Вроде бы все логично: будущий айдол тренируется, показывает хорошие, иногда даже лучшие результаты, и уж точно должен дебютировать. Но в какой-то момент что-то идет не так.
Ровесники-стажеры выходят на сцену, а перспективного трейни оставляют в запасе. Не вписался в концепт? Не подготовлен морально? У компании на него другие планы?
На самом деле перспективных трейни действительно могут придерживать до лучших времен и в итоге отправить совсем не в ту группу, где им, казалось бы, был гарантирован дебют.
Баланс внутри группы
Когда агентство собирает состав группы, оно думает не только о талантах, но и о том, как участники будут смотреться и работать вместе. Уверена, что еще на этапе прослушивания в компании задумываются о том, что будет представлять из себя группа (под которую, естественно, заранее выделяются деньги), а не просто рандомно набирают мальчиков и девочек.
Вернее маленькое агентство еще может подстроить концепт и стиль будущей группы под имеющиеся у нее ресурсы. А более-менее крупные компании обычно сразу отбирают трейни, которые обладают нужными навыками и типажом. Т.е. сначала проект группы, где заранее продумывается все – от стиля песен до вполне возможно даже внешности и типажей участников, – а потом под это набираются парни или девушки с подходящими навыками и характеристиками. И наверняка еще в период стажировки этих айдолов двадцать пять раз перетрясут.
Кроме того, к-поп группа как пазл: компания предпочитает распределять позиции так, чтобы каждый участник был незаменимым. И при этом важно соблюдать баланс во всем: количество вокалистов и рэперов, визуальная линия, возрастное соотношение и, конечно, типажи, чтобы привлекать разные аудитории.
Если слишком много сильных участников одного профиля окажутся в одной группе, это создаст перекос: часть айдолов просто потеряется на фоне остальных, а другие позиции, наоборот, останутся незакрытыми.
В итоге даже перспективных трейни могут посадить на скамейку запасных, потому что просто в команде уже есть кто-то с похожей ролью.
Вот, например, Ёсан из Ateez вполне мог бы и по возрасту, и по навыкам, и по типажу дебютировать в TXT. Он ведь был трейни BigHit, как и Уён. И, собственно, ушли Ёсан и Уён из компании как раз тогда (2016-17 гг.), когда пришли Бомгю и Хюнин Кай и оба практически сразу были включены в состав TXT.
Но тогда бы типаж Ёсана был бы очень близок к типажу Бомгю: у них похожая нежная эльфийская внешность, романтичный вайб, низкий голос. Вполне допускаю, что в такой маленькой группе как TXT два одинаковых типажа были просто не нужны, поэтому предпочтение отдали одному.
А вот хулиганистый и яркий Уён, мне кажется, по харизме очень зашел бы как шестой участник TXT. Но под концепт Тизов, он, конечно, больше подходит.
Естественно, агентства и сами участники групп редко рассказывают о всех тонкостях, почему тот или иной айдол оказался в другой группе или даже в другом агентстве. Обычно это всегда какая-то обтекаемая информация.
С теми же Ёсаном и Уёном есть несколько версий, почему они перешли из BigHit в KQ. Вполне возможно, что не их оставили за бортом новой группы, а они сами решили дебютировать с Ateez, да еще и на год раньше, чем планировался дебют у TXT. А Бомгю и Кая быстренько взяли на замену.
Или Минджун из 2PM. Изначально при разделении большой команды на две группы – вокальную 2AM и танцевальную 2PM, Минджуна отправили к первым. И, думаю, он хорошо бы вписался в семью вокалистов. Но в компании решили иначе.
2PM хоть и задумывалась как некая перформанс-группа (Тэк еще по этому поводу стебался, что им вокалом заниматься необязательно), все же наличие вокалиста требовала. Ну хоть кто-то же там должен был петь:) И, наверное, Минджун со своим ярким и энергичным вокалом и с таким-то торсом стал лучшим вариантом.
