Найти в Дзене
Navygaming Channel

Вода не помеха, когда фильм интересен, но лучше так не рисковать / Эпизод боевой службы в защищенном районе

Во второй половине 70-х годов на Балтику (с базированием в Лиепае) были передислоцированы с Северного флота дизель-электрические подводные лодки проекта 629А, имевшие на вооружении баллистические ракеты. Боевое применение этих подводных лодок, вошедших в состав 16 Дивизии ПЛ предусматривало несколько вариантов, один из которых предполагал переход ракетоносца в прибрежный защищенный район боевых действий, постановку на якорь (лодка могла и лечь на грунт) и нахождение в таком положении до получения сигналов боевого управления. Такой вариант несения боевой службы ракетных подводных лодок в тот период позволял повысить скрытность ее действий (особенно с учетом условий Балтийского моря), сохранял моторесурс основных механизмов (не новых уже ДЭПЛ) и обеспечивал надежную связь КП флота с лодкой. Для справки: Средняя глубина в Балтийском море 51 метр. В районах отмелей, банок, около островов - небольшие глубины до 12 метров. Имеется несколько котловин, в которых глубины достигают 200 метров.

Во второй половине 70-х годов на Балтику (с базированием в Лиепае) были передислоцированы с Северного флота дизель-электрические подводные лодки проекта 629А, имевшие на вооружении баллистические ракеты. Боевое применение этих подводных лодок, вошедших в состав 16 Дивизии ПЛ предусматривало несколько вариантов, один из которых предполагал переход ракетоносца в прибрежный защищенный район боевых действий, постановку на якорь (лодка могла и лечь на грунт) и нахождение в таком положении до получения сигналов боевого управления. Такой вариант несения боевой службы ракетных подводных лодок в тот период позволял повысить скрытность ее действий (особенно с учетом условий Балтийского моря), сохранял моторесурс основных механизмов (не новых уже ДЭПЛ) и обеспечивал надежную связь КП флота с лодкой.

Подводная лодка Б-183 в районе Копенгагена
Подводная лодка Б-183 в районе Копенгагена
Для справки: Средняя глубина в Балтийском море 51 метр. В районах отмелей, банок, около островов - небольшие глубины до 12 метров. Имеется несколько котловин, в которых глубины достигают 200 метров. Самая глубокая котловина - Ландсортская с максимальной глубиной моря - 470 метров. В Ботническом заливе максимальная глубина - 293 метра, в Готландской котловине - 249 метров. При этом максимальная глубина в Рижском заливе - 54 м (по другим данным- 67 м), в Финском заливе - максимальная - 121 м (по другим данным - 115 м), средняя глубина - 38 м.

И вот, как то летом (в один из годов:1983-1985 гг.) дизель-электрическая подводная лодка Б-183 (пр.629А, заложена как Б-45, введена в строй как К-88, переименована в Б-83 в 1977 году) с баллистическими ракетами на борту вышла на боевое дежурство, прибыла в защищенный район боевых действий, встала в подводном поло­жении на якорь и заняла перископ­ную глубину.

Как потом вспоминал командир БЧ-3 капитан-лейтенант О.В.Лякин: "...Не жизнь, а малина! Тут тебя и охраняют, и нужную информацию доведут без промедления. Словом, стой себе на «яшке» и занимайся совершенствованием организации службы...."

Но как оказалось, и в простой ситуации может скрываться опасность.

 Один из интернет -ресурсов идентифицирует лодку как Б-183 на Балтике в 1987 году
Один из интернет -ресурсов идентифицирует лодку как Б-183 на Балтике в 1987 году

Итак, дежурство организовано, очередная боевая смена заступила по боевой готовности «два», и командир подводной лодки разрешил органи­зовать в первом отсеке просмотр худо­жественного кинофильма для сво­бодных от вахты матросов. Личный состав перешёл по отсе­кам. Командир БЧ-5 удифферентовал подводную лодку, доставил на вахту в центральном посту молодого «движка» (командира мотор­ной группы), «насмерть» заинструктировал его и пошёл в каюту часок - другой поспать. Вроде все предусмотрел, но не тут то было, )).

