— Что он делает? — задал вопрос полковник руководителю.
— Я не знаю, вы же ему всё объясняли, может, он что не так понял?
Научить учить, - от полковника
Автор Александр Бакута.
Хуже не бывает, когда твоё учебное место, на котором ты должен со взводом отрабатывать вопрос преодоления на танке противотанкового рва на грунте, находится буквально в двух шагах от дороги руководства.
По которой снуют на УАЗиках различные начальники, которые всегда стремятся вмешаться в учебный процесс с целью научить руководителя на учебном месте, как правильно проводить обучение.
Обучение же, скажем прямо, проводится наиболее действенными и ускоренными методами, наработанными лично, и они отличаются от рекомендованных к применению.
Взвод бы давным-давно обучился преодолению противотанкового рва, если бы под ногами у обучающего не путались те, кто сам хотел обучить обучающего, как надо учить личный состав.
От двух ретивых начальников в полковничьих погонах уже удалось отбиться с минимальными потерями времени на обучение:
Выслушав их и сделав вид, что будет поступать так, как они сейчас требуют.
И начальники убывали довольные собой.
Упражнение по преодолению противотанкового рва было простое:
Надо было подъехать ко рву на максимально возможной скорости. Перед рвом метров за 15 притормозить, включить вторую передачу, плавно спуститься в ров и, когда первый каток танка коснётся дна рва, дать полный газ, выехать из рва и остановиться на отмеченной остановке...
Это в идеале, на деле было много ошибок:
Обучаемый не успевал включить пониженную передачу перед рвом, и плавный съезд не получался.
Поздно давал полный газ, и танк мучительно долго выбирался из рва.
А в бою каждая секунда дорога, или глох танк во рву.
Что ещё хуже, обучаемому доходчиво с помощью удара палкой по шлемофону или пинка ногой в зад объясняли, что так ездить никак нельзя, и требовали повторить заезд...
Как правило, второй заезд проходил без ошибок. А с одним обучаемым ну никак не получалось, то прыгал в ров, то глох во рву...
И в это самое время, когда обучающий орал на обучаемого, появился очередной полковник и спросил:
— В чем дело? Почему такие вопли потрясают окрестности?- и полковник сказал. — Смотрите, как надо!
И он объяснил обучаемому курсанту, что он должен делать, спросил:
— Всё понял?
— Так точно», — ответил курсант.
— Вперёд! — дал команду полковник, и обучаемый поехал.
Он вырулил из-за лесочка, до рва оставалось метров двести, танк летел, разбрасывая тыльные усы, вот сейчас механик должен снизить скорость... А скорость не снижалась...
— Что он делает? — задал вопрос полковник руководителю.
— Я не знаю, вы же ему всё объясняли, может, он что не так понял?
Танк на полном ходу прыгнул в ров, раздался удар, и танк заглох...
Полковник посмотрел на руководителя, тот посмотрел на него... Тогда полковник сказал:— Какой тупой мне попался обучаемый, разберитесь с ним и всё-таки постарайтесь его обучить.
Сел в и был таков... Руководитель спустился в ров. Постучал палкой в закрытый люк механика. Люк открылся, из него выбрался обучаемый, получил два удара палкой по спине и снова нырнул в люк. Завел танк и выехал из рва.
Руководитель сам сел в танк. Проехал по маршруту, преодолел противотанковый ров.
Убедился, что танк совершенно исправен.
И закончил занятие, огласив оценку каждому.
Двойка была только у последнего, которого руководитель назвал ‘камикадзе’ танковых войск.
===
===
В тему: