Найти в Дзене

«Мы считаем за высшее счастье служить родному народу…», – братья Ткачёвы. 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Ткачева

11 сентября 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения замечательного художника, академика Российской академии художеств Алексея Петровича Ткачева (1925-2025), который, к сожалению, не дожил до этого красивого юбилея всего чуть больше пяти месяцев. Также произошло и с его старшим братом Сергеем (1922-2022), который ушел из жизни за семь с половиной месяцев до своего столетия. Вместе эти два удивительных живописца составляли знаменитый творческий тандем «Братья Ткачёвы». Десять лет назад в одном интервью братьев спросили, как можно охарактеризовать метод сотворчества художников братьев Ткачёвых. На что Алексей Петрович отшутился, а Сергей Петрович ответил: «А если серьёзно, наш творческий метод строится на полном доверии друг к другу. <…> Конечно, и разногласия меж нами бывают, и споры. Но все они творческого происхождения, потому не вредны, а полезны» Их сложно представить по одиночке, поэтому и мой рассказ о сегодняшнем юбиляре будет тесно связан с его братом Сергеем, хотя братьев

11 сентября 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения замечательного художника, академика Российской академии художеств Алексея Петровича Ткачева (1925-2025), который, к сожалению, не дожил до этого красивого юбилея всего чуть больше пяти месяцев.

Алексей Ткачев. Автопортрет. 2005. Холст, масло. 69 x 54. Музей братьев Ткачёвых
Алексей Ткачев. Автопортрет. 2005. Холст, масло. 69 x 54. Музей братьев Ткачёвых

Также произошло и с его старшим братом Сергеем (1922-2022), который ушел из жизни за семь с половиной месяцев до своего столетия. Вместе эти два удивительных живописца составляли знаменитый творческий тандем «Братья Ткачёвы».

Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович. Фотография 2002 года
Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович. Фотография 2002 года

Десять лет назад в одном интервью братьев спросили, как можно охарактеризовать метод сотворчества художников братьев Ткачёвых. На что Алексей Петрович отшутился, а Сергей Петрович ответил:

«А если серьёзно, наш творческий метод строится на полном доверии друг к другу. <…> Конечно, и разногласия меж нами бывают, и споры. Но все они творческого происхождения, потому не вредны, а полезны»
Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович. Фотография 2015 года / Думаю вы без труда определите на фотографии, кто есть кто: кто из братьев серьезный, а кто любит пошутить
Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович. Фотография 2015 года / Думаю вы без труда определите на фотографии, кто есть кто: кто из братьев серьезный, а кто любит пошутить

Их сложно представить по одиночке, поэтому и мой рассказ о сегодняшнем юбиляре будет тесно связан с его братом Сергеем, хотя братьев в семье было пятеро и все они проявляли интерес к рисованию. Но всё по порядку.

Родился Алексей Петрович Ткачёв в деревне Чучуновка Брянской области. И несмотря на то, что в 1929 году семья переехала в Бежицу, братья с большим теплом относились к деревне, в которой родились, часто изображали Чучуновку и её жителей в своих картинах.

«Наш дед, Афанасий Васильевич Ткачёв, проживший 104 года, был старостой в одной из деревень великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Неграмотный, дед с гордостью повторял: «Мы не какие-нибудь там сумкотрясы, мы – тютчевские». Все наши корни там, в тютчевских землях», – рассказывал Сергей Петрович.

А в книге воспоминаний «О времени и о себе» братья Ткачевы написали:

«Весь наш ткачевский род происходит из Брянщины. Все его корни там. Отец и мать уроженцы сел Молотино и Речица, земли которых примыкали к старинному селу Овстуг – родовому имению Ф. И. Тютчева»

Мама будущих художников, Мария Васильевна, была неграмотной, но замечательной рукодельницей. Как вспоминали братья, она сама создала себе в приданное два свадебных костюма, которые её дети бережно сохранили как художественную ценность даже в сложные военные годы. Позже сыновья часто рисовали образ мамы в своих работах, называя её своей беззаветной натурщицей и говоря: «От неё и пошли все наши картины с женщинами».

Братья Ткачевы. Мать. 1955. Холст на оргалите, масло. 80 x 60. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Мать. 1955. Холст на оргалите, масло. 80 x 60. Музей братьев Ткачёвых

А отец, Петр Афанасьевич, окончил два класса сельской школы и читать умел, даже после революции открыл ликбез, а односельчане ходили к нему учиться ставить подпись на документах.

