Вид прозы: постапокалиптический роман (1978), бестселлер, 18+
Внимание! Спойлеры!
Сюжет: Этот многостраничный, захватывающий с первых же строк роман-эпопея состоит из трех частей – «Капитан Торч», «Перепутье» и «Противостояние».
Начинается произведение с аварии на одной из секретных лабораторий Министерства обороны США, где происходит утечка смертельного вируса супергриппа. Все сотрудники лаборатории гибнут и только охраннику с семьей удается сбежать, погибнуть от инфекции, но запустить цепочку мирового заражения. В течение девятнадцати дней длится эпидемия «Капитана Торча», по результатам которой погибает более 99% населения Земли.
Оставшиеся же в живых люди с устойчивым к «Капитану Торчу» иммунитетом начинают видеть вещие сны: одним является стовосьмилетняя негритянка, называющая себя Матушкой Абагейл, другим – импозантный мужчина по имени Рэндалл Флэгг.
Выжившие в эпидемии люди условно разделяются на два потока - «темных» и «светлых», и устремляются к персонажам своих снов, чтобы воссоединиться с ними и строить новые общества в Лас-Вегасе и Боулдере соответственно.
Обе колонии постепенно обживается, когда «светлым» вдруг становится известно, что Рендалл Флэгг готовит на них нападение. Жители «Свободной зоны Боулдера», обеспокоенные такой новостью, отправляют в Лас-Вегас группу самых надежных и ответственных людей с целью шпионажа за намерениями Флэгга.
Драмы главных героев: сюжетом «Противостояния» охвачено около ста персонажей, и выделять из них наиболее главных нецелесообразно ввиду большого их количества.
Но поделим коротко так:
- главные из «светлых», обосновавшихся в Боулдере: работник техасской автозаправки Стюарт Редман, студентка Фрэнсис (Фрэнни) Голдсмит, профессор Глен Бейтман, музыкант и повеса Ларри Андервуд, глухонемой Николас Эндрос, умственно отсталый Томас Каллен, фермер из Оклахомы Ральф Брентнер и другие, их предводитель – старуха-пророчица и посланница Воли Божьей Абагейл Фримантл, она же Матушка Абагейл;
- главные из «темных», осевших в Лас-Вегасе: преступник и «правая рука» Флэгга Ллойд Хенрид, пироман Дональд Элберт (Мусорный бак), гонщик-психопат по кличке «Малыш» и другие, их предводитель – демон в человеческом обличье Рэндалл Флэгг;
- «парочка» предателей, переметнувшаяся на сторону Зла, совершившая смертельную диверсию и уехавшая из Боулдера в Лас-Вегас: сосед Фрэнни Голдсмит – подросток Гарольд Лаудер, и Надин Кросс, старая дева, бывшая воспитательница и названная «невеста» Флэгга.
Развязка (она же концовка): в тот момент, когда Флэгг собирается учинить публичную казнь разоблаченных шпионов «светлых», преданный своему предводителю, но уже глубоко сумасшедший Мусорный бак прикатывает в Лас-Вегас ядерную бомбу. Созданный самим Флэггом энергетический шар подлетает к бомбе, неожиданно для всех трансформируется в явление, названное впоследствии «Рукой Бога», и город взрывается вместе с его обитателями. Флэгг успевает принять бесформенное обличие и исчезнуть за мгновение до взрыва.
Жизнь выживших в эпидемии продолжается, «светлые» и дальше строят новое общество:
Счастье тоже неизбежно / А. Камю
Роман заканчивается тем, что Рэндалл Флэгг являет себя коренным жителям какой-то дикой тропической местности. To be continued, в общем.
Изюм произведения: в книге отображен один из видов возможного для Земли апокалипсиса – смертельный вирус. Кстати, с началом мировой пандемии коронавируса в 2020 году люди, знакомые с творчеством автора, с долей иронии отмечали, что Кинг в далеком 1978 «как в воду смотрел» или «по-любому что-то знал уже тогда»)):
Когда мое имя появится в блогах, оно будет иметь отношение к вирусу H1N1: «Этот был парень, который думал о гриппе!» / С. Кинг
Фишка романа «Противостояние» заключается в том, что он – не только о выживании разрозненных кучек людей, а о их стремлении объединиться в целях сохранения утраченных социальных устоев и построения нового общества. Кинг деликатно, но вполне конкретно дает читателям осознать: в лагере «темных» провозглашалась примитивная фашистская идеология. Что в итоге (и предсказуемо - история это доказывает) ни к чему хорошему ее последователей не привело. Так же автор показал весь спектр возможных человеческих реакций на сильный стресс - от панической трусости до безрассудного дартаньянства:
Никто не знает, сколько длятся пять минут в темноте. Можно даже сказать, что в темноте пяти минут не существует
Роман по праву можно назвать эпическим: он буквально фонтанирует разнообразием сюжетных линий помимо основной, и количеством задействованных лиц. Следующими произведениями автора, претендующими на звания саг, могут полноправно считаться «Под куполом», цикл «Темная Башня» и книги о похождениях и расследованиях членов детективного агентства «Найдем и сохраним».
