- Уважаемые друзья- подписчики! Эпистолярный жанр крайне интересен, особенно когда ВЕЛИКИЕ пишут вроде бы обычным людям. Возможно, что в масштабах страны они менее известны, чем Лев Николаевич Толстой, но для своего региона, очень даже статусные.
- Хотите узнать, о чем писали ДРУГ ДРУГУ великий русский писатель и скромный житель посада Дубовка Царицынского уезда?
- Толстой Л. Н. - Граубергеру Ф. X., 12 апреля ? 1898 г.
Уважаемые друзья- подписчики! Эпистолярный жанр крайне интересен, особенно когда ВЕЛИКИЕ пишут вроде бы обычным людям. Возможно, что в масштабах страны они менее известны, чем Лев Николаевич Толстой, но для своего региона, очень даже статусные.
Хотите узнать, о чем писали ДРУГ ДРУГУ великий русский писатель и скромный житель посада Дубовка Царицынского уезда?
Толстой Л. Н. - Граубергеру Ф. X., 12 апреля ? 1898 г.
119. Ф. X. Граубергеру.
1898 г. Апреля 12? Москва.
Очень рад был получить ваше письмо. Мне особенно понравилась та постановка вопроса, кот[орую] вы сделали. Если люди серьезно и искренно ответят себе на вопрос о смысле жизни, то они непременно совпадут центрами, а совпав центрами, совпадут всеми радиусами. Совпавши же радиусами, охотно откинут всё то, что разделяет их. То, что одни окружности больше, другие — меньше, не помешает согласию.
Привет всем друзьям.
Любящий вас
Л. Т.
На обороте: Ф. Граубергеру. Посад Дубовка.
Впервые опубликовано в газете «День» 1913, № 302 от 7 ноября. Датируется на основании почтовых штемпелей.
Ответ на письмо Граубергера от 19 марта, в котором Граубергер сообщал о религиозном диспуте, происходившем в Дубовке 16 марта, в котором принимал участие местный священник, сектанты-баптисты и сам он, как представитель «толстовства».
Толстой Л. Н. - Граубергеру Ф. X., 14 декабря ? 1899 г.
220. Ф. X. Граубергеру.
1899 г. Декабря 14? Москва.
Получилъ ваше письмо передъ моей болезнью и потому долго не отвечалъ вамъ. Не знаю самъ, какое чувство вызываетъ во мне ваше изгнанiе: сожаленiе или радость. Думаю, что для человека, живущаго христ[iанской] жизнью, измененiе внешнихъ условiй безразлично. Помогай вамъ Богъ при перемене условiй не изменить главному: внутренней работе установленiя отношенiя съ Богомъ такъ, чтобы отношенiя съ людьми были только последствiями этой внутренней работы. Мысли Штауба1 показались мне мало интересными и, главное, последствiями самаго обыкновеннаго заблужденiя матерьялизма.
Любящiй васъ Левъ Толстой.
На обороте: Посадъ Дубовка. Е. X. Граубергу.
Впервые опубликовано в газете «День» 1913, № 302 от 7 ноября.
Посмотреть электронную копию номера можно на сайте Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Ответ на сообщение Граубергера о его высылке. Граубергер писал Толстому 9 ноября 1899 г. из посада Дубовки Саратовской губернии: «Три дня собирался написать вам о новом положении, в которое я попал, но положительно не могу удосужиться. Дело в том, что меня постановили враги Христа выслать из пределов Саратовской и Астраханской губерний. Через несколько часов я оставлю семью и друзей на-время, а может быть, навсегда. Поселяюсь пока в Донской области, недалеко от Дубовки (в тридцати верстах). Передайте привет всем моим знакомым и друзьям. Как бог мною распорядится, я не знаю, но одно теперь несомненно вижу, что нужно говорить истину, чтò я по мере моих сил и буду делать».
Далеко не все из многочисленных корреспондентов Л. Толстого лично знали его. Но почти все они обращались к нему за разрешением наиболее важных для себя вопросов общественного, этического, религиозного, а часто и сугубо личного характера.
Больше всего писем Толстой получал от рядовых, незаметных людей, жертв общественной несправедливости, замученных личными и социальными неурядицами, людей, доверчиво делившихся с великим писателем своим горем, просивших у него практического совета и очень часто материальной помощи.
Число последователей толстовства в начале ХХ века в посаде Дубовка было – около 200 чел.