Демонстрация фильма нача­лась. Чтобы повеселить моряков, замполит припас какую-то коме­дию - было весело. Взрывы хохота были слышны даже в центральном посту через две наглухо задра­енные переборки 2-го отсека! Смех - "страшная сила",))

И тут, одному Богу известно, зачем в такой ситуации бравый вахтенный инженер-механик решил провенти­лировать главную осушительную магистраль. Он и сам потом не смог объяснить этого, однако команда по кораблю прозвучала.

Подводная лодка Б-183 проекта 629А на Балтике, 1980-е годы
Подводная лодка Б-183 проекта 629А на Балтике, 1980-е годы
"Командир БЧ-5 в своей каюте во сне почесался и перевернулся на другой бок, вах­тенные из отсеков доложили о выполнении команды, отсутствии заме­чаний, и жизнь потекла своим обыч­ным чередом".

Через какое-то время бдительный вахтенный на горизонтальных ру­лях, опасаясь потревожить дремлю­щих товарищей, испуганным шёпо­том доложил:

«Тащ (так матросы обычно сокращали уставное обра­щение «товарищ»)! Она на нос дифферентуется (имелась в виду ПЛ)».

«Тащ» так же тихо шепнул вах­тенному трюмному: «Передувать из носа в корму». И так несколько раз, а из первого отсека периодически продолжа­ли доноситься взрывы смеха. Нео­жиданно в центральном посту (надо отметить, что у опытных подводников очень силь­но развито ощущение наклонений корпуса корабля: без всяких при­боров они с точностью до десятых градуса определяют крен и диффе­рент) появился невыспавшийся ко­мандир БЧ-5 и строго спросил «таща»:

«Что это она у тебя на нос дифферентуется?» «Да я... да мы...» - начал было «тащ», но опытный механик дослушивать не стал, а метнулся в первый отсек.

Там его взору представилась уди­вительная картина (как говорилось в одном известном кинофильме - "Картина маслом!"). Матросы увле­чённо смотрели кинофильм, между тем трюм заполнился водой, которая уже начала плескаться по палубе отсека, да так, что сидящие на койках первого яру­са поджали ноги, но сюжет настоль­ко захватил моряков, что на мокрые ноги никто не обращал внимания. Какая мелочь!

Один из интернет -ресурсов идентифицирует лодку как Б-183 на Балтике в 1978 году
Один из интернет -ресурсов идентифицирует лодку как Б-183 на Балтике в 1978 году

Фильм, конечно, был немедленно остановлен. Воду из трюма откача­ли, до объявления аварийной трево­ги дело не дошло, однако больше эк­сперименты с просмотрами кино­фильмов в подводном положении не проводились.

А причиной произо­шедшего стало следующее - вах­тенный так торопился скорее про­должить просмотр кинофильма, что после вентиляции главной осуши­тельной магистрали впопыхах не закрыл до конца клапан вентиля­ции. И вода пошла в лодку.

Конечно, мы помним, "Из всех искусств для нас важнейшим является кино", но так и до беду не далеко. К счастью обошлось, серьезных нештатных ситуаций при выходах в море лодка и ее экипаж не допустили. Подводная лодка Б-183 "дослужила" до 1990 года и была разделана на металл в 1997 году.

Корпус подводной лодки Б-183 на разделке (справа на дальнем плане) у 15 причала, Лиепая, 1997 год
Корпус подводной лодки Б-183 на разделке (справа на дальнем плане) у 15 причала, Лиепая, 1997 год

Не буду утверждать что все отмеченное здесь имело место именно так как рассказано, пусть знатоки и ветераны-подводники поправят, если что. Но для меня во всей этой истории так и не ясным остался один вопрос - а где в этот момент был командир подводной лодки, ну или хотя бы старший помощник командира? Как думаете?

PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю, что их не будет, но вдруг) - ниже, она называется "Поддержать", )).