Найти в Дзене
AMEDIATEKA

«Форсайты»: свежее и невероятно стильное прочтение великой истории

Оглавление

1 сентября в Амедиатеке вышел сериал «Форсайты» — новое прочтение монументальной классики британской литературы. В центре истории — зажиточный род аристократов, внутри которого назревает раскол: два кузена, борющиеся за наследство в виде семейной корпорации, не могут выбрать между истинной любовью и диктуемыми обществом ожиданиями.

Новые «Форсайты» не повторяют прошлые версии, а рассказывают знакомую историю под другим углом — более интимным и романтичным. Вот пять причин, почему сериал обязательно стоит посмотреть, даже если вы видели другие экранизации.

Новую версию проще понять

В центре «Форсайтов» — два кузена, Джолион и Сомс, которых играют ваши два будущих краша, Джошуа Орпин и Дэнни Гриффин. Они работают в семейном бизнесе своих родителей, братьев Джеймса и Джолиона‑старшего. Младший Джолион (он же Джо), наследник фирмы, — художник‑романтик, которому мир циничных дельцов предельно далек. Сомс же, напротив, идеально подходит для своей работы: он расчетливый и холодный собственник.

У обоих кузенов параллельно разворачиваются сложные романтические линии. Сомс влюбляется в девушку по имени Ирэн, своенравную балерину, которая не подходит ему по статусу. Джо, у которого есть жена Фрэнсис и падчерица Джун, вдруг встречает старую любовь Луизу. А у нее, как оказывается, есть два ребенка от него.

«Сага о Форсайтах» — монументальная серия книг Джона Голсуорси, в которую входят девять романов и несчетное количество рассказов и новелл. Прошлые экранизации — 1967 и 2002 годов — отражали эпический размах первоисточника. В них десятки персонажей путались в сложных интригах, а эпохи калейдоскопом сменялись перед глазами зрителей: между соседними сценами авторы могли пропустить по пять‑восемь лет.

-2

Новые «Форсайты» гораздо благосклоннее к неподготовленному зрителю. Авторы не надеются, что их аудитория знает оригинальный текст или хотя бы видела прошлые версии. Здесь сложно запутаться в отношениях героев, кто кому приходится, кто в кого влюблен и кого как зовут — а ведь Голсуорси будто специально называет персонажей одинаковыми именами, чтобы усложнить читателю (и зрителю) задачу. Все основные лица нам представляют постепенно, и каждому уделяют много времени.

Еще создатели отказались от жестоких прыжков во времени: весь первый сезон посвящен событиям, которые в версии 2002 года укладывались в пару эпизодов. Для удобства многие из них хитро спрессовали: скажем, в оригинале дети у Джо и Луизы появлялись уже после того, как мужчина уходил от своей первой жены Фрэнсис. В новой версии Луиза рожает их прямо во время брака своего бывшего любовника. И перед героем встает важный выбор: принять детей и потерять лицо в высшем свете или отказаться от них, зато сохранить карьеру.

Это свежий взгляд на классику

-3

Главное достоинство «Форсайтов» как раз в том, что они не уподобляются культовым предшественникам — а пытаются построить свою собственную идентичность. В размашистой мелодраме о смерти старой аристократии, наступающих ужасах XX века и много чем еще авторы выбирают главные для себя темы: положение женщин в обществе, антиколониализм, а также выбор между любовью и долгом, между комфортом другого человека и потаканием своим комплексам.

Джо и Сомс ярко противопоставлены друг другу. У первого семья постепенно рушится — второй ее только обретает. При этом первый — искренний и ранимый человек, который хочет, чтобы всем было лучше, и потому мечется между преданностью жене и своим родительским долгом перед внебрачными детьми. Второй же путает любовь с желанием обладать: он запирает Ирэн в золотую клетку и надеется, что та откажется от своих амбиций и превратится в диковинного домашнего питомца.

-4

Их еще и сталкивают в противостоянии в духе «Наследников». Два кузена — в основном с подачи своих отцов — борются за право стать главой семейного бизнеса. Джеймс строит козни, Фрэнсис и Джолион‑старший продумывают стратегию, как же обезопасить младшего Джолиона от скандалов и укрепить его позиции в фирме. «Форсайты» показывают, как живые отношения людей сталкиваются с их рабочими и социальными обязанностями: жестокий мир аристократии и капитализма диктует героям свои правила. И уже их выбор — подчиняться им или восстать.

