Благодаря поддержке администрации Трампа токены стали популярным финансовым инструментом. Для кредиторов, финансирующих американские дома и предприятия, их рост представляет риск.
Когда в 1970-х годах появились фонды денежного рынка как более доходная альтернатива обычным сберегательным счетам, американцы толпами устремились в местные банки, чтобы снять деньги. Местные и региональные кредиторы, которые долгое время использовали эти депозиты для финансирования кредитов, почти в одночасье лишились своего самого дешёвого источника финансирования. Тысячи небольших банков и заёмщиков, зависящих от этих местных кредитов, были вынуждены пересмотреть свои бизнес-планы. Даже сегодня банки тратят на триллионы долларов меньше, чем могли бы.
Спустя полвека местные и региональные банкиры готовятся к противостоянию с другим конкурентом, нацелившимся на те же критически важные депозиты: стейблкоинами.
Стейблкоины — это разновидность цифровой валюты, которую обычно выпускают небанковские организации, но которая обеспечена казначейскими облигациями и другими крупными банковскими резервами. Стейблкоины пока не стали неотъемлемой частью жизни большинства людей, но Вашингтон и Уолл-стрит быстро принимают их как следующий большой шаг в сфере финансов. В отличие от биткоина и других криптовалют, которые сильно колеблются в цене (что делает торговлю ими прибыльной или рискованной, в зависимости от вашего взгляда на ситуацию), стейблкоины, что ж, стабильны. Они предназначены для отслеживания стоимости традиционных валют в соотношении один к одному. Это означает, что бумажный доллар в вашем физическом кошельке стоит столько же, сколько доллар в стейблкоинах в вашем цифровом кошельке.
Их популярность стремительно росла: в июле президент Дональд Трамп подписал Закон о гениях, чтобы создать нормативно-правовую базу для эмитентов стейблкоинов. В августе Вайоминг стал первым штатом, запустившим собственную монету. Citigroup Inc. и JPMorgan Chase & Co. также начали разрабатывать стратегии, как и крупные ритейлеры. Предложение основных стейблкоинов, привязанных к доллару за последний год выросло более чем на 50 % и в августе составило почти 250 миллиардов долларов. По оценкам Standard Chartered Plc, в ближайшие три года рынок может достичь 2 триллионов долларов. Не зря аналитики Goldman Sachs Group Inc. назвали этот сезон «летом стейблкоинов».
Многих вкладчиков может отпугнуть мысль о переводе средств со своих банковских счетов в криптовалюту. Другим достаточно будет удобного приложения, специально разработанного для беспрепятственных платежей, и некоторых улучшений в давно устоявшихся банковских моделях. Если технология станет популярной, ритейлеры захотят использовать стейблкоины в качестве платёжного средства, чтобы избежать комиссий за транзакции по кредитным картам, которые обычно составляют от 1% до 3%. Потребителям, особенно тем, кто отправляет деньги за границу, понравится, что стейблкоины могут перемещаться со скоростью интернета. Согласно анализу Bloomberg Intelligence, стейблкоины потенциально могут обрабатывать платежи на сумму более 50 триллионов долларов ежегодно к 2030 году. Если это произойдет, на них будет приходиться до 25% потребительских платежей, по сравнению с менее чем 1% сегодня. Несмотря на то, что их использование все еще находится на ранних стадиях, крипто-евангелисты предвидят не слишком отдаленное будущее, в котором компании будут выплачивать зарплату стабильными монетами, хранящимися в цифровом кошельке, что является потенциальной альтернативой внесению средств на хранение в банк.
Мелкие кредиторы, чья модель работы зависит от этих клиентских депозитов, не могут выходить на оптовые рынки так, как это делают банки с Уолл-стрит, поэтому каждый потерянный депозит — это потерянная возможность кредитовать ферму, фабрику или город. По мере распространения стейблкоинов «нам придётся найти способ конкурировать и защищать наших клиентов», — говорит Билл Бикл, директор по кредитованию и управлению рисками Stockman Bank, кредитора из Майлс-Сити, штат Монтана, с активами в 7 миллиардов долларов. «Если мы не сможем этого сделать, то — особенно в сельской Америке, особенно для наших клиентов, владеющих фермами и ранчо, — у них будет меньше доступа к кредитам». По словам Бикла, появление стейблкоинов, которое до недавнего времени было лишь «теоретической» проблемой, всего за несколько месяцев превратилось в «очень серьёзного основного конкурента банковского финансирования».
На данный момент более $18 триллионов депозитов в банковской системе США значительно превышают стоимость находящихся в обращении стейблкоинов. А поскольку стейблкоины не всегда приносят доход, осторожные клиенты вряд ли пока закроют свои сберегательные счета в банках на Мейн-стрит. Но ситуация начинает меняться. Хотя закон «Гений» запрещает эмитентам стейблкоинов выплачивать проценты, чтобы конкурировать с банками, некоторые биржи размыли границы с помощью так называемых программ вознаграждений. Это не доходность самих монет, а стимулы, выплачиваемые такими платформами, как Coinbase Global Inc., которая предлагает 4,1% от остатков USDC, стабильной монеты, выпущенной Circle Internet Group Inc.. Независимо от того, являются ли они “вознаграждениями” или “процентами”, эффект аналогичен: клиенты получают доходность, намного превышающую среднюю норму сбережений в 0,39% или ничтожные 0,07%, которые зарабатывает средний текущий счет.
