11 сентября 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения замечательного художника, академика Российской академии художеств Алексея Петровича Ткачева (1925-2025), который, к сожалению, не дожил до этого красивого юбилея всего чуть больше пяти месяцев.
Также произошло и с его старшим братом Сергеем (1922-2022), который ушел из жизни за семь с половиной месяцев до своего столетия. Вместе эти два удивительных живописца составляли знаменитый творческий тандем «Братья Ткачёвы».
Десять лет назад в одном интервью братьев спросили, как можно охарактеризовать метод сотворчества художников братьев Ткачёвых. На что Алексей Петрович отшутился, а Сергей Петрович ответил:
«А если серьёзно, наш творческий метод строится на полном доверии друг к другу. <…> Конечно, и разногласия меж нами бывают, и споры. Но все они творческого происхождения, потому не вредны, а полезны»
Их сложно представить по одиночке, поэтому и мой рассказ о сегодняшнем юбиляре будет тесно связан с его братом Сергеем, хотя братьев в семье было пятеро и все они проявляли интерес к рисованию. Но всё по порядку.
Родился Алексей Петрович Ткачёв в деревне Чучуновка Брянской области. И несмотря на то, что в 1929 году семья переехала в Бежицу, братья с большим теплом относились к деревне, в которой родились, часто изображали Чучуновку и её жителей в своих картинах.
«Наш дед, Афанасий Васильевич Ткачёв, проживший 104 года, был старостой в одной из деревень великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Неграмотный, дед с гордостью повторял: «Мы не какие-нибудь там сумкотрясы, мы – тютчевские». Все наши корни там, в тютчевских землях», – рассказывал Сергей Петрович.
А в книге воспоминаний «О времени и о себе» братья Ткачевы написали:
«Весь наш ткачевский род происходит из Брянщины. Все его корни там. Отец и мать уроженцы сел Молотино и Речица, земли которых примыкали к старинному селу Овстуг – родовому имению Ф. И. Тютчева»
Мама будущих художников, Мария Васильевна, была неграмотной, но замечательной рукодельницей. Как вспоминали братья, она сама создала себе в приданное два свадебных костюма, которые её дети бережно сохранили как художественную ценность даже в сложные военные годы. Позже сыновья часто рисовали образ мамы в своих работах, называя её своей беззаветной натурщицей и говоря: «От неё и пошли все наши картины с женщинами».
А отец, Петр Афанасьевич, окончил два класса сельской школы и читать умел, даже после революции открыл ликбез, а односельчане ходили к нему учиться ставить подпись на документах.
«Малограмотные были, но книжники. Мама ни одной буковки не знала, но сидя вечерами за рукоделием, нередко просила: «Сынок, почитай-ка мне книжечку». И вот я читал. И отец вечерами читал вслух – «Войну и мир», «Анну Каренину», а после с мамой на свой лад обсуждали…» – вспоминал Алексей Петрович.
Отец Ткачёвых очень хотел, чтобы его дети выучились грамоте, а в итоге, как шутили братья, «у нас в семье два академика, ректор института, директор юридического института».
Счастливые школьные годы художников прошли в Бежице, где отец работал на заводе «Красный Профинтерн», а все братья вслед за старшим Виктором начали посещать изокружок в бежицком Доме пионеров. В 1937 году Сергей опять же вместе с Виктором поступил в Витебское художественное училище, а Алексей, продолжая учиться в Бежице, в 1939-м отправил свою картину на конкурс в новую Московскую среднюю художественную школу, созданную по инициативе Игоря Грабаря для одаренных детей и был принят.
