Найти в Дзене
Истории Добродея

Руки прочь от фильмов нашего детства!

Культурный вандализм: почему закон должен защитить советские шедевры от низкопробных ремейков

В современном российском кинематографе сложилась порочная и, к сожалению, устойчивая традиция: брать имя, образ или вселенную, созданную гениями прошлого, и делать на этом дешевый и бескультурный «фильмосодержащий продукт». Речь идет о так называемых «ремейках» или «продолжениях» культовых советских картин: «Чебурашка», «Домовёнок Кузя», «Гардемарины», «Ирония судьбы 2» и десятки других.

реплика
реплика
оригинал
оригинал

Эти произведения — не просто творческие неудачи. Это акт культурного вандализма, который позорит оригинальные произведения, примазываясь к их заслуженной славе и теплым ностальгическим чувствам зрителей.

Почему новые версии вызывают отторжение?

Главная причина провала кроется не в смене эпохи или технологий, а в фундаментальном различии целей создания.

  • Тогда: В СССР фильмы, песни, книги создавались не ради сиюминутной наживы. Режиссеры, писатели, композиторы соревновались в качестве и величии своих произведений. Вкладывали душу. Итог — самобытные, проникновенные, «человечные» работы, которые прошли проверку временем и стали народным достоянием.
  • Сейчас: Современные сиквелы и ремейки — это, в первую очередь, коммерческий проект. Их создают по конвейерной методике: берется узнаваемый бренд (имя персонажа или название), оборачивается в дорогую, но безвкусную компьютерную графику, начиняется плоскими шутками и примитивным сюжетом. Смысл не в том, чтобы сказать что-то новое, а в том, чтобы максимально быстро и с минимальными рисками «отбить» бюджет и получить прибыль. Это не искусство, это — рыночная стратегия.

Не ремейк, а профанация

Проведем простую аналогию. Мы же не делаем «ремейков» классиков — Шопена, Моцарта, Чайковского. Исполнители могут предлагать свою аранжировку, но никто не посмеет заявить, что его версия «Лунной сонаты» — это «продолжение» или «более современная и улучшенная» версия оригинала. Оригинал неприкосновенен.

Точно так же мы охраняем памятники архитектуры. Историческое здание нельзя абы-как перестраивать, обшивать пластиковым сайдингом и достраивать лишние этажи ради прибыли. Его реставрируют с максимальным сохранением аутентичности, а чаще — просто берегут как есть, понимая его непреходящую ценность.

-3

Требуется законодательная защита

Почему же шедевры кинематографа, которые по праву составляют золотой фонд национальной культуры, не имеют подобной защиты? Необходимо на законодательном уровне ограничить возможность коммерческого использования названий, персонажей и сюжетных вселенных признанных классических произведений без одобрения особой экспертной комиссии или наследников создателей.

Это не запрет на творчество. Это защита культурного кода нации. Если современный режиссер хочет показать свое творчество — пусть делает это под своим собственным именем, создает новые, самобытные миры и героев. Пусть соревнуется в качестве, а не в умении продать зрителю старый добрый бренд, завернув посредственность в обертку от конфетки.

Память о настоящем искусстве нужно оберегать от посягательств тех, кто видит в ней лишь источник легкой наживы. Пора сказать «стоп» культурному вандализму и признать: некоторые вещи должны оставаться неприкосновенными.

#ремейк #кинематограф #чебурашка #союзмультфильм