Во второй половине 70-х годов на Балтику (с базированием в Лиепае) были передислоцированы с Северного флота дизель-электрические подводные лодки проекта 629А, имевшие на вооружении баллистические ракеты. Боевое применение этих подводных лодок, вошедших в состав 16 Дивизии ПЛ предусматривало несколько вариантов, один из которых предполагал переход ракетоносца в прибрежный защищенный район боевых действий, постановку на якорь (лодка могла и лечь на грунт) и нахождение в таком положении до получения сигналов боевого управления. Такой вариант несения боевой службы ракетных подводных лодок в тот период позволял повысить скрытность ее действий (особенно с учетом условий Балтийского моря), сохранял моторесурс основных механизмов (не новых уже ДЭПЛ) и обеспечивал надежную связь КП флота с лодкой.
Для справки: Средняя глубина в Балтийском море 51 метр. В районах отмелей, банок, около островов - небольшие глубины до 12 метров. Имеется несколько котловин, в которых глубины достигают 200 метров. Самая глубокая котловина - Ландсортская с максимальной глубиной моря - 470 метров. В Ботническом заливе максимальная глубина - 293 метра, в Готландской котловине - 249 метров. При этом максимальная глубина в Рижском заливе - 54 м (по другим данным- 67 м), в Финском заливе - максимальная - 121 м (по другим данным - 115 м), средняя глубина - 38 м.
И вот, как то летом (в один из годов:1983-1985 гг.) дизель-электрическая подводная лодка Б-183 (пр.629А, заложена как Б-45, введена в строй как К-88, переименована в Б-83 в 1977 году) с баллистическими ракетами на борту вышла на боевое дежурство, прибыла в защищенный район боевых действий, встала в подводном положении на якорь и заняла перископную глубину.
Как потом вспоминал командир БЧ-3 капитан-лейтенант О.В.Лякин: "...Не жизнь, а малина! Тут тебя и охраняют, и нужную информацию доведут без промедления. Словом, стой себе на «яшке» и занимайся совершенствованием организации службы...."
Но как оказалось, и в простой ситуации может скрываться опасность.
Итак, дежурство организовано, очередная боевая смена заступила по боевой готовности «два», и командир подводной лодки разрешил организовать в первом отсеке просмотр художественного кинофильма для свободных от вахты матросов. Личный состав перешёл по отсекам. Командир БЧ-5 удифферентовал подводную лодку, доставил на вахту в центральном посту молодого «движка» (командира моторной группы), «насмерть» заинструктировал его и пошёл в каюту часок - другой поспать. Вроде все предусмотрел, но не тут то было, )).
Демонстрация фильма началась. Чтобы повеселить моряков, замполит припас какую-то комедию - было весело. Взрывы хохота были слышны даже в центральном посту через две наглухо задраенные переборки 2-го отсека! Смех - "страшная сила",))
И тут, одному Богу известно, зачем в такой ситуации бравый вахтенный инженер-механик решил провентилировать главную осушительную магистраль. Он и сам потом не смог объяснить этого, однако команда по кораблю прозвучала.
"Командир БЧ-5 в своей каюте во сне почесался и перевернулся на другой бок, вахтенные из отсеков доложили о выполнении команды, отсутствии замечаний, и жизнь потекла своим обычным чередом".
Через какое-то время бдительный вахтенный на горизонтальных рулях, опасаясь потревожить дремлющих товарищей, испуганным шёпотом доложил:
«Тащ (так матросы обычно сокращали уставное обращение «товарищ»)! Она на нос дифферентуется (имелась в виду ПЛ)».
«Тащ» так же тихо шепнул вахтенному трюмному: «Передувать из носа в корму». И так несколько раз, а из первого отсека периодически продолжали доноситься взрывы смеха. Неожиданно в центральном посту (надо отметить, что у опытных подводников очень сильно развито ощущение наклонений корпуса корабля: без всяких приборов они с точностью до десятых градуса определяют крен и дифферент) появился невыспавшийся командир БЧ-5 и строго спросил «таща»:
«Что это она у тебя на нос дифферентуется?» «Да я... да мы...» - начал было «тащ», но опытный механик дослушивать не стал, а метнулся в первый отсек.
Там его взору представилась удивительная картина (как говорилось в одном известном кинофильме - "Картина маслом!"). Матросы увлечённо смотрели кинофильм, между тем трюм заполнился водой, которая уже начала плескаться по палубе отсека, да так, что сидящие на койках первого яруса поджали ноги, но сюжет настолько захватил моряков, что на мокрые ноги никто не обращал внимания. Какая мелочь!
Фильм, конечно, был немедленно остановлен. Воду из трюма откачали, до объявления аварийной тревоги дело не дошло, однако больше эксперименты с просмотрами кинофильмов в подводном положении не проводились.
А причиной произошедшего стало следующее - вахтенный так торопился скорее продолжить просмотр кинофильма, что после вентиляции главной осушительной магистрали впопыхах не закрыл до конца клапан вентиляции. И вода пошла в лодку.
Конечно, мы помним, "Из всех искусств для нас важнейшим является кино", но так и до беду не далеко. К счастью обошлось, серьезных нештатных ситуаций при выходах в море лодка и ее экипаж не допустили. Подводная лодка Б-183 "дослужила" до 1990 года и была разделана на металл в 1997 году.
Не буду утверждать что все отмеченное здесь имело место именно так как рассказано, пусть знатоки и ветераны-подводники поправят, если что. Но для меня во всей этой истории так и не ясным остался один вопрос - а где в этот момент был командир подводной лодки, ну или хотя бы старший помощник командира? Как думаете?
PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю, что их не будет, но вдруг) - ниже, она называется "Поддержать", )).