"- Что же мне теперь делать?
- Будь собой, этого они у тебя отнять не смогут!"
Предприимчивость и находчивость главных героев этого фильма полностью переворачивает, казалось бы, безвыходную ситуацию.
Действие фильма разворачивается в Филадельфии. В центре сюжета — эксцентричная и циничная пара братьев-миллионеров. Они затевают жестокий социальный эксперимент, чтобы проверить, что больше влияет на человека – воспитание или окружающая среда.
Предметом их спора становятся два совершенно разных человека:
1. Луис Уинторп III (Дэн Эйкройд) – высокомерный, снобистский, но успешный брокер на товарной бирже, управляющий делами Дьюков. Он ведет роскошный образ жизни, имеет шикарный дом и невесту из высшего общества.
2. Билли Рэй Валентайн (Эдди Мерфи) – бездомный мошенник, притворяющийся ветераном Вьетнама, живущий на улицах и зарабатывающий мелким жульничеством.
В ролях: Дэн Эйкройд (Луис Уинторп III), Эдди Мерфи (Билли Рэй Валентайн), Джейми Ли Кертис (Офелия), Ральф Беллами (Рэндольф Дьюк), Дон Амичи (Мортимер Дьюк), Денхолм Эллиотт (Коулман).
Идея фильма "Поменяться местами" возникла у сценаристов Тимоти Харриса и Хершела Уайнгрода. Они вдохновлялись классическими произведениями, такими как "Принц и нищий" Марка Твена, но хотели перенести эту концепцию в современный контекст, исследуя темы классового неравенства, жадности и того, насколько легко человек может подняться или упасть на социальной лестнице.
Режиссер Джон Лэндис, известный своими работами над комедиями "Зверинец" (Animal House) и "Братья Блюз" (The Blues Brothers), был приглашен для постановки. Его стиль, сочетающий остроумную сатиру с элементами физической комедии, идеально подходил для этого проекта.
Одна из самых запоминающихся и абсурдных сцен – это когда Луис, переодетый в гориллу, едет в грузовике. Это классический пример юмора Джона Лэндиса, который любит включать неожиданные и сюрреалистические элементы в свои фильмы.
Джон Лэндис: "Я всегда считал, что это современная версия 'Принца и нищего', но с более острым социальным комментарием о жадности и классовых различиях. Мы хотели показать, что человек – это не только его окружение, но и его характер."
Изначально на главные роли рассматривались Джин Уайлдер и Ричард Прайор, популярный комедийный дуэт того времени. Однако из-за проблем со здоровьем Прайора эта идея отпала.
На роль Билли Рэя Валентайна Лэндис предложил Эдди Мерфи, который тогда был восходящей звездой шоу "Субботним вечером в прямом эфире" (Saturday Night Live), но еще не имел большого опыта в кино. Продюсеры Paramount Pictures изначально сомневались, сможет ли Мерфи вытянуть главную роль в полнометражном фильме, но Лэндис настоял, видя его огромный потенциал. Это стало прорывной ролью для Мерфи в большом кино.
Эдди Мерфи: "Это был первый фильм, где я был главным героем, и он показал, что я могу это сделать. Я был очень благодарен Джону Лэндису за то, что он поверил в меня и дал мне такую свободу на съемочной площадке."
Дэн Эйкройд, уже хорошо известный по "Братьям Блюз" и SNL, был утвержден на роль Луиса Уинторпа III. Его способность играть высокомерных, но в то же время уязвимых персонажей, а также его отличная химия с Мерфи, оказались ключевыми для успеха фильма.
Дэн Эйкройд: "У нас с Эдди сразу же возникла отличное взаимопонимание. Он был невероятно талантлив и быстр на импровизацию. Мне нравилось, как наши персонажи дополняли друг друга."
Дэн Эйкройд, известный своим дотошным подходом к ролям, провел время, наблюдая за работой настоящих брокеров, чтобы лучше понять их манеры и жаргон.
Сцена, где Луис, находясь в глубокой депрессии, пытается съесть копченый лосось, который он украл с рождественской вечеринки, была полностью импровизирована Эйкройдом и стала одним из самых смешных и в то же время грустных моментов фильма, демонстрирующих его отчаяние.
Роль проститутки Офелии была весьма неожиданной для Джейми Ли Кертис, которая тогда была известна в основном как "королева крика" из фильмов ужасов. Она показала свою универсальность, сыграв эмоционально сложного, но при этом комичного персонажа.
Хотя фильм вышел летом, большая часть его действия происходит вокруг Рождества и Нового года. Это придает ему атмосферу праздничной классики.
Джейми Ли Кертис: "Это было очень интересно — сыграть Офелию. Я была известна по фильмам ужасов, и эта роль позволила мне показать другую сторону. Офелия была сильной, но уязвимой, и она была единственной, кто действительно помог Луису, когда он потерял все."
Джейми Ли Кертис согласилась на сцену обнажения только при условии, что она не будет эксплуатационной и будет служить развитию персонажа, показывая ее комфорт со своим телом и ее профессией.
Кстати, говорят, что у Джейми Ли Кёртис в молодости была кличка "тело". Если это правда, то, нельзя не согласиться, тело у неё действительно шикарное.
Сцены на товарной бирже снимались на настоящей Нью-Йоркской товарной бирже (New York Mercantile Exchange) и Нью-Йоркской торговой палате (New York Board of Trade). Для массовки использовались настоящие брокеры и трейдеры, что добавило аутентичности хаотичной атмосфере. Лэндис даже просил их быть еще более агрессивными, чем обычно.
В некоторых сценах, где Луис Уинторп оказывается на улице, в массовке использовались настоящие бездомные Филадельфии, которым платили за участие.
Братья Рэндольф и Мортимер Дьюк (Ральф Беллами и Дон Амичи) позже появились в камео в другом фильме Эдди Мерфи и Джона Лэндиса "Поездка в Америку" (Coming to America, 1988). Там они изображены как разорившиеся бездомные, которым персонаж Мерфи дает крупную сумму денег, намекая на их судьбу после событий "Поменяться местами".
"Одно вы поймете о старых добрых временах – они не всегда были такими уж хорошими." - Мортимер Дьюк.
Дон Амичи, ветеран Голливуда, получил премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана за роль Мортимера Дьюка, что стало неожиданным, но заслуженным признанием его работы.
Дон Амичи: "Я был очень рад снова работать. Джон Лэндис дал мне эту прекрасную возможность, и я наслаждался каждой минутой, играя этого отвратительного, но забавного Мортимера Дьюка. Получить BAFTA было невероятно!"
Хотя фильм является комедией, в нем поднимаются серьезные вопросы о несправедливости, расизме (в отношении Билли Рэя) и жестокости богатых по отношению к бедным. Месть в конце фильма воспринимается зрителями как торжество справедливости.
Фильм стал огромным кассовым хитом, собрав более 90 миллионов долларов в США при бюджете около 15 миллионов. Он закрепил статус Эдди Мерфи как кинозвезды и подтвердил репутацию Джона Лэндиса как мастера комедии.