Однажды в 2009 году я попал на открытие ашрама Ошо в Покре, в Непале, и был там единственным белым.
Пока глава ашрама выступал в зале пред журналистами, один подошёл ко мне и стал расспрашивать, что я думаю про Ошо, а я ничего не думал, потому что ничего не знал: книг не читал, лекций не слушал, истрию жизни не знал, но жить в ашраме в долине на слиянии двух разноцветных рек (белой и зелёной) мне нравилось
а журналисту хотелось выделиться, написать хоть что-то отличное от остальных, и проглядев мою биографию (сразу всё выяснил и записал), вдруг задумчиво говорит:
«А вот мне всегда было интересно, почему Советский Союз проиграл Хололную войну, вот вы как историк из России можете мне прояснить?»
И вот тут он попал.
Часть 2. Внутриполитическая ситуация (необходимо для дальнейшего понимания, потерпите пожалуйста).
В Непале существуют только коммунистические партии: Маоистская компартия (спонсируется Китаем), Марксистско-Ленинская компартия и Непальская Национальная компартия
есть ещё социал-демократическая, но у неё нет электората, потому что после дворцового переворота с убийством всеми любимого короля и всей его семьи
страной недолго правил дядя короля (заказчик убийства), которого быстро свергли возмущённые ответственные граждане из племенной аристократии, и в стране установился дикий капитализм, точно описанный Марксом в «Капитале»:
ненормированный рабочий день (за копейки), выходных и отпусков нет, пенсий нет (только у некоторых госслужащих), детский труд
коррумпированная полиция, бесконтрольность правительства. Тем более алигархи-узурпаторы отменили выборы, совсем (в 2012 г. прошли первые за 12 лет выборы в муниципалитеты). В такой ситуации бурно расплодились всяческие коммунисты. Союз компартий ежегодно проводит всегосударственную стачку на 1 мая, длится она от недели до двух, при этом не работает ни один магазин или ресторан, не ходит общественный транспорт, дороги перекрыты (реально во всей стране!!), а главные улицы Катманду плотно забиты демонстрантами.
Народ бы продолжал жить как обычно, но коммунистические банды ходят с палками по улицам и отпиздят любого стяжателя, и так две недели, пока у оргкомитета не закончатся китайские деньги, чтоб платить каждому демонстранту по 100 рупий в день - без финансирования протестующие и контролёры порядка расходятся по домам и стачка заканчивается.
Застрять в столице в это время вроде бы как бы жопа, но обычно специально для иностранцев работает по 1 ресторану в каждом районе, но не всё время, а только завтрак-обед-ужин и усечённое меню (рынки ведь не работают), ну и если в аэропорт надо, то из туристического района регулярно под присмотром ментов отходят маршрутки 1-2 в день. Зато обычный сплошной катмандушный рынок заканчивается, на улочках никто не толпится, машин нет, дети и взрослые играют в спортивные игры везде, в общем некоторый прикол в этом есть.
Часть 3. Ближе к делу.
Однако всё портят демонстранты: они совершенно не умеют ходить строем и нормально маршировать, вяло плетутся неорганизованной толпой и кто-то что-то неразборчиво бубнит в мегафон, а то и без него. Впечатление удручающее, согласитесь. Особенно для выросших в Советском Союзе и познавших радостную мощь советской парадной агитации.
Поэтому российские хиппи (ну это я с дружками), случайно встрявшие в это вот всё, вместо того, чтобы ехать в Покру на озере валяться и на горы глядеть, через неделю решили, что если это безобразие не закончится через неделю, то они (то есть мы), мы пойдём нанематься инструкторами в Непальскую Национальную компартию учить из ходить строем, чётко орать в мегафон: «Долой зажравшихся захребетников!» и чтоб вся толпа дружно орала «Долоой!», грозя вверх кулаками. А так же утренние построения, поднятие флага, равнение и тд. Трудовой народ должен почувствовать силу, а не из под палки участвовать, или за бабло.
Часть 4. Что особенно злило лично меня (то есть моя личная мотивация).
А меня злило то, что коммунистический оргкомитет запустил мощный пропагандистский лозунг: «Дайте нам власть, и за 10 лет мы сделаем из Непала Швейцарию». Швейцарию блядь они сделают. Обычно вся пропаганда строилась так: «конечно не всё супер гладко было в коммунистических странах, но философия то ведь хорошая». Так кто бы спорил то, ясень пень хорошая. В магазинах непальцы часто с нами (россиянами) заговаривали на эти темы, повторяя одну фразу: «философия хорошая». Но вот «Швейцарию» я им простить не мог - нельзя так нагло врать.
Часть 5. Интервью.
Очень хотелось как-то этот бред про Швейцарию разъяснить, только надоело повторять каждому по отдельности, и тут это журналист из центральной прессы попался, да ещё сам наводящий вопрос задал: «Почему Советский Союз проиграл Холодную войну?». Ну, думаю, попал ты братец, через тебя щас всем разом проясню. Ну и начинаю с того, что экономика была неконкурентна: экономические принципы внутри страны не соответствовали доминирующей западной экономической модели, это как завести хиппи-комуну и надеяться, что она будет конкурентна с соседним предприятием.
«А почему, - говорит журналист, - неконкурентна? В СССР же мощная техническая база была?»
