Найти в Дзене
ShadowTavern

10 отличных исторических фильмов с непростительными ошибками

Оглавление

Когда исторические события переносят на экран, без художественного вымысла не обойтись. Чаще всего сценаристы придумывают диалоги, сжимают хронологию, а иногда и слегка приукрашивают факты, чтобы добавить драматизма. С этим можно смириться: кино всё-таки не учебник истории.

Но бывает, что режиссёры перегибают палку, и реальная история искажается до неузнаваемости. Баланс между захватывающим сюжетом и уважением к фактам — задача сложная, и далеко не все фильмы с ней справляются.

Дофин был за сотни миль: Король - The King (2019)

С самого начала было ясно, что фильм не станет образцом исторической точности. Режиссёр Дэвид Мишо и Джоэл Эдгертон писали сценарий, опираясь не на хроники, а на "Генриаду" Шекспира. А Шекспир, как известно, сам довольно вольно обращался с биографией Генриха V. Поэтому часть вольностей здесь простительна. Например, превращение юного наследника в бунтующего гуляку выглядит эффектно на экране, хотя в реальности он с ранних лет участвовал в государственных делах.

Но самая явная фальсификация — битва при Азенкуре. В фильме Дофин выезжает прямо в гущу схватки, бросает Генриху вызов и тут же гибнет. В действительности же он находился за сотни миль от поля боя, был слаб здоровьем и слыл человеком скромным и набожным. Да и поединки посреди сражений были редкостью, а не эффектным штампом для финальной сцены.

Такого ценного заложника не отпускают: Король вне закона - Outlaw King (2018)

"Король вне закона" с Крисом Пайном в роли Роберта Брюса — один из самых зрелищных исторических фильмов последних десяти лет. После казни Уильяма Уоллеса и подавления стремления Шотландии к независимости Брюс поднимает восстание, чтобы продолжить борьбу за свободу своей страны. В отличие от "Храброго сердца", где ошибок хватает на целый учебник, этот фильм довольно точно передаёт дух эпохи. Финальная битва при Лаудон-Хилле, несмотря на некоторые расхождения в тактике, выглядит убедительно и зрелищно.

-2

Но ближе к концу авторы решили добавить драматизма. В разгар сражения принц Эдуард, уже коронованный к тому времени, вызывает Брюса на поединок, терпит поражение и... спокойно уезжает. Здесь рушится вся логика: исторический Эдуард вообще не участвовал в битве, а если бы и оказался там, его точно не отпустили бы. Настолько ценного пленника любой правитель использовал бы как главный козырь в войне.

Героя превратили в пьяницу: Зулусы - Zulu (1964)

Картина "Зулусы", которая принесла Майклу Кейну первую громкую роль, показывает оборону Роркс-Дрифт. В январе 1879 года менее 150 британских солдат удерживали позиции против почти четырёх тысяч зулусов. История сама по себе напряжённая, ей не требовалось дополнительных украшений, но авторы решили иначе.

-3

Наибольшее возмущение вызвало изображение рядового Генри Хука. В фильме он представлен как бунтарь, пьянчуга и вор. На деле же Хук был дисциплинированным солдатом, не употреблял алкоголь и пользовался уважением сослуживцев. Семья героя настолько оскорбилась подобным искажением, что, по слухам, покинула премьерный показ.

Британцы - карикатурные злодеи: Патриот - The Patriot (2000)

"Патриот" можно назвать американской версией "Храброго сердца". Мел Гибсон (опять) играет Бенджамина Мартина — собирательный образ, основанный на нескольких исторических фигурах (опять). Его герой берётся за оружие после того, как британцы сжигают его дом и убивают семью (опять).

-4

Проблема в том, что фильм изначально строился на удобных исторических фрагментах. Чтобы вызвать у зрителя ярость, англичан показали либо жеманными аристократами с нелепыми манерами, либо безжалостными палачами. На экране они расстреливают пленных и сжигают мирных жителей в церкви. Но подобные зверства во время Американской революции документально почти не подтверждены. Более того, это было бы крайне нелогично: колонисты оставались подданными британской короны и королевские войска расценивали войну как подавление мятежа в колонии.

Правда оказалась слишком невероятной: По соображениям совести - Hacksaw Ridge (2016)

Военная драма Мела Гибсона собрала восторженные отзывы, а Эндрю Гарфилд получил номинацию на "Оскар" за роль санитара Десмонда Досса. Этот реальный герой во время Второй мировой войны отказался брать в руки оружие, но на поле боя проявил невероятное мужество. В битве за Окинаву он спас 75 человек и был удостоен Медали Почёта.

