ощущение. Дано неимоверное количество креплений, петелек и прочего. Оно настолько мелкое, что многое я не собираюсь даже пытаться использовать (как например частично собрать домкрат из травления). Но есть и нужные элементы, которые наверняка улучшат восприятие модели. Я сразу обратил внимание, что RFM дает почему-то подкрылки задних крыльев травлением, а сами крылья в пластике. Передние все в пластике. Но земляки исправили это недоразумение. Итак, поставив на передней части крепления под траки, я заморочился с крыльями. Блин, что б сложить первую петлю ушел наверное час. Я ругался на производителя, на себя и на возраст из-за которого острота зрения уже не та. В итоге на сборку, переделку ушло немало времени. Но я получил наконец рабочий вариант передних крыльев, хотя, положа руку на сердце, он не столь важен и нужен))) Зато появилась некоторая помятость характерная для крыльев почти всей бронетехники.
Как я не старался, рабочий вариант не получился. Хотя до склейки все работало нормально (я имею в виду петли). Слишком маленькая контактная площадка, поэтому клей попадает в петлю, но гнуться могут вполне. Для себя решил что крашу отдельно собранный корпус, гусеницы и надгусеничные полки. Только потом соберу все в одно целое. Помню, как недавно протягивал рабочие гусеницы на собранной модели Т-26. В тот раз все удалось, но обычно что-все равно что-то или отламывается или стирается.
На надгусеничных полках споткнулся, кстати и потерял темп сборки. Все очень просто - именно тут "Микродизайн" дает моделисту прочувствовать свой уровень, предлагая настолько мелкие детали травления, что мне многое оказалось не по зубам. Поняв, что я бессмысленно трачу время на попытки собрать рабочий вариант крепления шанцевого инструмента, я плюнул на это дело. Теперь я ставил травление только там где оно действительно, на мой взгляд, улучшало восприятие модели, а не везде где только можно, как это предложили севастопольцы. Мелких работ все равно получилось много и они незаметно съели большой объем времени. Но наконец, можно двигаться дальше!
Постепенно модель становится похожей на танк. Кстати, несмотря на то что не планирую ничего открывать на модели, ибо интерьера там нет, пулемет и триплексы собрал так как показано в инструкции. То есть полностью и из кучи мелких деталюшек. Что поделать, суслика хоть и не видно, но он есть. Лишний раз убедился, что нужно перед сборкой конкретного этапа посмотреть что наследующей странице инструкции. Ну, например, подошел я к 19 этапу сборки корпуса
Сама схема сборки подбашенной коробки мне не очень понравилась, задней стенки нет, поэтому нужно свести воедино три стенки и крышу, да так что б щелей не было. Будь четыре стенки, все было б проще, но справился. Приклеил коробку на место, порадовался стыкуемости, почти полному отсутствию щелей, подмазал одно проблемное место, перевернул страницу и.....
У меня же вариант с дополнительной броней! А тогда монтаж меняется! Ну повыворачивался мехом наружу немного, но все смонтировал не отдирая приклеенного.
Теперь травление. "Микродизайн" дает продольные связи, а из набора возьму поперечные торцевые. Хоть в инструкции "Микродизайна" про них нет ни слова, на фото они есть.
В принципе, никаких проблем с фототравлением я не испытал на этом этапе. Все встало штатно, хорошо совместилось травление от "Микродизайна" и травление от RFM которое было в наборе. На выходе получился брутальный экземпляр.
Пришло время заняться кормовой частью. А именно надмоторной плитой. Стыковка прошла практически без проблем. Хотя немного пришлось приложить усилие, что б все совместить. Все дело в том, что ванна корпуса в моем наборе, немного имела изгиб, практически незаметный невооруженным глазом, который конечно потом нивелировался приклеенными бортами. Но набежавшая погрешность никуда не ушла до того момента как я не поставил последний элемент - надмоторную плиту. Но в итоге все прошло нормально и передо мной встала дилемма - не заморачиваться с травлением или менять все крепления троса на "Микродизайн". Лень боролась-боролась с совестью и...проиграла.
А вот теперь пришла очередь рассказать еще об одном дополнении, которое пришлось, что называется ко двору. Собрав до конца корпус, я приготовился было греть и тянуть литник что б закончить оформление его сварными швами, как вдруг осенило. Стоп! Я ж как-то купил травленные швы от того же "Микродизайна" и так и не попробовал ни разу, продолжая делать по старинке. Ну-ка где они? А вот
Приложил, отмерил, отрезал и приклеил. Очень понравилось. Минус один - использовать их там где угол не равен 90 градусам, проблемно, нужно отрезать и совмещать углы. В моем случае это было ненужно.
Также "приварил" лобовой лист, дополнительную броню. Ну что ж, можно переходить к последнему элементу - башне. Сборка начинается с орудия и его маски.