Эти стимулы повышают риск того, что депозиты перейдут из местных банков в резервы стейблкоинов, поддерживаемых мегабанками.Консультативный комитет по займам Министерства финансов США, в состав которого входят представители Уолл-стрит, предупредил, что депозиты на сумму до 6,6 триллиона долларов, доступные на счетах, с которых можно быстро снять средства, потенциально могут быть переведены из банков в сектор стейблкоинов, который продолжает расти. Большинство стейблкоинов выпускаются компаниями Circle (USDC), Tether (USDT) или другими небанковскими организациями, которые хранят резервы у кастодианов, таких как Bank of New York Mellon Corp. Это означает, что доллары редко возвращаются местным кредиторам.
Джеки Ризес, генеральный директор Lead Bank, кредитора из Канзас-Сити, штат Миссури, который обслуживает как местных банковских клиентов, так и компании, занимающиеся финансовыми технологиями и криптовалютами, обычно не относится скептически к цифровым финансам. Но, по её словам, «есть обоснованные опасения по поводу оттока депозитов», поскольку стейблкоины привлекают всё больше пользователей. Ризес, которая ранее возглавляла подразделение по кредитованию малого бизнеса в финтех-компании Square (ныне Block Inc.), говорит, что её особенно беспокоит банковское обслуживание сельского хозяйства и финансирование небольших сообществ, удалённых от крупной технологической индустрии. «Мы должны внимательно следить за тем, с какой скоростью из банковской системы уходят депозиты, чтобы не допустить потрясений в обществе».
Клиенты, которые переводят деньги в стабильные монеты, могут не осознавать, что берут на себя дополнительный риск. Поскольку резервы, поддерживающие стабильные монеты, иногда хранятся в банках, застрахованных Федеральной корпорацией страхования вкладов ., токены могут казаться такими же безопасными, как депозиты, но это не так. “Сами небанковские эмитенты не застрахованы по FDIC, но они найдут способы создать видимость того, что их деятельность застрахована”, - говорит Камден Файн, генеральный директор консалтинговой фирмы Calvert Advisors LLC и бывший президент Независимого сообщества банкиров Америки. Однако эмитенты будут «размещать эти средства в мегабанках, потому что считают, что эти банки слишком велики, чтобы обанкротиться», — говорит он, имея в виду небольшие банки, на которые приходится «львиная доля кредитования малого бизнеса».
Всё это напоминает рост фондов денежного рынка около 50 лет назад, когда средства со сберегательных счетов переводились в инструменты, обеспеченные казначейскими облигациями. С тех пор фонды денежного рынка в США выросли до рекордных $7,4 трлн активов. Они постоянно переманивают дополнительные депозиты у банков всякий раз, когда процентные ставки растут. В ходе последнего цикла повышения ставок, с марта 2022 года по май 2023 года, коммерческие банки потеряли около $1 трлн депозитов. Учитывая, что средний размер кредита для малого бизнеса в США составляет примерно 460 000 долларов, этот 1 триллион долларов мог бы стать источником финансирования для множества местных кредитов по всей стране, если бы он остался нетронутым у мелких кредиторов.
В конечном счёте местные кредиторы смогли частично восстановить контроль над ситуацией, введя в 1980-х годах депозитные счета денежного рынка, которые должны были составить конкуренцию фондам денежного рынка. Региональным банкам сегодня может понадобиться аналогичный план действий: нужно быстро внедрять конкурентоспособные продукты и услуги, пока стейблкоины не лишили их источников финансирования. Ожидается, что закон «Гений» вступит в силу в январе 2027 года, и у банков появится возможность разработать собственные стратегии в отношении стейблкоинов. Уэйд Пири, директор по инновациям FirstBank в Теннесси, говорит, что, по его мнению, некоторые местные и региональные банки найдут способы выступать в качестве расчётного уровня, переводя деньги между стейблкоинами и фиатными валютами.
Некоторые уже прощупывают почву. VersaBank, базирующийся в Лондоне, провинция Онтарио, который работает в Канаде, а также владеет дочерним банком банка в США, запустил пилотную программу в августе для тестирования “цифровых депозитных расписок”, обеспеченных взаимно-однозначными канадскими долларами или долларами США. Президент банка, Дэвид Тейлор, говорит, что они будут функционировать как обычные депозиты — выплачивать проценты и застрахованы Канадской корпорацией страхования депозитов. и FDIC - но могут перейти на блокчейны Algorand, Ethereum и Stellar. VersaBank планирует начать с предоставления услуг по обмену валюты для брокерских клиентов и в конечном итоге направить средства на кредитование. В отличие от небанковских стейблкоинов, поступления в VersaBank остаются застрахованными депозитами на его балансе. Однако пока банк заявляет, что будет размещать их в ликвидных активах, а не использовать для кредитования, пока не сможет оценить их надёжность.
«Если вы спрячете голову в песок и будете говорить: «Надеюсь, это пройдёт само собой», то этого не произойдёт», — говорит Пири, называя стейблкоины более надёжным средством для перемещения ценностей, чем наличные, и отмечая, что банки могут научиться работать с ними. «Перестаньте беспокоиться об этом и начните искать решения». —С Иленой Пенг