-5

Фильм показывает многое, но одна из самых впечатляющих историй осталась за кадром. В картине Досс отбрасывает гранату, чтобы спасти товарищей, и его уносят на носилках. В реальности всё было куда суровее. Раненый, он несколько часов ждал помощи, а когда носилки наконец прибыли, настоял, чтобы ими воспользовался другой солдат. Вскоре после этого японский снайпер прострелил ему руку, и Досс, едва не потеряв силы, дополз до безопасного места сам.

Главный злодей, которого не было: Враг у ворот - Enemy at the Gates (2001)

"Враг у ворот" подаётся как история легендарного противостояния советского снайпера Василия Зайцева и его немецкого соперника, майора Эрвина Кёнига. Фильм впечатляюще показывает Сталинград в огне — бесконечные руины, адская бойня и нечеловеческие условия выживания. Атмосфера действительно передаёт ужасы самой кровопролитной битвы Второй мировой.

-6

Но у этой зрелищной истории есть серьёзная проблема: центральная дуэль снайперов, скорее всего, никогда не происходила. Василий Зайцев действительно уничтожил более двух сотен врагов и стал символом советского снайперского искусства. Но немецкие архивы не содержат никаких упоминаний о майоре Кёниге. С высокой долей вероятности этот антагонист был просто вымышлен, чтобы создать драматичный сюжет.

Из кузнеца в лорды? Только в кино: Царство небесное - Kingdom of Heaven (2005)

Ридли Скотт снял масштабное и зрелищное кино, но историческая правда оказалась принесена в жертву драме. В центре сюжета — Балиан, молодой кузнец, который отправляется в Святую землю и в итоге становится лордом, возглавляющим оборону Иерусалима.

-7

В реальности всё выглядело иначе. Балиан действительно защищал город, но он был потомком знатного рода, а не простым ремесленником. Ни один кузнец в то время не смог бы подняться так высоко, не говоря уже о романе с королевой Иерусалима. Этот сюжетный ход красиво смотрится на экране, но исторических оснований у него нет.

Императора убили совсем не так: Гладиатор - Gladiator (2000)

Да, Ридли Скотт умеет снимать впечатляющие исторические драмы, и "Гладиатор" давно стал классикой жанра. В центре истории — Максимус, римский генерал, преданный Коммодом, сыном Марка Аврелия. Герой проходит путь от полководца до гладиатора и в финале убивает императора прямо на арене Колизея.

-8

Однако с историей у фильма многое не сходится. Коммода действительно не любили, но он не убивал своего отца. Да, он часто выходил на арену Колизея, но делал это только ради шоу и не рисковал жизнью. Настоящая же его смерть куда менее героична: после лет тирании и паранойи Коммод был задушен в бане римским борцом, подосланным приближёнными.

Неправда почти всё: Храброе сердце - Braveheart (1995)

Фильм Мела Гибсона любят за масштабные батальные сцены и харизму главного героя, но с исторической точностью у него беда. Ошибок здесь столько, что перечислять их можно бесконечно, поэтому стоит отметить лишь самые очевидные.

-9

В знаменитой битве при Стерлинге создатели "забыли" показать сам мост — место "Битвы на Стерлингском Мосту". Романтическая линия с принцессой Изабеллой выглядит эффектно, но в реальности ей было всего девять лет, когда Уильяма Уоллеса казнили. Даже прозвище "Храброе сердце" на самом деле принадлежало другому шотландскому лидеру — Роберту Брюсу.

А самая абсурдная деталь — костюмы. Персонажи гордо щеголяют в килтах, которые вошли в моду лишь через два века после смерти Уоллеса.

Жертвоприношения были, но не такие: Апокалипсис - Apocalypto (2006)

Фильм Мела Гибсона (опять), действие которого разворачивается в Мексике начала XVI века, выглядит зрелищно и напряжённо. Изображение цивилизации майя в упадке подаётся как предупреждение и отсылка к проблемам современного общества. Но в ключевой сцене массовых жертвоприношений историческая правда уступает место эффектному вымыслу.

-10

Да, майя приносили людей в жертву, но это происходило в редких случаях и далеко не в тех чудовищных масштабах, которые показаны в картине. Массовые ритуалы с огромным числом жертв были характерны скорее для ацтеков. Смешивать две разные цивилизации ради зрелищности — грубое искажение, которое рушит исторический контекст.

Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.

Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!