Найти в Дзене

Языковой барьер: дети мигрантов остаются за порогом школы

Новые правила приема в школы исключили 9 из 10 детей мигрантов из-за незнания русского.

Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ
Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ

Жесткие языковые требования к детям мигрантов при поступлении в российские школы привели к тому, что подавляющее большинство из них не могут получить образование. Согласно официальной статистике, из 23 616 детей, на которых были поданы документы, лишь 2 964 человека (12,6%) успешно сдали обязательный экзамен по русскому языку. Это означает, что почти 90% не были зачислены.

Полный комплект документов для допуска к тестированию изначально смогли предоставить только для 8 223 детей. Из них тест прошли 5 940 человек, но лишь половина справилась с ним успешно. Органы образования также обязаны передавать данные всех детей-иностранцев, в том числе и не поступивших, в правоохранительные органы, что вызывает вопросы о дальнейшей судьбе этих семей и механизмах их интеграции. Что ещё «хорошего» предпримет врачи для улучшения ассимиляции так необходимых нам мигрантов и для интеграции их в российскую культуру и общество?

Современная ситуация с образованием детей мигрантов кардинально противоположна подходу, который практиковался в СССР. Советская образовательная политика, особенно в первые десятилетия после революции, носила наступательный и интеграционный характер. Задача ликбеза (ликвидации безграмотности) была общенациональным проектом: школы открывались по всему Союзу, в том числе и в национальных республиках, обучение часто велось на родных языках с параллельным интенсивным преподаванием русского как языка межнационального общения. Государство видело своей прямой обязанностью не исключить неграмотного, а обучить его, поднять культурный и профессиональный уровень каждого гражданина, так как это было основой для всеобщей индустриализации и строительства мощной экономической базы и государства, на осколках которой выезжает до сих пор экономика РФ и бывших союзных республик.

Сегодняшняя политика, как демонстрируют данные, выполняет обратную функцию — исключающую. Вместо того чтобы создавать и финансировать эффективную сеть подготовительных классов и курсов языковой адаптации, государство перекладывает всю ответственность на самих мигрантов и их детей, используя тест как непреодолимый барьер. Это создает риски роста социального напряжения и формирования изолированных, неинтегрированных сообществ.

Современная система, воздвигая административные барьеры, выполняет функцию социальной сегрегации, воспроизводя неравенство и создавая класс «невидимых» детей, лишенных фундаментального права на знания и будущее.