«Малограмотные были, но книжники. Мама ни одной буковки не знала, но сидя вечерами за рукоделием, нередко просила: «Сынок, почитай-ка мне книжечку». И вот я читал. И отец вечерами читал вслух – «Войну и мир», «Анну Каренину», а после с мамой на свой лад обсуждали…» – вспоминал Алексей Петрович.

Отец Ткачёвых очень хотел, чтобы его дети выучились грамоте, а в итоге, как шутили братья, «у нас в семье два академика, ректор института, директор юридического института».

Счастливые школьные годы художников прошли в Бежице, где отец работал на заводе «Красный Профинтерн», а все братья вслед за старшим Виктором начали посещать изокружок в бежицком Доме пионеров. В 1937 году Сергей опять же вместе с Виктором поступил в Витебское художественное училище, а Алексей, продолжая учиться в Бежице, в 1939-м отправил свою картину на конкурс в новую Московскую среднюю художественную школу, созданную по инициативе Игоря Грабаря для одаренных детей и был принят.

Алексей Ткачев. Деревня Речица (Родина матери). 1939. Бумага, акварель. 11,5 х 22
Алексей Ткачев. Деревня Речица (Родина матери). 1939. Бумага, акварель. 11,5 х 22
Алексей Ткачев. Деревенский пейзаж. Молотино. 1939. Бумага, акварель. 17 х 25
Алексей Ткачев. Деревенский пейзаж. Молотино. 1939. Бумага, акварель. 17 х 25

Заслуженный художник России Люциан Шитов, учившийся в этом первом наборе вместе с Алексеем, так написал о нем в своей книге «Лучи детства»:

«Предвижу придирки и недовольства в свой адрес, но рискну выдвинуть такую гипотезу. Ленечка Ткачев духовной и физической своей статью весьма схож с Александром Сергеевичем Пушкиным. Да, да! Их сопоставимость так же очевидна, как и двух отдаленных по времени лицеев: Царскосельского императорского и МСХШовского, имени Н.В. Томского. Подобно светочу русской культуры, Алеша Ткачев также отмечен улыбчивым талантом, добрым нравом и житейской мудростью. Ну, а во внешних очертаниях – и бакенбарды дорисовывать не нужно, вылитый Александр Сергеевич. Низенького росточка, худощавый, подвижный, спортивно развитый, в молодые годы великолепный (разумеется, по нашим меркам) футбольный форвард и волейболист, легкий и обаятельный в общении, надежный товарищ, хороший семьянин. Хотя в отличие от великого поэта, убежденный однолюб»

Во время войны Сергей Петрович добровольцем ушёл на фронт, но и там продолжал рисовать, создавая портреты своих однополчан. А Алексей был с родителями эвакуирован в Свердловск, где работал на Уралмаше разметчиком танковых моторов. Но вскоре его вызвали в Башкирию продолжать художественное образование – школа со всеми учениками и преподавателями разместилась в селе Воскресенское.
Интересно рассказал об этом факте своей биографии сам Алексей Петрович:

«И вдруг однажды мне приходит письмо из художественной школы. Они откуда-то узнали мой адрес, и мой учитель прислал мне вызов, чтобы я приехал. Я — к начальнику цеху. Тот говорит: «Это не в моей компетенции, я не могу. Идите к директору завода». А директором был Борис Глебович Музруков, дважды Герой Социалистического Труда, уже потом он стал знаменитым ученым, военным деятелем. Захожу, вижу — сидит худенький сухой человек с пронзительными глазами. «Ну, что у тебя?» Говорю: «Я к вам с просьбой, чтобы вы отпустили меня». — «Как «отпустили»? — «Мне вызов пришел из художественной школы. Я учился там до войны». Он так посмотрел на меня и сказал: «Ну что ж, сынок, если тебя ищут, значит, ты талант, и большой, и я не имею права тебя задерживать тут. Благословляю тебя на учебу, ехай. С удовольствием я тебе подписываю».


В 1945 году Алексей Петрович поступил в
Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, а через год туда же пришел и вернувшийся с фронта Сергей Петрович. Оба они учились у знаменитого мастера Сергея Васильевича Герасимова.

«Нас так и звали: Ткачёв-младший-старший и наоборот. А ещё Лёша первым из нас «суриковскую» стипендию получил. Но мы никогда друг другу не завидовали, только радовались», – вспоминал Сергей Петрович

Алексей Ткачев. Вечер на Каспии. 1947. Холст, масло. 68,2 x 88,5. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Ткачев. Вечер на Каспии. 1947. Холст, масло. 68,2 x 88,5. Государственная Третьяковская галерея

После окончания института в 1951 году Алексей Петрович был направлен в Минск, где работал в Союзе художников Белорусской ССР.

