В этом месяце исполняется 77 лет с момента выхода захватывающего детектива «Веревка» 1948 года легендарного режиссёра Альфреда Хичкока. История, мимо которой нельзя пройти, в особенности любителям триллеров и детективов с нотками хоррора. Почему? Рассказываем в рубрике «Кино на фокус».
Сюжет
Сперва традиционно обсудим сюжет. Два молодых студента по имени Филипп и Брэндон, вдохновившись «Преступлением и наказанием», а также концепцией ницшеанского «Сверхчеловека», убивают своего друга Дэвида. После злодеяния, они устраивают вечеринку вместе с родными и близкими убитого, в то время как последний лежит в одной комнате с ними, спрятанный в сундуке, превращённом в обеденный стол.
По ходу повествования герои недоумевают, куда делся Дэвид, ведь он тоже был приглашён и никогда никуда не опаздывал. Однако они даже не догадываются, что ответ на этот вопрос находится буквально у них под носом…
Смысл названия
Веревка — центральный предмет картины. Она и орудие убийства, и связка для книг, и причина провала замысла главных героев. Можно сказать, что это не просто предмет, а ключевой троп всей истории, закладывающий глубокий смысл и философию фильма. Фильм снят одним кадром (вернее, несколькими, насколько позволяла тогдашняя пленка). Этот ход применен не просто так: камера будто тоже привязана к верёвке, наподобие персонажей, связанных с их убитым другом и родственником. Все это, в свою очередь, связывает и зрителя, создаётся ощущение присутствия на этом пире безнравственности и абсурда.
Почему убийцы устроили вечеринку?
Пожалуй, таким вопросом может задаться зритель во время просмотра и констатировать: «Можно было просто спрятать труп, зачем весь этот фарс?». Но главный зачинщик Брэндон сам же отвечает на этот вопрос. По мнению персонажа, убийство доступно только высшим людям, «сверхлюдям», однако оно не должно быть простым лишением жизни — это должно быть искусством.
В отличие от Раскольникова, которым частично вдохновлялись так называемые «сверхлюди», Филипп и Брэндон сделали из убийства «ритуал», торжество зарождения новых людей, взявших на себя ответственность вершить судьбы других. Но откуда в двух молодых людях взялись такие идеи? По их словам, они практиковали учения их университетского наставника — Руперта.
Вопрос ответственности учителя за своих учеников
Руперт — один из главных, если не самый главный, персонаж картины. Именно его словами вдохновились молодые студенты, жаждущие быть выше на звеньях пищевой цепочки. И именно он выводит убийц на чистую воду в конце фильма. Он винит себя: ему кажется, что он причастен к убийству не меньше его злодейских учеников. Но уместно ли такое самообвинение?
Если рассуждать философски, то есть разные подходы к этому вопросу. С одной стороны, каждый наставник должен отдавать себе отчёт о каждом сказанном слове, потому что он — моральный ориентир для своей паствы. Но с другой стороны, у каждого человека есть своя голова на плечах. Каждый способен мыслить самостоятельно, без вмешательства иных сил; каждый индивид обязан фильтровать то, что он слышит от других людей, даже от родителей и проницательных гуру. Соответственно каждый здравомыслящий человек, когда совершает тот или иной поступок, способен оценить последствия своего деяния (разве что за исключением случаев гипноза или принудительного накачивания психотропными средствами).
Так что, возвращаясь к главному вопросу этого блока, можно сказать, что учитель обязан быть примером для своих учеников, нести им мысли созидающие общество, однако учитель — не истина в последней инстанции; он лишь один из проводников в наш мир, который тоже способен заблуждаться. Именно поэтому любому ученику стоит не слепо следовать за своим наставником, а задавать ему вопросы. Не зря те же учителя порой говорят, что они «не только учат, но тоже учатся вместе со своими воспитанниками».
Ницшеанство и Достоевский как катализаторы появления «сверхлюдей»
Думаю, встретившись Фридрих Ницше и Федор Достоевский с персонажами фильма, то они бы осудили их за неправильную трактовку их же слов. Справедливости ради, концепция «сверхчеловека» сама по себе довольно противоречива и обладает множеством действительно сомнительных моментов. Но что касается «Преступления и наказания», то там все очевидно. Раскольников, по итогу, покаялся в своих грехах и получил по заслугам.
Тогда почему же герои, зная о трактовке ницшеанства Достоевским, все же пошли на этот шаг? Полагаю, Хичкок пытался показать, насколько хрупок и ведом молодой ум, до какой степени неокрепшие головы способны буквально воспринимать полученную ими информацию. Картина доказывает, насколько учителям важно, во-первых, грамотно преподносить информацию и, во-вторых, учить других грамотно её обрабатывать. В свою очередь ученики должны сами обучаться правильной трактовке материала.
Итог
«Веревка» — смелое высказывание и жесткая критика действий, ввергающих общество в пучину деструктивных событий. Стоит сказать, что этот фильм можно рассматривать как переосмысление философии нацизма, поскольку фильм вышел через 3 года после окончания Второй Мировой войны. В основах идей нацизма заложены отсылки на ницшеанскую концепцию «Сверхчеловека», превосходстве одного типа человека над другим. Именно эта концепция легла в основу зверства нацистов. Картина Хичкока показывает всю низменность и лицемерие данных действий. «Веревка» — важный продукт переосмысления этого вопроса. Убийство — это низменное действие, которое может преобладать только в хищном животном, добывающим себе еду. Тогда, кто же такой «Сверхчеловек»?
«Дабы стать Сверхчеловеком, необходимо превзойти в себе самом наносное, низменное и закомплексованное».
(Глава 34, «Так говорил Заратустра», Фридрих Ницше)
Автор: Вадим Назаров