Найти в Дзене

Великий медляк 1980-х. На дискотеках в СССР его запиливали до дыр...

В 1986 году британо-ирландский автор и исполнитель Крис де Бург был на финишной прямой работы над своим альбомом «Into the Light». Пластинке хватало энергичных рок-композициями, с которыми хоть сейчас покоряй стадионы. Но музыкант чувствовал, что не достаёт чего-то важного: спокойной, лирической баллады, некого эмоционального противовеса.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

«Я рисовал каракули и придумал строчку: "Я никогда не видел тебя такой прекрасной..." И я подумал: что это значит?» Для музыканта, который при сочинении песен обычно прокручивает песни в голове, подобно фильмам, этой фразы было достаточно, чтобы запустить воображение.

Крис де Бург представил себе сцену: мужчина внизу нетерпеливо бренчит ключами от машины, пока его жена наверху красится и выбирает наряд. Они едут на вечеринку в молчании, а по прибытии герой сразу уходит в другую комнату, чтобы провести время с друзьями за парой кружек пива.

Примерно через час он возвращается в гостиную и становится свидетелем сцены: группа молодых людей окружила крайне эффектную женщину в красном платье. И лишь в этот момент он осознаёт, что это его жена. Мужчина по-новому видит её красоту, затмевающую всех вокруг...

Так из одной строчки родилась одна из самых узнаваемых песен в истории поп-музыки — «The Lady in Red».

«Леди в красном» продолжает звучать по радио, в клубах, в караоке, в саундтреках к фильмам. Её играют уличные музыканты. Она же занимает место в списках как самых любимых, так и самых раздражающих хитов всех времён. Для целого поколения, выросшего в 1980-х, эта баллада неразрывно связана с волнением от дискотечного медляка.

Что же делает «The Lady in Red» столь особенной? Сам Крис де Берг не ожидал оглушительного успеха. Изначально трек даже не планировался как ведущий сингл. Де Бург, как и многие поп-звёзды, работает инстинктивно: он не умеет читать ноты и не следует жёстким структурам музыкальной композиции.

Его главная цель — заставить публику не просто слышать, а слушать музыку: «Это совершенно разные вещи. Вы слышите музыку, когда она играет в ванной или в машине. Но вы слушаете её, когда наклоняетесь к динамику и говорите: "Мне это нравится, прибавь громкость"».

«The Lady in Red» достигает нужного эффекта с первых секунд. Ритм драм-машины, обволакивающие синтезаторы и первая строка «Я никогда не видел тебя такой прекрасной...» мгновенно захватывают внимание. Де Бург отметил, что тональность си-бемоль мажор, в которой написана песня, создаёт «тёплое» ощущение, а постепенное повышение тональности интуитивно нравится слушателям.

Текст предельно откровенен: «Я никогда не видел тебя такой великолепной, как сегодня вечером, никогда не видел, чтобы ты так блистала...» Крис де Бург знает: самые известные песни — простые. Возможно, именно эта простота позволила балладе найти такой отклик в неанглоязычных странах.

«The Lady in Red» крутили на советском телевидении, Крис де Бург несколько раз исполнял её в Кремле для Бориса Ельцина. Когда в начале 2000-х британские войска патрулировали ирано-иракскую границу, иранские радиостанции глушили их радиоприёмники, ставя на повтор «The Lady in Red». Название песни вошло в мировой лексикон. Оно стало заголовком для множества книг, включая биографию Нэнси Рейган.

«Леди в красном» угрожает затмить всё остальное творчество Криса де Бурга, написавшего более трёхсот песен. Однако музыкант философски относится к этому: «Она нравится не всем. Но, думаю, большинство авторов отдали бы правую руку за трек, который привлечёт внимание к их творчеству».

Тем не менее, Криса с опозданием убедили включить этот хит в юбилейный сборник «50», выпущенный в 2024 году в честь его полувековой карьеры.

Существует бесчисленное множество кавер-версий «The Lady in Red». Однако ни одна из них не смогла превзойти оригинал. Возможно, причина в том, что другие исполнители избегают той страсти и пафоса, которые сам де Бург вкладывает в текст. Инструментальные версии, будь то лёгкий для восприятия вариант Ричарда Клайдермана или возвышенное прочтение Лондонского симфонического оркестра, делают ставку на приятную мелодию, но не передают магию оригинала.

На каждого критика, с пренебрежением называющего хит Криса де Бурга поп-шлаком, найдутся тысячи людей по всему миру, для которых «The Lady in Red» связана с романтическими воспоминаниями юности и приятными моментами из прошлого. И в этом, возможно, заключён главный секрет её живучести и востребованности. Даже в босанова-версии от группы The Cooltrane Quartet, придавшей затёртой до дыр мелодии новых джазовых красок.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!