Алексей Ткачев. Пастушок. 1954. Холст, масло
Алексей Ткачев. Пастушок. 1954. Холст, масло

В середине 1950-х годов сложился уникальный творческий союз двух братьев-художников. Основными темами их живописи стала русская деревня, простые люди и история страны. Каждый из мастеров вносил свою индивидуальность в создаваемые картины, и в результате рождались шедевры.

-9

Интересно, что для знаменитой картины «Детвора» художники начали делать эскизы ещё в 1948 году, уже тогда пробуя совместное творчество.

Братья Ткачевы. Детвора. 1958-1960. Холст, масло. 121 х 200. Государственный Русский музей
Братья Ткачевы. Детвора. 1958-1960. Холст, масло. 121 х 200. Государственный Русский музей
Братья Ткачевы. Автопортрет. 1960. Холст, масло. 67 х 64. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Автопортрет. 1960. Холст, масло. 67 х 64. Музей братьев Ткачёвых

Картины братьев Ткачевых стали классикой советской живописи. Написанные в стиле реализма в сочетании с лирическим настроением и зачастую с использованием импрессионистической манеры письма произведения художников светлые, радостные и добрые.

Братья Ткачевы. В поле. Самолеты летят. 1954. Холст, масло. 73 х 132
Братья Ткачевы. В поле. Самолеты летят. 1954. Холст, масло. 73 х 132
Братья Ткачевы. У колодца. 1954 год, холст, масло. 96×141 см. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
Братья Ткачевы. У колодца. 1954 год, холст, масло. 96×141 см. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
Братья Ткачевы. Ветреный день. 1957. Холст, масло. 107,5 x 157. Государственный Русский музей
Братья Ткачевы. Ветреный день. 1957. Холст, масло. 107,5 x 157. Государственный Русский музей
Братья Ткачевы. Весной. 1950-1960-е. Холст, масло. 175 х 100
Братья Ткачевы. Весной. 1950-1960-е. Холст, масло. 175 х 100

Каждая работа братьев Ткачевых – это небольшой рассказ из жизни обычных советских людей. И на большинстве полотен изображены конкретные знакомые, друзья и соседи. Так для картины «У колодца» персонаж молодого тракториста был написан с Георгия Прохорчука, весельчака деревни Голоцк под Минском, где художники снимали летом жильё.
А в работе «Матери» они изобразили своих родных и соседей по деревне Новые Котчищи на берегу реки Мсты
в Тверской области. В центре картины с ребенком на руках сидит Вера Петровна Пакетова, мать 13 детей. Пожилая женщина – это любимая мама живописцев, а вот справа можно увидеть супругу Алексея Петровича – Лидию Алексеевну и их дочь Леночку.

Братья Ткачевы. Матери. 1960-1961. Холст, масло. 170 x 297. Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. Матери. 1960-1961. Холст, масло. 170 x 297. Государственная Третьяковская галерея

Эта картина была показана в 1961 году на выставке в московском Манеже. Впечатление она произвела неоднозначное. Сергей Петрович это вспоминал так:

«Однажды перед выставкой Фурцева увидела нашу картину «Матери» и говорит: «Безыдейная. Снять!» Это видел художник Аркадий Александрович Пластов, который очень сильное влияние на нас в своё время оказал, был большим для нас авторитетом. Подозвал каждого по отдельности, в лоб поцеловал. Правильно, говорит, всё делаете»

Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович у картины «Семья Пакетовых». Фотография 1963 года
Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович у картины «Семья Пакетовых». Фотография 1963 года

В своих произведениях художники также обращаются и к истории страны. Картина «Между боями» посвящена гражданской войне и рассказывает о том, как бойцы тянулись к грамоте, напоминая рассказы отца братьев об организованных им курсах ликвидации безграмотности.