В 1990 году Кинг доработал произведение прологом, в котором более подробно описаны процесс лабораторной разработки «Капитана Торча» и несовершенства в системе охраны, в результате чего произошла утечка смертельного вируса.
Пасхалочки: Рэндалл Флэгг «путешествует» по произведениям Кинга под разными именами: читатель столкнется с ним или упоминанием о нем в книгах цикла «Темная Башня» (Человек в Черном, он же Уолтер, Уолтер Падик и Уолтер О´Дин, в «Противостоянии» так же Рассел Фарадей). Флэгг является и главным антагонистом в романе-сказке «Глаза дракона».
Часть очень долгого пути Роланда и его ка-тета к Темной башне проходит по погибшему и безлюдному миру «Противостояния» («Колдун и кристалл» цикла «Темная башня»).
В одной из сцен Фрэнни Голдсмит читает роман писательницы Бобби Андерсон, главной героини «Томминокеров», споткнувшейся в своих лесных угодьях об инопланетный корабль.
При написании «Противостояния» Кинг руководствовался идеей повторить фэнтези-эпопею Толкина «Властелин колец», но в реалиях современной Америки.
Кстати, искушенный читатель догадается, кого из многочисленных героев «Противостояния» Кинг писал отчасти с самого себя? Удивительно конечно, но это тот самый прыщавый подросток Гарольд Лаудер, в мирной жизни безответно влюбленный в Фрэнни Голдсмит, а в постапокалиптическом мире предавший «светлых» и сбежавший к Флэггу вместе с Надин Кросс.
Тематику супергриппа читатель найдет и в рассказе «Ночной прибой», написанном автором еще до «Противостояния»!
В описании сцены явления Флэгга туземцам есть отсылки к песне «The End» легендарной «The Doors».
Экранизации: Найдены, несколько!
Первый мини-сериал 1994 года (реж. Мик Гаррис) состоит из четырех увесистых серий и восхищает отменным качеством подбора актеров и операторской работы. Во время просмотра экран телевизора буквально источает вайб пыльных американских автострад и подсыхающих на знойном ветру трупов.
Сам Кинг мелькнул в сериале в роли одного из «светлых» Тедди Вейзака.
Рэндалла Флэгга сыграл Джейми Шеридан, и в то, что это и есть самый настоящий безумный злодей под личиной американского рейнджера, вы поверите с первого взгляда!
Превосходная, очень стильная экранизация. Однозначно 5+.
P.S. Заглавный саундтрек у меня давно в плей-листе)
Второй мини-сериал 2020 года (реж. Джош Бун) в целом неплох, но! Но. Но…
Эмбер Херд прекрасна. И внешне, и в роли Надин Кросс. Ларри Андервуд в данной экранизации – афроамериканец.
Главные протагонист и антагонист в исполнении Вупи Голдберг и Александра Скарсгарда лично у меня вызвали только иронию и местами усмешку.
Существенной, на мой взгляд, ошибкой режиссера была идея перемешать сюжеты во времени. Это напрочь лишило фильм какой-либо интриги, ощущения страха одиночества оставшихся в живых людей и чувства нарастающей тревоги, то бишь изюминки произведения.
Таким образом, с самого своего начала девятисерийное кино превратилось в сплошной раздражающий спойлер. Моя оценка 3, и вряд ли пересмотрю.
На текущий год анонсирована полнометражная экранизация «Противостояния». Подождем, посмотрим как киношники «впихнут» книгу в полный метр.
Есть одноименный графический роман, выпущенный Marvel Comics в 2008 году. В данном издании Гарольд Лаудер срисован с детских фотографий Короля ужасов, а сам Стивен Кинг появляется на его страницах под псевдонимом Ричард Бахман.
Я люблю огонь, обожаю разрушения. Это здорово, это запретный плод, это возбуждает. С «Противостоянием» я оторвался по полной – еще бы: стереть все человеческое с лица планеты! Черт побери, это было весело! Настоящий кайф – смотреть со стороны, как в мгновение ока рушится установленный общественный порядок… Наверное, где-то внутри меня живет маньяк-террорист / С. Кинг