Тёплый вечер в Угличе после обжигающего летнего дня в окрестных полях был мягок и прекрасен! Меня переполняли восторг и чувство гордости от забега с Илсотнем; дорога сама ложилась под ноги, а мир искрился необыкновенными красками.
Мы вновь прогулялись вокруг Богоявленского Монастыря.
Кстати, на счёт особенностей местного перевода в чате игры развернулась нешуточная дискуссия (я раньше никогда не читала форум. И как оказалось - зря). Если конкретнее, вопросы вызвала формулировка female monastery. При том, что monastery это заведение исключительно мужского толка, для женщин это convent (чем-то напоминает ковен, ага), на худой конец nunnery. Да и само по себе female носит скорее биологическое значение, будто бы речь идёт о половой принадлежности самого монастыря.
Между прочим, и сама транслитерация слова Углич выглядит весьма странно. С точки зрения логики и переводчика это должно выглядить как Uglich, на деле же мы встречаем...
Вероятно, это хитрый ход, чтобы избежать неприятной ассоциации типа ugli(y) - ch, потому что мы отвлеклись, а вечерний Углич по-настоящему прекрасен.
От Богоявленского монастыря мы прошли к Церкви Николая Чудотворца на Сухом Пруде. Как и многие храмы в советское время он был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, сейчас же он медленно, но восстанавливается.
На улицах Углича в этой части города старые заброшенные дома соседствуют с обжитыми. Что-то реставрируется, что-то безвозвратно разрушается... грустно, но в мягких летних сумерках одновременно уютно.
Через парк Надежды и парк Новорождённых выходим на набережную Волги и перед нами во всей красе открывается Угличская ГЭС.
Идём вдоль по набережной, любуясь архитектурой Воскресенского монастыря - древним стенам которого порядком досталось на протяжении его долгой истории.
Изначально Воскресенский мужской монастырь располагался чуть ниже по течению Волги в районе Каменного Ручья. Но там монастырские постройки часто страдали от разливов реки, и когда в 1677 году решено было возводить монастырь в камне это было сделано на новом месте. Но и там из-за особенностей грунта здания быстро обветшали и в 1764 году монастырь упразднили, а церковь Воскресения отдали прихожанам.
После революции здание отдали под Музей древностей, а на нижних ярусах помещений разместили склады. Позже монастырь попал в зону строительства Угличской ГЭС. Его использовали для «Волгостроя». Проведённые в это время работы по укреплению стен и грунта позволили сохранить комплекс до наших дней. В 1999 году монастырь вновь был возвращён РПЦ.
Недалеко от Воскресенского монастыря возвышается на берегу Волги Храм Рождества Иоанна Предтечи, напоминая о том, что не одним Царевичем Дмитрием "прославлен" был Углич в истории.
Он был возведён в 1689-1690 гг. стараниями богатого угличского купца Никифора Григорьевича Чеполосова в память о невинно у биенном сыне, мальчике Иване 6 лет.
Утром 11 июля 1663 года мальчик отправился на учёбу, но домой уже не вернулся. Целую неделю длились поиски, и особое усердие в них проявлял Фёдор Рудакс служивший у Чеполосова приказчиком.
На восьмой день местные пастухи заметили над болотом странное свечение. Они подошли туда и обнаружили тело отрока Ивана с торчащей из уха рукоятью ножа.
Во время панихиды, когда Фёдор Рудак склонился над ребёнком для прощального поцелуя, у него выпал нож, тем самым выдав у бийцу (По другой версии у него просто не выдержали нервы, и он сам во всём сознался).
По его словам после исчезновения мальчик ещё какое-то время был жив. Он запер его у себя в доме и, «имея злобственное в сердце ухищрение», упорно принуждал ребенка отречься от родителей: «Будешь ли меня отцом своим называти»? На что Иван твердо отвечал: «По родителям своим печаль имею, и тебя нарещи отцом моим не смею». В конце концов, пришедший в ярость Рудак у б ил мальчика ударом засапожного ножа и у топ ил тело в болоте.
Приказчик Рудак был арестован и вскоре скончался в тюрьме от внезапно поразившего его недуга.