Братья Ткачевы. Между боями. 1958-1960. Холст, масло. 183 x 260. Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. Между боями. 1958-1960. Холст, масло. 183 x 260. Государственная Третьяковская галерея

А на картине «В колхоз» запечатлена история семьи в годы коллективизации. Алексей Петрович так рассказывал об этом произведении: «Что мы там постарались выразить? Вся семья идёт в колхоз, а дед — ни в какую! Лучше, говорит, побираться пойду, чем в вашу «коммунию». И как-то так это запомнилось…»

Братья Ткачевы. В колхоз. 1970-1980. Холст, масло. 130 x 190 см Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. В колхоз. 1970-1980. Холст, масло. 130 x 190 см Государственная Третьяковская галерея

Множество работ братья Ткачевы посвятили годам Великой Отечественной войны. Трое братьев из семьи Ткачёвых воевали с фашистами: Серафим, Василий и Сергей. Серафим Ткачёв погиб в боях за Белоруссию, Василий получил контузию, служа механиком на аэродроме, а Сергей был ранен в плечо, но восстановился и продолжил воевать, демобилизовался лишь в ноябре 1945 года.

Сергей Петрович рассказывал:
«После ранения вернулся в Бежицу, пришёл на свою Тульскую улицу, а… дома № 17 нет. Стою, а слёзы сами текут из глаз. И вдруг сестра Шура навстречу бежит со своими детьми – Тамарой и Володей. Обнялись вчетвером и плачем. Этот сюжет стал для нашего творчества очень важен. Мы много картин написали на эту тему»

Братья Ткачевы В партизанском крае. 1975. Холст, масло. 156 x 224. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы В партизанском крае. 1975. Холст, масло. 156 x 224. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Благословение. 1976. Холст, масло. 102,5 x 129. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Благословение. 1976. Холст, масло. 102,5 x 129. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Май 1945. 1980. Холст, оргалит, масло. 106 x 122 см Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Май 1945. 1980. Холст, оргалит, масло. 106 x 122 см Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Дети войны. 1941 год. 1984-1987. Холст, масло. 200 x 150. Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. Дети войны. 1941 год. 1984-1987. Холст, масло. 200 x 150. Государственная Третьяковская галерея

В 1973 году Алексей Петрович возглавил Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Но всю деятельность организации, встречи с художниками-стажерами братья Ткачевы всегда проводили вместе.

Братья Ткачевы. Братья. 1981-1983. Холст, масло. 158 x 184. Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. Братья. 1981-1983. Холст, масло. 158 x 184. Государственная Третьяковская галерея
Своим ученикам Алексей Петрович говорил:
«Мы с братом Сергеем учились у Сергея Герасимова. Герасимов учился у Коровина и Левитана. Коровин и Левитан учились у Саврасова. Вот она прямая линия традиции от Саврасова до вас – современных художников»

Братья Ткачевы. Лето. 1970. Холст, масло. 145 x 212. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Лето. 1970. Холст, масло. 145 x 212. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Субботний день. 1974. Холст, масло
Братья Ткачевы. Субботний день. 1974. Холст, масло
Братья Ткачевы. Июньская пора. 1976–1977. Холст, масло. 203 х 233. Государственный Русский музей
Братья Ткачевы. Июньская пора. 1976–1977. Холст, масло. 203 х 233. Государственный Русский музей
Братья Ткачевы. Дочери. 1976-1977. Холст, масло. 151 x 176. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. Дочери. 1976-1977. Холст, масло. 151 x 176. Музей братьев Ткачёвых

Дочка Алексея Ткачева, Елена Алексеевна (р.1959), также стала художницей.

Алексей Петрович Ткачёв с дочерью Еленой и братом Сергеем Петровичем
Алексей Петрович Ткачёв с дочерью Еленой и братом Сергеем Петровичем

Большинство своих картин художники писали с натуры в Тверской и Брянской областях, где они жили и работали каждый год, начиная с весны.

Братья Ткачевы. На древнем Вщиже. 1975-1980. Холст, масло. 110 x 190. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. На древнем Вщиже. 1975-1980. Холст, масло. 110 x 190. Музей братьев Ткачёвых
Братья Ткачевы. У старых бань. 1977-1980. Холст, масло. 120 x 230. Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. У старых бань. 1977-1980. Холст, масло. 120 x 230. Государственная Третьяковская галерея
Братья Ткачевы. Память народная. 1980. Холст, масло. 151 х 216
Братья Ткачевы. Память народная. 1980. Холст, масло. 151 х 216
Братья Ткачевы. 1983-1985. Июльский полдень. Холст, масло. 148 х 177
Братья Ткачевы. 1983-1985. Июльский полдень. Холст, масло. 148 х 177
Братья Ткачевы. Торжок. 1989. Холст, масло. 97 x 78
Братья Ткачевы. Торжок. 1989. Холст, масло. 97 x 78
Братья Ткачевы. Новая лодка. 1998. Холст, масло. 100 х 160
Братья Ткачевы. Новая лодка. 1998. Холст, масло. 100 х 160

Индивидуальные работы Алексея Петровича очень лиричны и посвящены повседневным моментам жизни природы и человека. Все они наполнены большой любовью к родной земле и её обитателям.