Риск затмить других участников
С одной стороны, сильный айдол может чуть ли не в одиночку вытянуть группу на старте. Особенно когда он уже успел где-то засветиться и приходит с готовым фандомом. В период дебюта в принципе любые способы хороши, если они помогают увеличить популярность группы.
Сейчас группы пятого поколения активно дебютируют и совсем недавно промелькнула новость про мальчиковую группу AHOF, сформированную на шоу.
Ну как обычно – новая группа, будущее к-поп, таланты, феномен, сенсация. Победили на Music Bank самих aespa и вообще выиграли три крупнейших музыкальных шоу всего за 10 дней после дебюта. На K-World Dream Awards взяли награду как супер-новички года.
Но есть нюанс. Во многом успех AHOF обусловлен мощной филиппинской фанбазой участника JL. Он, собственно, один из немногих к-поп айдолов с Филиппин, до этого уже состоял в музыкальной группе у себя на родине, а на шоу занял первое место с космическим отрывом от остальных участников.
Но, с другой стороны, когда есть один участник-суперзвезда, возникает риск дисбаланса. Группа уже воспринимается не как цельная команда, где каждый участник одинаково важен, а как сольный артист и его команда. Если один трейни слишком выделяется — сильным вокалом, харизмой или визуалом — внимание публики может быть сосредоточено только на нем.
Тогда остальные участники потеряются на фоне одной суперзвезды и компания не сможет продвигать группу как бренд. Поэтому компании иногда сознательно удерживают слишком ярких и популярных трейни, чтобы потом либо подыскать им новый более подходящий проект, либо вообще дебютировать сольно.
Чон Соми была трейни JYP, участвовала в шоу, по результатам которого были сформированы TWICE. Однако, несмотря на то что Соми хорошо себя показала, ее не включили в состав группы, посчитав, что она еще слишком молода (на два года моложе макнэ TWICE).
Затем Соми победила в шоу Produce 101, стала центром временной группы IOI, которая распалась год спустя. Снова вернулась в JYP и вроде как могла дебютировать в ITZY, но в итоге перешла в агентство The Black Label и начала продвигаться сольно. Опять же никто точно не сказал, почему Соми ушла из JYP, но поговаривали, что компания не включила ее в состав ITZY, потому что побоялись, что своей популярностью она затмит остальных девчонок.
Конфликт центра
В к-поп-группе центр — это не просто участник, который стоит посередине в танце или получает ключевые строчки в песне. Это лицо коллектива, тот, кто должен первым притягивать внимание публики и олицетворять собой концепт. Как минимум на старте именно вокруг него выстраивается образ всей команды.
Но когда таких центров оказывается два, начинаются проблемы. Внимание аудитории распадается, и у группы не получается единой картинки. А для фандома это еще и идеальный повод перессориться и разделиться на два лагеря, доказывая, чей «центр» самый центральный.
Естественно, велик риск конфликтов и скрытого, а, может, и явного соперничества внутри самой группы, потому что вполне вероятно, что из участников каждый начнет тянуть одеяло на себя. Но даже если открытой конкуренции нет, напряжение чувствуется: один получает больше сольных строк и экранного времени, другой ощущает себя недооцененным.
Для компании это самый нежелательный сценарий, поэтому, скорее всего, будет просто сделан выбор в пользу одного наиболее удобного и выгодного для продвижения участника. Это даже не всегда вопрос «кто объективно сильнее». Я думаю, учитывается все: возраст, опыт, харизма, внешность, соответствие концепту, даже национальность.
Показателен пример с Хисыном из Enhypen и Кеем из &TEAM, когда оба до дебюта были участниками шоу I-LAND.
Хисын и Кей до финала шли в лидерах проекта и не уступали друг другу в навыках. И хотя я смотрела I-LAND недавно и естественно знала, кто в какую группу попадет, но даже я была возмущена, почему в итоге Кей остался за бортом. Мало того, что занял пограничное седьмое место, так его все равно с него подвинули в пользу Сону.
