Культурный вандализм: почему закон должен защитить советские шедевры от низкопробных ремейков
В современном российском кинематографе сложилась порочная и, к сожалению, устойчивая традиция: брать имя, образ или вселенную, созданную гениями прошлого, и делать на этом дешевый и бескультурный «фильмосодержащий продукт». Речь идет о так называемых «ремейках» или «продолжениях» культовых советских картин: «Чебурашка», «Домовёнок Кузя», «Гардемарины», «Ирония судьбы 2» и десятки других.
Эти произведения — не просто творческие неудачи. Это акт культурного вандализма, который позорит оригинальные произведения, примазываясь к их заслуженной славе и теплым ностальгическим чувствам зрителей.
Почему новые версии вызывают отторжение?
Главная причина провала кроется не в смене эпохи или технологий, а в фундаментальном различии целей создания.
- Тогда: В СССР фильмы, песни, книги создавались не ради сиюминутной наживы. Режиссеры, писатели, композиторы соревновались в качестве и величии своих произведений. Вкладывали душу. Итог — самобытные, проникновенные, «человечные» работы, которые прошли проверку временем и стали народным достоянием.
- Сейчас: Современные сиквелы и ремейки — это, в первую очередь, коммерческий проект. Их создают по конвейерной методике: берется узнаваемый бренд (имя персонажа или название), оборачивается в дорогую, но безвкусную компьютерную графику, начиняется плоскими шутками и примитивным сюжетом. Смысл не в том, чтобы сказать что-то новое, а в том, чтобы максимально быстро и с минимальными рисками «отбить» бюджет и получить прибыль. Это не искусство, это — рыночная стратегия.
Не ремейк, а профанация
Проведем простую аналогию. Мы же не делаем «ремейков» классиков — Шопена, Моцарта, Чайковского. Исполнители могут предлагать свою аранжировку, но никто не посмеет заявить, что его версия «Лунной сонаты» — это «продолжение» или «более современная и улучшенная» версия оригинала. Оригинал неприкосновенен.
Точно так же мы охраняем памятники архитектуры. Историческое здание нельзя абы-как перестраивать, обшивать пластиковым сайдингом и достраивать лишние этажи ради прибыли. Его реставрируют с максимальным сохранением аутентичности, а чаще — просто берегут как есть, понимая его непреходящую ценность.
Требуется законодательная защита
Почему же шедевры кинематографа, которые по праву составляют золотой фонд национальной культуры, не имеют подобной защиты? Необходимо на законодательном уровне ограничить возможность коммерческого использования названий, персонажей и сюжетных вселенных признанных классических произведений без одобрения особой экспертной комиссии или наследников создателей.
Это не запрет на творчество. Это защита культурного кода нации. Если современный режиссер хочет показать свое творчество — пусть делает это под своим собственным именем, создает новые, самобытные миры и героев. Пусть соревнуется в качестве, а не в умении продать зрителю старый добрый бренд, завернув посредственность в обертку от конфетки.
Память о настоящем искусстве нужно оберегать от посягательств тех, кто видит в ней лишь источник легкой наживы. Пора сказать «стоп» культурному вандализму и признать: некоторые вещи должны оставаться неприкосновенными.
#ремейк #кинематограф #чебурашка #союзмультфильм