А дело, говорю не в этом, а в том, что коммунистическая экономика опиралась в конечном счёте на определённый уровень сознания, который должен был бы по идее быть у каждого советского человека, но сознание масс не готово к альтруизму. Главная формула коммунизма «от каждого по способностям - каждому по потребностям» - это значит «постоянно работать ради общества, а себе брать только необходимое» (тут непалец заржал как лошадь), а люди только о себе думают, поэтому воровство на производстве, халатность и тд. А ради чего стараться, если зарплаты маленькие? А раз такой основополагающий косяк в фундаменте, то и надстройка по-любому рухнет.
«А что это за фрмула такая, никогда о такой не слышал», - удивился журналист.
Это в Капитале, говорю, написано. Оказалось, он про такую книгу первый раз слышит, много брал интервью у руководителей партий и тд и никто про Капитал не обмолвился, и на непальском точно нет, а о чём там? Так вот там написано, что коммунизм наступит сам собой без всяких революций как глобальная экономическая формация: раньше был первобытно-общинный, потом рабовладельческий, феодальный, капиталистический, империалистический (сейчас пост-империалистический), а потом жлобство рухнет и наступит коммунизм.
«Так это когда случится то?!», - удивился журналист.
«Когда сознание людей повернётся от эгоизма к альтруизму, именно повышение уровеня сознания людей приведёт к смене доминирующей экономической формации», - говорю я.
«Так это ж когда ж такое случится то...», - совсем запутался бедняга.
«Когда Сатья-юга наступит», - говорю. (это космический период в индийской философии, один из 4-х космических периодов, рассчёты юг сильно колеблются от миллионов лет до тысяч, но в любом случае все сходятся во мнении, что сейчас Кали-юга - период упадка, бездуховности, материализма, цинизма, атеизма, эгоизм; а Сатья-юга это полная противоположность - расцвет духовности и альтруизма, по самым скромным подсчётам наступит не раньше чем через 6-7 тысяч лет).
Часть 6. Кульминация или Сатори
(суть здесь).
Журналист заметно прихуел: рот открылся, глаза застыли. Это было сатори - молниеносное прозрение в природу реальности. Как интеллигентный человек с высшим образованием, он не думал, что философские концепции далёкой древности применимы в реальной жизни.
Для закрепления эффекта я суммировал до сути:
«Шри риши Карл Маркс Бабаджи в основополагающей сутре Капитал ясно указал, что коммунизм настанет в сатья-югу на всей земле сразу, а тоталитарно-деструктивный сектант Ленин решил, что можно построить коммунизм в отдельно взятой стране, только это утопия, потому что сознание людей в период кали-юги не готово принять основополагающую истину альтруизма: «от каждого по способностям - каждому по потребностям», что значит - «служить всем, довольствуясь малым». (шри - святой, риши - мудрец, бабаджи - уважительное обращение к духовному учителю).
«Вот поэтому Советский Союз проиграл холодную войну», - я был доволен.
Непалец выдохнул.
«Они всё врут», - пробормотал он.
Ага, говорю, а больше всего врут, что из Непала сделают Швейцарию, им и за 100 лет не управиться.
«Хм.. Почему?» - журналист снова обрёл возможность задавать вопросы, сатори закончилось.
Что бы сделать из Непала Швейцарию, надо договориться с Индией, Пакистаном и желательно с Китаем, чтобы они свои деньги отдали на хранение в Непальские банки. Непалец долго ржал, а потом загрустил:
«Неужели нет выхода?»
Почему же, говорю, выход всегда есть. Вместо сверления правительства и замены одних мудаков на других, лучше боритесь за улучшение социальных условий, типа за сокращение рабочего дня и за выходные и отпуска, что давно норма (как в коммунистически, так и в капиталистических странах), за детские дома и приюты ну и тд. А раз постоянно не хватает электричества (по пол дня нету света) и его приходится закупать в Индии, подумайте на тему ветряных и речных электростанций - Непал горная страна, полно рек и ветреных мест, в идеале сможете электроэнергию в Индию продавать, там тоже сильные перебои (людям надо дать надежду, пусть развиваются, авось сами чего придумают). Журналист всё записал очень подробно - у него был уникальный материал. Не дожидаясь окончания церемоний в ашраме и уехал в Катманду.
Утром привезли кипу газет и целый день их читали, глава ашрама читал вслух, сидя в тени деревьев, остальные слушали и пили чай, я в стороне смотрел как две реки соединившись в одну не смешивают волы и в одном русле метров 200 после слияния течёт двухцветная река, потом все стали дико ржать, а глава ашрама на меня ехидно коситься, я подошёл.
«Чо рдёте?»
«Да вот, интервью твоё читаем. Ну ты гонщик!» и все снова ржать.
«А чо такого то? - говорю, - По сути то я прав».
Все удивились.
Потом в Катманду мне местные рассказывали, что какой-то русский историк, живущеюий в ашраме, всё нормально объяснил, и теперь всё стало понятно.
Послесловие.
5 лет назад в Непале прошли первые за 15 (может больше) лет в муниципалитеты. Лидирующее место заняла Непальская Национальная компартия. Они учли прошлые недоработки: предвыборная компания сопровождалась оркестрами, транспарантами, хождением строем, чётким скандированием лозунгов, дружелюбием к населению, но главным шагом вперёд было объединение с традицией: рядом с серпом и молотам на плакатах красовались свастики, омы и магендовины (символы индуизма), кандидаты ходили в национальных шапочках и на фотках складывали ладошки в намасте (приветствие со сложенными у груди ладонями означает «в твоём лице приветствую Бога»). Теперь они верят в хинду-коммунизм.
До встречи в Шамбале!