Но, думаю, сделали это не случайно. Кей действительно не очень вписывался в состав Enhypen по возрасту – он был бы старше большинства участников на 5 лет, а макнэ Ники вообще на 8 лет. Хотя он японец, ему в корейскую армию не идти.
Поэтому главной причиной, я считаю, стал именно конфликт центров. Компания явно видела центром группы Хисына, как самого опытного участника, который обладает подходящими под концепт и вокальными навыками, и внешностью. Кроме того, на I-LAND Хисын и Кей конфликтовали между собой. Хотя… зло редактуры никто не отменял, это ж шоу.
Но окажись они в одной группе, на сцене их профессиональное соперничество было бы слишком заметно. Даже если бы оба старались работать в команде, невольно возникал бы эффект сравнения: кто поет лучше, кто выглядит убедительнее, кто «держит центр» сильнее, а кого задвигают в угоду другому, кто чьи строчки перепевает и т.д.
И в такой ситуации компания в любом случае была бы вынуждена постепенно задвигать одного в тень ради того, чтобы закрепить образ другого. А это уже снова чревато не только внутренними конфликтами, но и постоянными недовольствами фандома, который бы видел в этом несправедливость.
Поэтому решение убрать Кея из финального состава выглядело несправедливым, но логичным: Enhypen получили один очевидный центр в лице Хисына, а сам Кей через два года нашел свое место в &TEAM, первой японской группе HYBE.
«Сейв» для нового проекта
Иногда компания сознательно не выпускает талантливого стажера в уже готовую группу, даже если он по уровню подготовки полностью подходит. Причина проста: в составе и без него хватает сильных айдолов. Если добавить еще одного звездного участника, он рискует затеряться на фоне других или не раскрыть полностью свой потенциал.
В таких случаях агентство может придержать трейни в запасе для следующего проекта. Так у компании уже будет готовый айдол, который станет стержнем новой группы. Это своего рода стратегическая инвестиция: не тратить все ресурсы сразу, а мудро их распределить, чтобы извлечь максимальную выгоду.
Для самого айдола это, конечно, испытание — годы тренировок могут тянуться без гарантий дебюта. Но когда проект наконец запускается, его шансы раскрыться в полной мере оказываются куда выше, чем если бы он оказался «одним из» в уже укомплектованной команде.
Именно так, мне кажется, случилось с Бан Чаном. Он долго стажировался и вполне мог бы дебютировать в GOT7, заняв место макнэ Югема. Или просто стать восьмым участником. Но зачем?
GOT7 были вполне себе укомплектованы: классные вокалисты, сильный лидер, участники, которые могут писать музыку, целых два вижуала. Зачем добавлять в группу еще одного айдола, который может продюсировать, петь и читать рэп, если его таланты разумнее сделать базой для другой группы?
Допускаю, что в JYP именно так и рассуждали. Тем более, если компания хотела попробовать запустить экспериментальную самопродюсируемую группу. Бан Чан в таком случае – настоящая находка. А, возможно, именно его навыки и навели JYP на мысль, что можно дебютировать группу, которая сама себе пишет песни. В GOT7 Бан Чану эти бы таланты не пригодились – Гатам долго не давали выпускать свою музыку.
Собственно, инвестиции и стратегический расчет компании полностью оправдались. То, что Stray Kids сегодня — одна из главных самопродюсируемых к-поп групп, заслуга Бан Чана.
Даже если на первый взгляд решение помариновать его еще несколько годков в стенах компании кажется несправедливым — ведь айдол мог дебютировать раньше и сразу получить признание. Но в долгосрочной перспективе грамотный расчет дал куда больше: Бан Чан получил шанс раскрыться по максимуму, а компания получила проект с успешной концепцией.
А фанаты на днях получили умопомрачительную фотосессию.
P.S. Дяденька в шляпе, конечно, звезда. мемов с ним уже наделали…