Тут я допустил одну серьезную оплошность, которая чуть не погубила работу, но об этом позже. В принципе, все собирается нормально, но сделать триплексы открывающимися нереально, хотя в инструкции и написано "не приклеивать" лючки. Если их не приклеивать, они выпадают. Была мысль схалявить, не собирать казенник пушки и пулемета ведь открывать люки я не хотел, но совесть не позволила. И пришел черед бронировки башни. У меня давно уже были попытки научиться паять, тем более у меня куплено все для этого - термостойкий отличный коврик, паяльник с регулировкой температуры и целый бутыль паяльной кислоты. Хотя мои предыдущие попытки окончились фиаско (не хватало коврика где можно было не бояться прожечь его), теперь я был настроен решительно. Но первый подход был неудачен - олово никак не хотело плавиться даже когда китайский паяльник показывал температуру 500С! Олово плавилось через секунд 25 после плотного прижимания жала и тут же скатывалось в шарик остывая....Кое-как смог приклеить первое ребро жесткости, но при зачистке надфилем лишнего олова оно отвалилось...Что-то явно было не так...Или паяльник не дает температуры показанной или олово совсем тугоплавкое, ну или руки....Опыт пайки у меня был ограничен ремонтом новогодней гирлянды и с тех пор где-то валялся обычный дубовый российский паяльник и олово. Полез искать и нашел. Сначала сменил олово на российское. Результат был лучше, но не то. Лишь когда применил паяльник российский и российское же олово, уж не знаю с какой попытки и с какими матюгами, но деталь я спаял!
Нижнюю часть я не смог качественно спаять с верхней, так как площадь контакта очень мала, но при монтаже выяснилось что это и не важно. Буду тренироваться. Процесс очень увлекательный, но по неопытности очень долгий и нервозатратный! После этого собрал орудие
Китайцы продумали даже имитацию отката! Зачем не знаю, но я реализовал.
Начал быстро собирать башню. Сборка причем начинается с сидений и смотровых люков.
А вот когда надо было все состыковать меня ждал сюрприз.....Деталь лобового листа я одел вверх ногами! А там же все хрупкое и ажурно - маска должна двигаться, откат орудия реализован! Пришлось отдирать, разбирая до момента когда лобовой лист башни можно будет снять. Это было непросто, но удалось ничего не сломать, хотя иногда пластик предательски начинал гнуться. Вот что значит маленькая оплошность! В итоге башню собрал. Вот здесь впервые потребовалась шпатлевка. Отдирание и переклейка лобового листа не прошли даром...Но в итоге результат меня устроил.
Заглянув внутрь через боковые люки, понял, что, конечно внутренности танка в корпусе будут не видны, поэтому наверное верхние люки оставлю закрытыми, а боковые возможно открою. Так можно будет увидеть орудие пулемет и сиденье. Поэтому бортовые люки закрепил на блютак и приступил к предпоследнему этапу сборки - командирской башенки. Конструкция у немцев весьма ажурная. Например для сборки 5 приборов наблюдения используется 25 деталей. По инструкции даже 30, но пять штук это малюсенькие травленные заглушки и клеить их есть смысл только при открытом люке и то не факт.
Командирская башенка собралась без проблем, единственное створки люка немного подточил. Бронировку смотровых приборов оставил подвижной.
Под конец инструкции, китайцы видимо устали, стали путаться. Например, кто будет собирать открытыми люки командирской башенки, обратите внимание, что в пункте А17 в кольцо клеится не Y7 (из травления), а Y23. Так же у китайцев показано куда приклеить защитные крышки перископов. Если хотите сохранить возможность открыть, их клеить не надо. И, наконец настал последний этап сборки - я собрал и приклеил забашенный ящик. "Микродизайн" дает для имитации крышку с ребрами и петли из травления, но приклеил я штатный пластиковый. Все очень просто - если открыть травленную крышку, будет видна толщина стенок и они-то раза в 4 толще. То есть надо или всю корзину делать травленной, или стачивать изнутри долго и нудно или не открывать. Ну а если не открывать, то зачем тратить время на травление? Я добавил по еще одному траку в каждую ленту и на этом завершил работу. Что можно сказать по набору? Он великолепен в сборке, очень продумано членение, но есть свои "но". Прежде всего, непонятно, почему не дали полный интерьер башни? Нет поворотных механизмов, нет второго сиденья. При этом, второе сиденье (точную копию командирского) я нашел после сборки на литнике с ..... прозрачными деталями оптики! Не совсем нравится мне как башня крепится к корпусу. Никак. Просто опускается в погон и все. Но в целом, мне набор очень понравился. Так же я догадываюсь, что определенные трудности могут возникнуть при монтаже надгусеничных полок. Но надеюсь, справлюсь. Теперь осталось дождаться окончания сборки еще одного немца и покрасить их обеих разом. Ну и вот итоговый результат. Спасибо за внимание!