Отрок Иван был похоронен близ алтаря деревянной церкви, возведенной по воле безутешных родителей. А через четверть века при её ремонте были найдены нетленные мощи ребенка. После этого решено было возвести на этом месте каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, а в Патриаршее ведомство было направлено прошение о причислении Вани к высокому Лику святых Мучеников. Но канонизации решительно воспротивился молодой царь Петр I. Видимо,очень уж не хотел самодержец, чтобы Углич прославился как город, где с завидной регулярностью из-ничтожают отроков. В итоге Ваня всё же был причислен к Лику святых но в местночтимом достоинстве.
В тридцатые годы при строительстве Угличской ГЭС храм хотели уничтожить - говорят даже, что саму плотину планировали возвести аккурат на месте храма, но из-за высокой историко-культурной ценности этого здания, её отодвинули на 440м выше по течению.
В чём-то я с Петром Первым всё-таки согласна. Моё счастье, что во времена юности моих родителей не было интернета - моему детскому сознанию и Царевича Дмитрия вполне хватило!
По Спасской улице мимо ещё одного частного музея - музея необычных велосипедов...
...выходим на Успенскую площадь в самый что ни на есть исторический центр города.
Своё название площадь получила в честь (а точнее уже в память) церкви Успения Божией Матери, стоявшей здесь эдак до 30-х годов прошлого века.
Некогда это была большая торговая площадь, но на её внешнем облике во многом сказалась не столько деятельность советской власти в 30-е годы, сколько большой пожар случившийся здесь десятью годами ранее.
До наших дней здесь сохранилось здание малого Мучного Ряда, особняк купцов Евреиновых - сейчас в нём располагается ЗАГС, на что недвусмысленно намекает установленная здесь скульптура свахи.
По другую сторону площади сохранился деревянный дом с нарядными оконными наличниками - некогда там размещалась чайная, а после городская библиотека. Скульптурная группа у здания посвящена купчихе Марии Леонтьевой, одинокой и очень начитанной женщине, которая очень любила чай и... свою собаку.
Именно ей она завещала своё немалое состояние. А свою библиотеку, тоже немалую, передала городской библиотеке.
Наконец, когда сумерки уже сгустились, переходим Никольский мост, и попадаем в Кремль. Хотя, как такового кремля с глубокими рвами и высокими стенами здесь давно нет - разобрали за ненадобностью ещё во времена Екатерины II.
Мимо здания первой городской думы идём к тому месту, где всё и случилось.
Дворец удельных князей - старейшее здание не только на территории территории Угличского Кремля, но и одно из старейших в России. Оно было построено в 1480 году и скорее всего являлось частью дворца построенного в период княжества Андрея Большого. Считается что именно в нем и жил Царевич Дмитрий с матерью Марией Нагой. До реставрации в 1892 года палата была покрыта известкой, деревянное крыльцо также было пристроено позднее.
Буквально в нескольких шагах от княжеских палат расположен Спасо-Преображенский собор, более известный как церковь Дмитрия-на-кров и. По преданию церковь возведена на месте старого деревянного храма, установленного там, где по гиб несчастный Царевич, и всякий раз в годовщину его кончины из песка выступала кpов ь.
Кстати, есть в Угличе и ещё одно место непосредственно связанное с пролитием царской кpов и - Церковь Царевича Димитрия на Поле, расположенная на Ростовской улице при выезде из города. По легенде, когда тело Царевича Димитрия перевозили в Москву, на этом месте из гроба на землю пролилась струйка кpов и.
Между прочим, это единственный храм в Угличе остававшийся открытым в годы советской власти.
От Храма Дмитрия-на-кров и открывается замечательный вид на Волгу в том ее месте, где она изгибается под углом. По одной из гипотез именно отсюда и есть-пошло название "Углич".
Даже длинный летний день рано или поздно подходит к концу, и, если в городе уже тут и там загорались фонари, на территории Кремля под деревьями уже сгущалась темнота, а с воды налетела туча оголодавших комаров. И как не хотелось ещё немного погулять там, ведь осмотреть нам удалось далеко не всё...
... пришлось спешно выдвигаться в жилую часть города, тем более что А как-то вдруг раскапризничилась. Не скажу, что это место так уж пропитано какой-то негативной энергетикой в свете произошедших там событий, но то, что эта история тиражируется изо дня в день многочисленными туристами, определённо, накладывает свой отпечаток.
Завершили этот вечер мы снова в ГоSт-ях. Был субботний вечер и посадка была почти полная. Возможно, поэтому трапеза получилась не такой душевной, как в день нашего прибытия. Но я искренне восхищаюсь человеком не пожалевшим пространства, чтобы оборудовать там комнату матери и ребёнка!