Мемориальная музей-квартира В. Немировича-Данченко в Глинищевском переулке вновь открылась после трехлетней реставрации. Дата выбрана по-режиссерски точно: 6 сентября. Немирович-Данченко, пожалуй, оценил бы этот символизм.
6 сентября 1936 года в СССР учредили звание «Народный артист». Первыми его получили четверо - Немирович-Данченко, Станиславский, Качалов и Москвин.
И вот, 6 сентября 2025-го музей снова распахнул двери для тех, кто хочет прикоснуться к жизни и творчеству одного из основателей МХТ.
Дом для артистов МХАТ и деятелей искусства был построен в конце 1930-х. В 1938 году в квартиру № 52 въехал Владимир Иванович Немирович-Данченко, драматург, театральный критик, режиссер. Здесь он прожил последние пять лет. Уже в 1944-м, через год после смeрти, квартира стала музеем, и с тех пор ее интерьер сохранился подлинным: ни одного «декорационного» предмета - только то, что окружало хозяина.
За почти восемь десятилетий музей ни разу не закрывался на ремонт. Лишь три года назад началась первая реставрация. Восстановили лепные карнизы, перебрали паркет, отреставрировали двери и редкие линкрустовые обои. Экспонаты на время увезли, кроме массивного библиотечного шкафа. Его трогать не решились. Теперь все вернулось на свои места, словно ничего и не менялось.
Поднимаюсь на третий этаж сталинского дома, стены которого увешаны мемориальными досками. Захожу в дверь квартиры № 52. Каждое кресло, каждая фотография здесь помнит режиссера и хранит дыхание эпохи. Сюда Немирович-Данченко собирался въехать вместе с женой Екатериной Николаевной, с которой прожил более полувека. Но она не успела дожить до переезда.
Квартира у него была даже не одна: пятикомнатная для себя и двухкомнатная для сына. Их соединяла дверь за шкафом в гостиной. Во второй квартире до сих пор живет внук театрального режиссера.
Театр начинается с вешалки, а квартира - с прихожей. Здесь - мягкий диван, дубовая вешалка, зеркало в бархатной раме. На стенах- фотографии родителей, братьев, сестёр, актёров труппы, Чехова с дарственной надписью.
Интересно, что картин в квартире почти нет, разве что вышивки, сделанные Екатериной Николаевной и ее сестрами. Зато фотографий - море.
Особый экспонат в прихожей - визитная карточка с приглашением Станиславскому встретиться в «Славянском базаре». Их разговор длился восемнадцать часов. И когда он закончился, началась новая эра русского театра.
Из прихожей попадаешь в столовую. Она невелика, но полна деталей: кузнецовская ваза в виде пеликана, которую использовали на благотворительных балах для сбора средств, клетка с механической синей птицей, подарок Сергея Образцова, вышивки на стенах.
Атмосфера домашняя, а не музейная: никакого каната «не заходить», никаких табличек «не трогать». Ты наклоняешься, рассматриваешь, почти касаешься.
Гостиная совмещена с кабинетом. Здесь обсуждали постановки, шли репетиции.
В центре внимания - «его величество шкаф», изготовленный в 1902 году известным краснодеревщиком Фишером по эскизам хозяина. За каждой дверцей шкафа - книги тех авторов, чьи портреты их украшают.
На рояле - бронзовая фигурка Деметры с маленькой плюшевой собачкой, сшитой женой режиссера. Наивная, но такая трогательная и говорящая деталь.
На тумбе - первый советский радиоприёмник в деревянном корпусе.
Через дверь с витражом из гостиной-кабинета попадаешь в спальню. Личное пространство - небольшое, камерное.
Над кроватью - барельеф Екатерины Николаевны, гипсовая копия её надгробия. Молчаливый жест тоски, сильнее всяких слов.
На столике с майоликовыми плитками лежит кожаный портфель- подарок брата.
На стенах - портреты родителей, брата-писателя, тестя-барона, друзей и коллег. Многие дарственные надписи на фотографиях адресованы не самому режиссеру, а его жене , «Котику», которую актеры считали талисманом театра.
И как и в других комнатах - обои. Линкруст, редкость для наших дней, здесь сохраняется с 1938 года. Во время реставрации их не снимали, а чистили и восстанавливали утраты прямо на месте.
Музей занимает три комнаты квартиры, две другие служебные. Но все равно кажется, что ты в гостях: хозяин просто вышел и вот-вот вернется. Этот музей - не «реконструкция быта», а подлинное жилище человека, определившего лицо русского театра.
📍Москва, Глинищевский переулок, 5/7, кв. 52. Билеты - 300 руб. Ср-вс, 11:00-19:00
У вас есть любимые мемориальные квартиры в Москве?
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь своими находками из прогулок по Москве и путешествий, часто прямо в моменте. Буду рада видеть вас там!