Найти в Дзене
Наука путешествовать

Мыс Крильон — Сахалин. Ради чего ехать на экскурсию?

Мыс Крильон — одна из самых неоднозначных локаций Сахалина. В предыдущей публикации я назвал поездку на Крильон самой дорогой и разочаровывающей экскурсией на Сахалине. В целом небезосновательно и я по-прежнему продолжаю так считать. Однако в этой публикации я постараюсь рассказать о достопримечательностях, которые можно увидеть по дороге на Крильон. Название мысу в 1787 году дал французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз в честь французского военачальника Луи-Бальбеса де Крильона. Но во времена Карафуто мыс носил японское название Нисиноторо-мисаки. С запада Крильон омывается Японским морем, а с востока заливом Анива Охотского моря. Ну а с юга его омывает пролив Лаперуза, по другую сторону которого находится японский остров Хоккайдо. Между ним и Сахалином всего 43 км. К слову, при хорошей видимости, с Крильона неплохо видно острова, принадлежащие Японии. Так чем же может заинтересовать путешественника экскурсия на Крильон, являющийся самой южной точкой Сахалина? На мысе располаг
Оглавление

Мыс Крильон — одна из самых неоднозначных локаций Сахалина. В предыдущей публикации я назвал поездку на Крильон самой дорогой и разочаровывающей экскурсией на Сахалине. В целом небезосновательно и я по-прежнему продолжаю так считать. Однако в этой публикации я постараюсь рассказать о достопримечательностях, которые можно увидеть по дороге на Крильон.

Название мысу в 1787 году дал французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз в честь французского военачальника Луи-Бальбеса де Крильона. Но во времена Карафуто мыс носил японское название Нисиноторо-мисаки.

Мыс Крильон — Сахалин
Мыс Крильон — Сахалин

С запада Крильон омывается Японским морем, а с востока заливом Анива Охотского моря. Ну а с юга его омывает пролив Лаперуза, по другую сторону которого находится японский остров Хоккайдо. Между ним и Сахалином всего 43 км. К слову, при хорошей видимости, с Крильона неплохо видно острова, принадлежащие Японии.

Так чем же может заинтересовать путешественника экскурсия на Крильон, являющийся самой южной точкой Сахалина?

Мыс Крильон — Сахалин
Мыс Крильон — Сахалин

Маяк Крильон

На мысе располагается воинская часть, гидрометеорологическая станция и одноимённый маяк, построенный в 1883 году. Изначально маяк Крильон представлял собой временную деревянную башню высотой 8,5 метров. А в качестве осветительного прибора на нём использовались полтора десятка масляных ламп и посеребренный отражатель. Были также сигнальная пушка и колокол для подачи сигналов в плохую видимость.

Маяк Крильон — Сахалин
Маяк Крильон — Сахалин

В 1896 году рядом с временным маяком появился капитальный маяк из японского кирпича. Маяк Крильон совместили с жилыми помещениями маячной команды. В строительстве были задействованы 25 корейских рабочих и двое русских десятников.

Маяк Крильон — Сахалин
Маяк Крильон — Сахалин

В фонарной комнате нового маяка появился осветительный прибор с линзой диаметром 1,5 метра, изготовленный во Франции. А аргановые лампы сменила в разы более мощная керосиновая. Электрическая лампа появилась на маяке уже при модернизации во времена Советского Союза.

Маяк Крильон — мыс Крильон, Сахалин
Маяк Крильон — мыс Крильон, Сахалин

На случай плохой погоды установили здесь и английскую пневматическую сирену, руины из красного кирпича которой можно увидеть почти на самом краю мыса.

Руины пневматической сирены на мысе Крильон
Руины пневматической сирены на мысе Крильон

Маяк Крильон стоит посреди воинской части. Фактически все действующие маяки РФ ими и являются, так как принадлежат Министерству обороны. То есть посмотреть на него можно с расстояния, в связи с тем, что подойти к нему поближе не получится.

Памятник на братской могиле  — мыс Крильон
Памятник на братской могиле — мыс Крильон

На самом краю мыса Крильон на братской могиле расположен памятник десантникам, погибшим при освобождении южного Сахалина от японских империалистов. Рядом с ним, помимо заброшенного здания пневматической сирены, можно увидеть также разрушенный пограничный пункт технического наблюдения.

