Найти в Дзене

Про эмоциональный контакт между собакой и её человеком

Когда я вытягивала Фирина из его проблем, то много пришлось понимать про эмоциональную связь между человеком и собакой. Культура эмоций стала для меня основным предметом исследования. Если описывать главные принципы культуры эмоций — это про опору в первую очередь на собственные правила, следование им, а не случайным эмоциональным порывам. А эмоции мы учимся понимать, регулировать, успокаивать, за счёт этого давая собаке чувство защищенности и возможность на себя опереться. Если научиться управлять своими эмоциями, то мы получаем очень мощный инструмент воздействия на животное. Проявляя своё искреннее спокойствие в разных ситуациях, мы показываем питомцу, что волноваться причин нет. И при условии, что зверь полагается на нас и доверяет нашим оценкам, в сочетании с разумными подсказками форм поведения, необходимых в том или ином случае, мы приходим к полному отсутствию проблем у животного. Эмоциональная помощь и руководство питомцем в случаях растерянности компенсируют даже интеллектуал
Оглавление

Когда я вытягивала Фирина из его проблем, то много пришлось понимать про эмоциональную связь между человеком и собакой. Культура эмоций стала для меня основным предметом исследования. Если описывать главные принципы культуры эмоций — это про опору в первую очередь на собственные правила, следование им, а не случайным эмоциональным порывам. А эмоции мы учимся понимать, регулировать, успокаивать, за счёт этого давая собаке чувство защищенности и возможность на себя опереться.

Мы с Фирином
Мы с Фирином

Если научиться управлять своими эмоциями, то мы получаем очень мощный инструмент воздействия на животное. Проявляя своё искреннее спокойствие в разных ситуациях, мы показываем питомцу, что волноваться причин нет. И при условии, что зверь полагается на нас и доверяет нашим оценкам, в сочетании с разумными подсказками форм поведения, необходимых в том или ином случае, мы приходим к полному отсутствию проблем у животного. Эмоциональная помощь и руководство питомцем в случаях растерянности компенсируют даже интеллектуальное недоразвитие у последнего.

Но чаще всего ситуация обратная. Люди недооценивают своего влияния на животное и сами начинают переживать по любому и порой незначительному поводу. Самой распространённой ситуацией пожалуй являются различные встречи на прогулках. Сколько же переживаний испытывают люди по поводу реакций собственной собаки и эмоций встречных людей и животных. Естественно, что этим отношением они усиливают значимость каждой встречи и для собаки, которая уже заранее напрягается, видя потенциального оппонента. И если с поведением собаки относительно легко и понятно, что делать, то с восприятием и отношением человека к ситуации работать сложнее всего. Частая история: мы даём человеку какой-то полезный лайфхак, как переключить собаку. Пока приём новый, он работает эффективнее всего. Но наступает момент, когда человеку необходимо проявить волю и настойчивость, чтобы новое поведение сформировалось и закрепилось. Тут всё обычно и рушится со словами: “С моей собакой это не сработало — давайте другое”.

У гиперответственных людей может случиться другая крайность. Человек может начать следить за собой слишком тщательно, боясь лишний раз травмировать собаку своим неосторожным переживанием или решением. В этом случае, как ни странно, проблемы животного только усиливаются. Всё просто: переживания гиперответственного человека, желающего сделать лучшее из возможного — это тоже эмоции, которые перегружают обе стороны.
Я сама как раз отношусь к последнему типу. И несмотря на то, что всё про себя понимаю, изменить свой характер крайне сложно, откаты порой случаются.

Как и в любых отношениях, если меняется человек, то вынуждена меняться и собака. Фирин в этом смысле очень негибкий товарищ. Он — крайне зависимый в эмоциональном плане пёс, который страшно не любит думать и опирается на меня и свои достаточно жесткие привычки. Натерпевшись последствий его эмоциональной неустойчивости и острых реакций на любые изменения, я очень захотела, чтобы следующая собака была более крепкой и стойкой. Хотелось самой больше расслабиться, успокоившись, что мир от этого не рухнет.

Фирин и Джей
Фирин и Джей

И вот я приняла решение взять Анджея. Характер у этой собаки именно такой, как я хотела. Джей спокойный, устойчивый, вдумчивый. Одна только особенность пока не даёт этим качествам взять верх над эмоциями. Джей глухой, а значит — менее приспособленный к жизни по сравнению с любой слышащей собакой. Поэтому ему необходима опора на тех, кто слухом обладает.
Джей очень привязан к нам с Фирином, всё время ищет тактильного контакта, бывает очень навязчив в этом. Но рассказать я хотела о других его проявлениях.

Тесные эмоциональные связи позволяют партнёрам действовать очень согласованно, буквально предугадывая действия друг друга. Порой это улавливание намерений происходит раньше, чем партнёр успел их осознать и начать осуществлять. Все, у кого есть тонкий контакт с собакой, могли неоднократно такое наблюдать. Но в естественном живом общении присутствует множество факторов, которые всегда оставляют внутреннему скептику простор, как объяснить увиденное явление)

Жизнь подарила мне возможность наблюдать то, что я не смогла объяснить логически. У меня есть сложности с тревожностью, с которыми непрерывно работаю, но откаты бывают. Во время этих кризисов у нас с Анджеем синхронизировались бессоницы. Он никогда не будит меня специально. Не было ни одного случая, когда я бы просыпалась от звука, как Джей копает подстилку, а он делает это достаточно громко. Но стоит мне проснуться от собственных напряженных мыслей, пёс через несколько секунд подскакивает и начинает неистово копать свой лежак.
Если в другую ночь я сплю спокойно, Джей тоже почти не просыпается — максимум перекладывается в более удобную позу.

Фирин с Анджеем на даче
Фирин с Анджеем на даче

Я множество раз писала, что собаки считывают наши эмоции, как-то чувствуют их. Но сама в эти моменты подразумевала примерно следующее: они видят наше выражение лица, чувствуют запах, слышат тон голоса и по всей этой информации прогнозируют наши реакции, т.к. давно с нами живут и по опыту знают, чего ожидать. Но то, как меня чувствует Джей — во сне, не успев ничего увидеть, а услышать он не может в принципе — это не перестаёт меня удивлять. Механизм этого явления остаётся загадкой.

Меня зовут Мухамедшина Ирина Андреевна. Несмотря на большой опыт работы с разными животными – я постоянно учусь новому. Адаптивная зоопсихология основана на требованиях реальной повседневной жизни, а она бесконечно разнообразна и постоянно подкидывает сложные задачки.

В нашей работе столько нюансов, что ни в одной статье, ни в целой книге всего не охватить. Обращайтесь ко мне в ВК за личными консультациями. Я занимаюсь коррекцией психики домашних животных и помогу вам понять причину проблемного поведения вашего зверя и разработать стратегию для его исправления.