Найти в Дзене
Королевская гонка

Возвращение Гран-При Африки. Формула будет на всех континентах!

Чемпионаты мира по Формуле всегда имели большой географический размах. И вот в январе этого года правительство ЮАР объявило тендер на проведение Гран-при. Самым вероятным вариантом сейчас называют Кьялами. Проведение станет возможным с 2027 по 2029 г. В июне этого года трасса получила лицензию Grade 1, позволяющую проводить королевские гонки. Что за трасса? Зародилась трасса в 1961 году в пригороде Йоханнесбурга. С точки зрения автомобилей той эпохи трасса считалась скоростной из-за небольшого числа поворотов, но с длинными прямыми и перепадами высот. Болиды с граунд-эффектом впервые появились только в 1977 году (Lotus), поэтому более простые трассы сильнее выделялись по скорости прохождения пилотами. У трека было 8 поворотов, при этом максимум 2 из них с сильным торможением. Это добавляло контраста африканскому этапу, в который потихоньку влюблялись действующие лица Гран-при. К 70-ым годам трасса быстро стала одной из любимых среди болельщиков из-за такого набора уникальных свой

Чемпионаты мира по Формуле всегда имели большой географический размах. И вот в январе этого года правительство ЮАР объявило тендер на проведение Гран-при. Самым вероятным вариантом сейчас называют Кьялами. Проведение станет возможным с 2027 по 2029 г. В июне этого года трасса получила лицензию Grade 1, позволяющую проводить королевские гонки. Что за трасса?

Современный вид трассы Кьялами
Современный вид трассы Кьялами

Зародилась трасса в 1961 году в пригороде Йоханнесбурга. С точки зрения автомобилей той эпохи трасса считалась скоростной из-за небольшого числа поворотов, но с длинными прямыми и перепадами высот. Болиды с граунд-эффектом впервые появились только в 1977 году (Lotus), поэтому более простые трассы сильнее выделялись по скорости прохождения пилотами. У трека было 8 поворотов, при этом максимум 2 из них с сильным торможением. Это добавляло контраста африканскому этапу, в который потихоньку влюблялись действующие лица Гран-при.

Трасса Кьялами. Длиннющая прямая покруче "Спа"
Трасса Кьялами. Длиннющая прямая покруче "Спа"

К 70-ым годам трасса быстро стала одной из любимых среди болельщиков из-за такого набора уникальных свойств. На ней рубились такие пилоты, как Джим Кларк, Джек Брэбем, Ники Лауда на Феррари, Жиль Вильнев и другие, и конечно, Айртон Сенна с Алленом Простом в 1993 году. Гонщики вспоминают Кьялами как трассу с особенным духом:

- Высота над уровнем моря (около 1500 м) изменяла аэродинамические свойства болидов и спутывала карты. Пилоты часто говорили, что она похожа на помесь Монцы и Спа (самые быстрые трассы на текущий момент).

- Атмосфера, создаваемая африканскими болельщиками, напоминала фестиваль. Особенно, когда Джоди Шектер (южноафриканец), победил на домашней трассе. Это стало событием национального масштаба. С тех пор вряд ли что-то изменилось в плане умения создать атмосферу праздника.

- Пейзажи и жаркий климат добавляли колорита гонкам. Как любые состязания в жарких странах, гонки становятся противостоянием человеческих ресурсов физике.

-4

В 80-е годы трасса была исключена из календаря из-за мирового бойкота апартеида, затем в 90-ых ее модифицировали, сделав более медленной, с шиканами и узкими поворотами. И после семилетней паузы было всего 2 гонки в 1992 и 1993 годах. Последним победителем трассы является легендарный Ален Прост.

Извилистая трасса Кьялами
Извилистая трасса Кьялами

Думается, что в итоге географическим разнообразием и колоритом трасса, безусловно, порадует любителей "Королевских гонок". Но способна ли она выдерживать конкуренцию с другими автодромами - покажет только время. Болиды будущих годов, по слухам, будут разгоняться до 400 км/ч на прямых, и, что понятно уже сейчас, будут сильно у́же текущих версий. Потенциальная возможность для обгонов в тех участках трассы, где ранее для маневра просто не хватало места.

Что думаете об этом треке? Будут интересные гонки?