О Радимове я впервые услышал и прочитал в антологии «О, Русь, взмахни крылами!», составленной и выпущенной на заре перестройки Станиславом Куняевым. В этой антологии я впервые прочитал Ивана Приблудного и Павла Васильева и влюбился в поэзию обоих.
Радимов в поэзии своей более традиционен; однако по той антологии я даже и не догадался, что на самом деле он был одним из крупнейших советских художников.
Давайте обо всём по порядку теперь.
Павел родился 11 сентября 1887 года в Зарайском уезде Рязанской губернии, село Ходяйново. Учился в Рязанской семинарии. И отец его, и дед, и прадед – все были сельскими священниками.
Уже в семинарии учился живописи – потому что один из преподавателей был художником. Ушел из семинарии с четвертого курса.
Затем брал уроки живописи в Москве. Затем, в 1911 году, окончил историко-филологический факультет Казанского университета.
Сразу принял Октябрьскую революцию и выступил одним из организаторов АХРР – Ассоциации художников революционной России. Работал в Кремле; много общался с Луначарским, Есениным, с другими крестьянскими поэтами, с Брюсовым, дружил с Ворошиловым и Будённым.
Прожил долгую и, в сущности, добрую жизнь, пережив большинство своих современников.
Теперь я листаю его советские книжки – где вместе его стихи и его картины, а на картинах сплошь церквушки (сказалось наследство!) – и печально понимаю, как много при советской власти существовало того, что существовать и не должно бы вроде: пейзажист, который как начал в 30-х, так и рисовал в последующие без малого 40 лет одни пейзажи (у него их более 4 тысяч), а стихи писал о природе и о русской истории, чаще всего – о позднем средневековье.
Знаете, когда его в наши дни «христианского возрождения» переиздадут?
Никогда. Никто и никогда.
Его пейзажи 30-х, 40-х, 50-х…
И никто ему не мешал писать подобное. Зато когда в 1951 году выходил огромный сталинский фолиант, где были представлены главные советские художники, – туда и Радимов, в считанное количество мастеров, попал со своими куполами и полями.
У меня в коллекции есть две работы Павла Радимова.
Они прекрасны.
Вот они.
Ныне прочитать о нём можно только в разных мемуарах о Есенине. Там его, ничего никому не говорящее, имя часто встречается.
А это из его стихов. Тоже из советских книг. Времён «богоборчества», да.