Алексей Ткачев. Мостик. 1954. Холст, масло
Алексей Ткачев. Мостик. 1954. Холст, масло
Алексей Ткачев. Овражек. 1956. Картон, масло. 58 x 44. Государственный Русский музей
Алексей Ткачев. Овражек. 1956. Картон, масло. 58 x 44. Государственный Русский музей
Алексей Ткачев. Лена Ткачёва и подсолнух. 1982. Холст, масло
Алексей Ткачев. Лена Ткачёва и подсолнух. 1982. Холст, масло
Алексей Ткачев. Три женщины в тени. 1977. Картон, масло. 40 x 50. Государственный Русский музей
Алексей Ткачев. Три женщины в тени. 1977. Картон, масло. 40 x 50. Государственный Русский музей
Алексей Ткачев. Вечер в деревне. 1976. Картон, масло. 50 х 70. Белгородский областной художественный музей
Алексей Ткачев. Вечер в деревне. 1976. Картон, масло. 50 х 70. Белгородский областной художественный музей
Алексей Ткачев. Журавли летят. 1983. Картон, масло. 50 х 70. Белгородский областной художественный музей
Алексей Ткачев. Журавли летят. 1983. Картон, масло. 50 х 70. Белгородский областной художественный музей
Алексей Ткачев. Человек родился. 1995. Холст, масло
Алексей Ткачев. Человек родился. 1995. Холст, масло

В 1995 году на родине живописцев в Бежицком районе города Брянска открылся Музей братьев Ткачевых.

«А всё потому, что тогдашний директор БМЗ (Брянского машиностроительного завода – прим. автора) Геннадий Павлович Буров, замечательный мужик, однажды заметил у нас в московской мастерской: «И что ж вы с этим богатством будете делать? Давайте музей в Бежице организуем!» И с его лёгкой руки пошло-поехало», – вспоминал Сергей Петрович.

-43

Братья художники подарили музею более 200 своих произведений. А сейчас в коллекции музея уже более 1000 картин и этюдов Ткачевых и также работает детская художественная студия. «Мне эта студия напоминает наш старый Дом пионеров. И мы понимаем, что и у современных детишек есть все возможности стать будущими ткачёвыми, николаевыми…», – поделился Сергей Петрович. А Алексей Петрович добавил; «…мы часто забываем своё прошлое. А прошлое нельзя забывать – оно должно всегда быть с нами».

Братья Ткачевы никогда не забывали свою родную Брянщину и оставили городу огромное творческое наследие.

Братья Ткачевы. Дорога к храму. 2005. Холст, масло. 87 х 203
Братья Ткачевы. Дорога к храму. 2005. Холст, масло. 87 х 203
Братья Ткачевы. Сельский выгон. 2005. Холст, масло. 100 x 80
Братья Ткачевы. Сельский выгон. 2005. Холст, масло. 100 x 80
Братья Ткачевы. Утро на Каспии. 2010. Картон, масло
Братья Ткачевы. Утро на Каспии. 2010. Картон, масло

Сергей Петрович Ткачёв скончался 28 марта 2022 года, а 3 апреля этого года не стало Алексея Петровича. Но они продолжают жить в картинах, которые по-прежнему нас радуют, дарят душевное тепло и заряжают оптимизмом. И хочется верить, что они будут вдохновлять ещё не одно поколение будущих художников, которым захочется равняться на мастерство и беззаветную преданность искусству талантливых братьев.

Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович. Фотография 2020 года
Братья Ткачёвы: Ткачёв Сергей Петрович и Ткачёв Алексей Петрович. Фотография 2020 года

Алексей и Сергей Ткачёвы написали настоящую летопись нашей великой страны, а вместе с неё и историю своей долгой жизни, ведь как они сами говорили:

«Мы считаем за высшее счастье служить родному народу, потому что мы плоть от плоти его, связаны с ним кровными узами всегда – и в радостные, и в трудные дни»
Братья Ткачёвы. Новая жизнь. 1994. Холст, масло. 65 x 190
Братья Ткачёвы. Новая жизнь. 1994. Холст, масло. 65 x 190

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»