Заслуженный художник России Люциан Шитов, учившийся в этом первом наборе вместе с Алексеем, так написал о нем в своей книге «Лучи детства»:
«Предвижу придирки и недовольства в свой адрес, но рискну выдвинуть такую гипотезу. Ленечка Ткачев духовной и физической своей статью весьма схож с Александром Сергеевичем Пушкиным. Да, да! Их сопоставимость так же очевидна, как и двух отдаленных по времени лицеев: Царскосельского императорского и МСХШовского, имени Н.В. Томского. Подобно светочу русской культуры, Алеша Ткачев также отмечен улыбчивым талантом, добрым нравом и житейской мудростью. Ну, а во внешних очертаниях – и бакенбарды дорисовывать не нужно, вылитый Александр Сергеевич. Низенького росточка, худощавый, подвижный, спортивно развитый, в молодые годы великолепный (разумеется, по нашим меркам) футбольный форвард и волейболист, легкий и обаятельный в общении, надежный товарищ, хороший семьянин. Хотя в отличие от великого поэта, убежденный однолюб»
Во время войны Сергей Петрович добровольцем ушёл на фронт, но и там продолжал рисовать, создавая портреты своих однополчан. А Алексей был с родителями эвакуирован в Свердловск, где работал на Уралмаше разметчиком танковых моторов. Но вскоре его вызвали в Башкирию продолжать художественное образование – школа со всеми учениками и преподавателями разместилась в селе Воскресенское.
Интересно рассказал об этом факте своей биографии сам Алексей Петрович:
«И вдруг однажды мне приходит письмо из художественной школы. Они откуда-то узнали мой адрес, и мой учитель прислал мне вызов, чтобы я приехал. Я — к начальнику цеху. Тот говорит: «Это не в моей компетенции, я не могу. Идите к директору завода». А директором был Борис Глебович Музруков, дважды Герой Социалистического Труда, уже потом он стал знаменитым ученым, военным деятелем. Захожу, вижу — сидит худенький сухой человек с пронзительными глазами. «Ну, что у тебя?» Говорю: «Я к вам с просьбой, чтобы вы отпустили меня». — «Как «отпустили»? — «Мне вызов пришел из художественной школы. Я учился там до войны». Он так посмотрел на меня и сказал: «Ну что ж, сынок, если тебя ищут, значит, ты талант, и большой, и я не имею права тебя задерживать тут. Благословляю тебя на учебу, ехай. С удовольствием я тебе подписываю».
В 1945 году Алексей Петрович поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, а через год туда же пришел и вернувшийся с фронта Сергей Петрович. Оба они учились у знаменитого мастера Сергея Васильевича Герасимова.
«Нас так и звали: Ткачёв-младший-старший и наоборот. А ещё Лёша первым из нас «суриковскую» стипендию получил. Но мы никогда друг другу не завидовали, только радовались», – вспоминал Сергей Петрович
После окончания института в 1951 году Алексей Петрович был направлен в Минск, где работал в Союзе художников Белорусской ССР.
В середине 1950-х годов сложился уникальный творческий союз двух братьев-художников. Основными темами их живописи стала русская деревня, простые люди и история страны. Каждый из мастеров вносил свою индивидуальность в создаваемые картины, и в результате рождались шедевры.
Интересно, что для знаменитой картины «Детвора» художники начали делать эскизы ещё в 1948 году, уже тогда пробуя совместное творчество.
Картины братьев Ткачевых стали классикой советской живописи. Написанные в стиле реализма в сочетании с лирическим настроением и зачастую с использованием импрессионистической манеры письма произведения художников светлые, радостные и добрые.
Каждая работа братьев Ткачевых – это небольшой рассказ из жизни обычных советских людей. И на большинстве полотен изображены конкретные знакомые, друзья и соседи. Так для картины «У колодца» персонаж молодого тракториста был написан с Георгия Прохорчука, весельчака деревни Голоцк под Минском, где художники снимали летом жильё.
А в работе «Матери» они изобразили своих родных и соседей по деревне Новые Котчищи на берегу реки Мсты в Тверской области. В центре картины с ребенком на руках сидит Вера Петровна Пакетова, мать 13 детей. Пожилая женщина – это любимая мама живописцев, а вот справа можно увидеть супругу Алексея Петровича – Лидию Алексеевну и их дочь Леночку.
Эта картина была показана в 1961 году на выставке в московском Манеже. Впечатление она произвела неоднозначное. Сергей Петрович это вспоминал так:
«Однажды перед выставкой Фурцева увидела нашу картину «Матери» и говорит: «Безыдейная. Снять!» Это видел художник Аркадий Александрович Пластов, который очень сильное влияние на нас в своё время оказал, был большим для нас авторитетом. Подозвал каждого по отдельности, в лоб поцеловал. Правильно, говорит, всё делаете»
В своих произведениях художники также обращаются и к истории страны. Картина «Между боями» посвящена гражданской войне и рассказывает о том, как бойцы тянулись к грамоте, напоминая рассказы отца братьев об организованных им курсах ликвидации безграмотности.