В 1890-х гг. уже действовал толстовский кружок во главе с Федором Христофоровичем Граубергером (1857—1919), в который входили люди разных общественных положений: купцы, ремесленники, учителя. Известные толстовцы из Дубовки - братья К. X., Ф. X. и А. X. Граубергеры, А. К. Колюгин, Н. И. Акимов, Н. Кокушкин и другие.
Источник: Агеев М.И. Сообщение А.С. Пругавину о толстовцах в Дубовке. 15.01.1913 г. – РГАЛИ. Ф.2167. Оп.1. Ед. хр. 36.
Мухина С. Л. Беседуя о славной старине: Сб. Волгоград, 1989. С 100-102.
Федор Христофорович Граубергер (1857—1919) — из немецких колонистов Саратовской губернии. Был сначала народным учителем, потом садоводом. Единомышленник Толстого, страстный пропагандист, подвергавшийся за это преследованиям со стороны властей. Знаком с Толстым с 1895 г, его посетитель, корресп. и адресат — I 374; II 354, 485; IV 167—169, 173. В 1897 г. принимал участие в помощи гонимым духоборам. Имя Грауберга стояло и под знаменитым антивоенным воззванием «Опомнитесь, люди-братья!»(1914), за что он был в числе прочих подписантов взят под арест и оправдан только 1 апреля 1916 года. В 1915—1916 гг. был привлечен за протест против мировой войны.
ВОЗЗВАНИЕ ТОЛСТОВЦЕВ "МИЛЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ"
Октябрь 1914 г.
"Наш общий дух, дух Божий, побуждает нас обратиться к вам. Опомнитесь, одумайтесь, проснитесь от ужасной греховной жизни, от ужасной ложной веры в то, что насилие и убийство дозволено, что оно может быть даже благодетельно. Проснитесь от ужасного военного кошмара! Все люди мира — братья и сестры, проявление той Высшей Силы, которая дает жизнь всему, без нея ничего бы не было. Дух Божий один и тот же во всех людях. Откажитесь от войны, пожалейте, не убивайте друг друга! Те, кого вы называете врагами, — дети того же Бога-Отца, — ваши божественные братья. Настоящий враг наш — в нас самих, — это грехи, соблазны и суеверия; ложная вера в то, что насилие и убийство дозволено Богом. Бог-Дух — наш истинный Отец. Не делитесь на своих и чужих. Все люди родные, во всех единая светлая радость. Дух Божий — любовь. Опомнитесь же, милые братья и сестры, откажитесь от ужасного закона насилия, закона войны. Поверьте и живите истинным законом души вашей, законом Бога — любовью. Любите друг друга. Одна душа во всех.
Ваши братья: Сергей Попов, Василий Беспалов, Лев Пульнер
Граубергер писал Толстому 9 ноября 1899 г. из посада Дубовки Саратовской губернии
«Три дня собирался написать вам о новом положении, в которое я попал, но положительно не могу удосужиться. Дело в том, что меня постановили враги Христа выслать из пределов Саратовской и Астраханской губерний. Через несколько часов я оставлю семью и друзей на-время, а может быть, навсегда. Поселяюсь пока в Донской области, недалеко от Дубовки (в тридцати верстах). Передайте привет всем моим знакомым и друзьям. Как бог мною распорядится, я не знаю, но одно теперь несомненно вижу, что нужно говорить истину, чтò я по мере моих сил и буду делать».
Граубергер прислал Толстому копию письма к нему Богдана Ивановича Штауба (с. Балаково Самарской губ.). В письме критикуется произведение Толстого «О жизни». «Его точка зрения, — писал Граубергер 9 ноября, — хотя и ошибочна, но очень характерна для современного материализма. Мне было бы очень радостно, если бы Вы написали, чтò Вы думаете об этой критике. Стоило бы написать Вам автору письмо и указать его ошибки. Он ведь самородок и в учебных заведениях не учился, за исключением народной школы».
Копия письма Штауба хранится в АТБ вместе с письмами Граубергера.
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор общества "Знание", Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед, экскурсовод
БЛАГОДАРНА ТЕМ, КТО НАХОДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ В НАШЕ НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ ЖЕРТВОВАТЬ ДОНАТЫ НА ОЦИФРОВКУ ИЗДАНИЙ!
Сердечное спасибо за документы сотрудникам Государственного архива Саратовской области!
Мои исследования и публикации на эту тему:
Зачем учительница из Дубовки писала Льву Толстому?
За что Саратовский губернатор оштрафовал редактора газеты "Дубовский листок"?