«Форсайты» выглядят более современными

-5

Отличаются от предшественников «Форсайты» и стилем. В выхолощенных интерьерах дорогих залов и богатых поместий сложно увидеть приземленные декорации из сериала нулевых. «Форсайты» эстетически ближе модным современным шоу в духе «Бриджертонов» или «Позолоченного века»: даже герои тут порой напоминают персонажей фанфикшена.

Они все конвенционально привлекательные, щеголяют идеальными прическами и ровными бородками. И даже Джеймс с Джолионом‑старшим, которые в старой версии были стариками, тут выглядят еще молодыми красивыми мужчинами. Их, кстати, играют самые именитые актеры в касте: Джек Дэвенпорт, адмирал Норрингтон из «Пиратов Карибского моря», и Стивен Мойер — вампир Билл Комптон из «Настоящей крови».

Герои сильно изменились

-6

Герои, впрочем, отличаются не только внешне. Авторы «Форсайтов», сохранив основные сюжетные мотивы первоисточника, местами сильно изменили характеры действующих лиц. Тот же Сомс изначально выглядит гораздо более человечным: в его любовь к Ирэн легче поверить, и потому гораздо больнее становится, когда та трансформируется в мерзкое желание обладать. Джо же — стойкий и честный мужчина, который не может сделать роковой выбор, потому что боится хоть кого‑то обидеть.

Другие персонажи тоже претерпели точечные изменения. Джолиону‑старшему уделено гораздо больше времени — и мы наглядно видим, как он из циничного бизнесмена медленно трансформируется в понимающего отца. Джеймс, напротив, до конца не может принять выбор сына и хочет подчинить все его стремления своим бизнес‑планам. Интереснее всего, впрочем, изменили тетушку Энн. В этой версии она — мать Джеймса и Джолиона‑старшего, мудрый матриарх семьи, которая изредка появляется на экране и всегда раздает героям важные советы. Еще у нее есть неожиданный секрет — показывающий, как много скрывается за идеальным фасадом семьи Форсайт.

В центре внимания — истории смелых женщин

-7

Но самые важные изменения кроются в основных женских персонажах: Ирэн, Фрэнсис, Хелен и Джун. Авторы «Форсайтов» смотрят на историю саги с перспективы современности, и потому неудивительно, что важнейшими для них становятся истории женщин, которых затягивают в пучину семейных интриг. Ирен из таинственной femme fatale превращается в милую девушку с понятной мечтой: уехать в Париж и там танцевать балет. Но ее желания разбиваются о суровую реальность. Балет остается мечтой, а обещание супруга уважать ее свободу — миражом.

Фрэнсис — волевая женщина, которая сама прорубила мужу дорогу в опасном мире бизнеса. Она ему и верная супруга, и адвокат, и пиар‑менеджер. И даже узнав о внебрачных детях, Фрэнсис не бросается в истерики, а начинает придумывать планы, как минимизировать урон репутации Джо. Ее очень хочется пожалеть: девушка ничего плохого не делает и совсем не заслуживает своей ситуации. И в то же время жалость этой Фрэнсис точно не нужна.

-8

Самостоятельнее становится и Луиза. Здесь она мать‑одиночка, которая, несмотря на низкий статус и возможное презрение общества, смогла построить успешную карьеру портнихи. Любовь Джо для нее — не какой‑то божественный дар, а напоминание о старой травме, которую еще предстоит пережить. Джун же тут выглядит молодой бунтаркой, которой до смерти надоели заржавевшие установки высшего общества — и, особенно, тесные корсеты.

Авторы дают голос героиням, которых в их эпоху было сложно услышать. И этим как бы восстанавливают историческую справедливость: хотя бы здесь, в рамках экрана, они могут постоять за себя и, может, даже обрести счастье. Точно узнаем уже во втором сезоне — на который сериал продлили еще до премьеры.

Статья была впервые опубликована в блоге Амедиатеки 2 сентября 2025.