А на картине «В колхоз» запечатлена история семьи в годы коллективизации. Алексей Петрович так рассказывал об этом произведении: «Что мы там постарались выразить? Вся семья идёт в колхоз, а дед — ни в какую! Лучше, говорит, побираться пойду, чем в вашу «коммунию». И как-то так это запомнилось…»
Множество работ братья Ткачевы посвятили годам Великой Отечественной войны. Трое братьев из семьи Ткачёвых воевали с фашистами: Серафим, Василий и Сергей. Серафим Ткачёв погиб в боях за Белоруссию, Василий получил контузию, служа механиком на аэродроме, а Сергей был ранен в плечо, но восстановился и продолжил воевать, демобилизовался лишь в ноябре 1945 года.
Сергей Петрович рассказывал:
«После ранения вернулся в Бежицу, пришёл на свою Тульскую улицу, а… дома № 17 нет. Стою, а слёзы сами текут из глаз. И вдруг сестра Шура навстречу бежит со своими детьми – Тамарой и Володей. Обнялись вчетвером и плачем. Этот сюжет стал для нашего творчества очень важен. Мы много картин написали на эту тему»
В 1973 году Алексей Петрович возглавил Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Но всю деятельность организации, встречи с художниками-стажерами братья Ткачевы всегда проводили вместе.
Своим ученикам Алексей Петрович говорил:
«Мы с братом Сергеем учились у Сергея Герасимова. Герасимов учился у Коровина и Левитана. Коровин и Левитан учились у Саврасова. Вот она прямая линия традиции от Саврасова до вас – современных художников»
Дочка Алексея Ткачева, Елена Алексеевна (р.1959), также стала художницей.
Большинство своих картин художники писали с натуры в Тверской и Брянской областях, где они жили и работали каждый год, начиная с весны.
Индивидуальные работы Алексея Петровича очень лиричны и посвящены повседневным моментам жизни природы и человека. Все они наполнены большой любовью к родной земле и её обитателям.
В 1995 году на родине живописцев в Бежицком районе города Брянска открылся Музей братьев Ткачевых.
«А всё потому, что тогдашний директор БМЗ (Брянского машиностроительного завода – прим. автора) Геннадий Павлович Буров, замечательный мужик, однажды заметил у нас в московской мастерской: «И что ж вы с этим богатством будете делать? Давайте музей в Бежице организуем!» И с его лёгкой руки пошло-поехало», – вспоминал Сергей Петрович.
Братья художники подарили музею более 200 своих произведений. А сейчас в коллекции музея уже более 1000 картин и этюдов Ткачевых и также работает детская художественная студия. «Мне эта студия напоминает наш старый Дом пионеров. И мы понимаем, что и у современных детишек есть все возможности стать будущими ткачёвыми, николаевыми…», – поделился Сергей Петрович. А Алексей Петрович добавил; «…мы часто забываем своё прошлое. А прошлое нельзя забывать – оно должно всегда быть с нами».
Братья Ткачевы никогда не забывали свою родную Брянщину и оставили городу огромное творческое наследие.
Сергей Петрович Ткачёв скончался 28 марта 2022 года, а 3 апреля этого года не стало Алексея Петровича. Но они продолжают жить в картинах, которые по-прежнему нас радуют, дарят душевное тепло и заряжают оптимизмом. И хочется верить, что они будут вдохновлять ещё не одно поколение будущих художников, которым захочется равняться на мастерство и беззаветную преданность искусству талантливых братьев.
Алексей и Сергей Ткачёвы написали настоящую летопись нашей великой страны, а вместе с неё и историю своей долгой жизни, ведь как они сами говорили:
«Мы считаем за высшее счастье служить родному народу, потому что мы плоть от плоти его, связаны с ним кровными узами всегда – и в радостные, и в трудные дни»
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного
А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»