Разрушенный пограничный пункт технического наблюдения на мысе Крильон
Разрушенный пограничный пункт технического наблюдения на мысе Крильон

Ещё одна заброшка на Крильоне — дом, в котором ранее проживали семьи маячников маячников и мичман-начальник гидрографического поста Тихоокеанского флота. А в одной из квартир первого этажа находился продуктовый склад.

Дом маячников
Дом маячников

Фортификации и батареи береговой обороны

Чуть севернее самого мыса в зарослях бамбука находится множество фортификационных сооружений, например, японский трёхуровневый командный пункт из крепкого бетона. На верхнем уровне был пост наблюдения, откуда открывается отличный обзор. На среднем уровне находился дальномер в составе системы управления огнём, а самый нижний уровень был техническим.

Японский командный пункт — мыс Крильон, Сахалин
Японский командный пункт — мыс Крильон, Сахалин

Рядом с командным пунктом можно заметить советскую береговую батарею №301, вооруженную четырьмя 130-тимиллиметровыми корабельными орудиями в щитовых установках Б-13-3С. Данная батарея защищала юго-западный вход в Анивский залив. Причем одно из орудий практически полностью сохранилось.

Батарея береговой обороны на мысе Крильон — Сахалин
Батарея береговой обороны на мысе Крильон — Сахалин

Также на полуострове Крильон располагается рота танковых огневых точек из хорошо сохранившихся танков ИС-3. Появилась она здесь в конце 70-х в связи с обострением отношений между СССР и Японией. Для этого были расконсервированы старые танки, производившиеся с 1945 по 1946 года. Доехали они сюда своим ходом и разместились на подготовленных железобетонных фундаментах. Затем их двигатель и внутреннюю ходовую часть демонтировали, а их место занял дополнительный боекомплект.

Так ИС-3 — Крильон, Сахалин
Так ИС-3 — Крильон, Сахалин

Выброшенный на мель сухогруз Луга

Недалеко от неё у береговой линии можно увидеть севший почти 80 лет назад сухогруз Луга. В конце октября 1947 года этот сухогруз буксировался во Владивосток пароходом Петр Чайковский, после чего Луга должна была отправиться на капитальный ремонт в Шанхай.

Севший на мель сухогруз Луга — полуостров Крильон, Сахалин
Севший на мель сухогруз Луга — полуостров Крильон, Сахалин

В итоге у пролива Лаперуза они были застигнуты свирепым тайфуном. Луга была оторвана от своего буксира и выброшена на мыс Крильон. Повреждения были обширными настолько, что снимать Лугу с мели не пытались. Сейчас от него уже мало что осталось. Постепенно море съедает даже металл.

Мыс Виндис и гора Коврижка

По дороге на мыс Крильон нельзя не заметить мыс Виндис или гору Коврижка. Это магматическое тело, в следствие геологических процессов выдавленное из земли. Высота Коврижки достигает 78 метров над уровнем моря. Примечательна тем, что её вершина представляет собой обширное плоское плато диаметром до 100 метров, что делает делает гору похожей на коврижку.

Мыс Виндис, гора Коврижка — полуостров Крильон, Сахалин
Мыс Виндис, гора Коврижка — полуостров Крильон, Сахалин

Плато это примечательно тем, что здесь были найдены археологические находки, свидетельствующие о находившейся здесь стоянке древнего человека. Наверх горы ведёт тропинка, но последние 15 метров пути склон становится очень крутым. Чтобы добраться до вершины, приходится пользоваться канатом.

Мыс Виндис, гора Коврижка — полуостров Крильон, Сахалин
Мыс Виндис, гора Коврижка — полуостров Крильон, Сахалин

Мыс Кузнецова и одноимённый заброшенный маяк

Ну и, пожалуй, самая интересная и живописная локация по дороге на мыс Крильон — это мыс Кузнецова с заброшенным атомным маяком. До 1947 года мыс носил японское название Сони, а маяк - Сони-мисаки. В 1947-ом году мыс переименовали в честь адмирала Дмитрия Ивановича Кузнецова, также как и маяк, который стоит в 50 м от береговой черты на высоте 72 м над уровнем моря. И об этой достопримечательности, пожалуй, я расскажу в следующей публикации.

Маяк Кузнецова — полуостров Крильон, Сахалин
Маяк Кузнецова — полуостров Крильон, Сахалин

А в предыдущей статье можно почитать почему я не рекомендую ехать на экскурсию к мысу Крильон.