ИноСМИ, Россия
Западные СМИ и эксперты, комментируя прошедший Восточный экономический форум, сосредотачиваются на теме «поворота России на Восток». Однако нынешний ВЭФ и тезисы, которые там озвучил Владимир Путин, буквально — про перекраивание всего мира высокотехнологичными методами. Все ресурсы для этого у нашей страны есть, а скоро появится и соответствующая индустрия, которая обеспечит тотальное лидерство и российский технологический суверенитет.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Западное сообщество и СМИ продолжают комментировать прошедший с 3 по 6 сентября во Владивостоке X Восточный экономический форум. В центре внимания там «украинский вопрос». Но это заезженная и довольно локальная тема. Куда интереснее в данном контексте материал, вышедший в немецком издании Berliner Zeitung о том, что по итогам ВЭФ можно утверждать, что Россия окончательно «поворачивается на Восток».
Суть этой пространной колонки за авторством некоего Николаса Бутылина в том, что наша страна, по сути, окончательно уходит из сферы западных интересов и «в будущем Москва станет больше ориентироваться на Азию. Владивосток больше не будет рассматриваться как периферия, а станет центром новой эпохи».
«Готовы начать конфликт с Россией»: французы о поднятой в Польше шумихе
И если посмотреть на формальные признаки, так оно и есть. На ВЭФ было заключено 358 контрактов и соглашений на общую сумму свыше 6 триллионов рублей. При этом общее количество гостей форума превысило 8000 человек, которые представляли 75 стран, 17 из которых в России числятся «недружественными». Да, «изоляция» России «работает» просто на отлично.
В рамках своего выступления Путин действительно неоднократно подчеркнул роль Дальнего Востока в развитии России. Да и лидерами по привлеченным инвестициям по итогам ВЭФ оказались Бурятия, Хабаровский край, Якутия и Приморье.
Но коллективный Запад в данном случае все же мыслит достаточно узко. Поскольку речь на этом форуме шла не только про Дальний Восток или «разворот России» в сторону Азии. А, буквально, про перекраивание будущего всего мира, где Россия займет одну из лидирующих позиций.
«Мочатся в штанишки от ужаса»: японцы поглумились над истерикой президента Польши
В пленарном выступлении Путина стоит обратить внимание вот на эти слова:
«Отдельно затрону тему редких и редкоземельных металлов, которые применяются в высокотехнологичных отраслях, в приборостроении, атомной технике, в радиоэлектронике. По мере развития технологий они могут быть извлечены и эффективно использованы. О запуске соответствующих программ говорил и в июне на Петербургском экономическом форуме. Нужно внедрять передовые технологии обогащения руды редких и редкоземельных металлов (РЗМ) и их обработки. И, конечно, стимулировать спрос на них внутри России, на новых производствах».
Если обратиться к цифрам, мировой рынок РЗМ относительно скромен: на текущий момент это 12,5 миллиардов долларов, к 2030 году ожидается рост до 33,5 миллиардов. Но дело здесь не в деньгах, а в значимости редкоземов на текущем этапе развития всего мира. РЗМ — это база для всех высоких технологий. От аппаратных комплексов нейросетей, которые сейчас именуются «искусственным интеллектом», до посудомоечных машин, «умных пылесосов» и дронов — как гражданского, так и военного направления.
И вот здесь начинается самое интересное. Россия занимает второе место после Китая по залежам РЗМ. Этого добра у нас, по данным Роснедр, 28,5 миллионов тонн. И это без учета воссоединившихся с Россией бывших украинских регионов, где руды, из которой можно извлечь редкоземы, примерно 200 миллионов тонн. Полезного сырья там может оказаться на 10-15 миллионов тонн. Кстати, украинские запасы РЗМ оцениваются в 15 триллионов долларов. Но есть нюанс: 70% этих залежей находятся на Донбассе и, шире, в Новороссии.
Для сравнения, в тех же США разведанных запасов редкоземов — 1,9 миллиона тонн. В Европе (в основном в Норвегии) — 8,8 миллиона тонн.
«Ваша страна, ваш долг». Норвегия должна прогнать уклонистов — пусть сами Украину защищают
То есть, в данном случае Запад находится в хвосте этого паровоза. Но здесь снова есть одна особенность: Россия, при своих запасах и восьмом месте по добыче РЗМ, является последней по переработке этих металлов. Впрочем, такое положение меняется уже сейчас. Еще раз стоит подчеркнуть: РЗМ — это история не про деньги, даже не про импорт и экспорт, это залог будущего и того, что называется технологическим и научным суверенитетом государства.
Почему Дональд Трамп так педалировал «ресурсную сделку» с Украиной, в основе которой лежит именно доступ Вашингтона к украинским залежам РЗМ? Потому что без этих залежей ни о каком первенстве США уже лет через 10, а то и раньше, речи попросту не будет. Не будет мегапроекта по созданию сети центров «национального ИИ», который анонсировал американский президент еще в конце февраля этого года, не будет полноценной атомной индустрии, не будет оборонной промышленности, да и наукоемкой промышленности в целом.
На нынешнем этапе развития человечества Россия вытянула «золотой билет» в будущее. Хотя, наверное, слово «золотой» тут не уместно. Золото не настолько важно, как редкоземы.
Токио повторяет ошибки Украины: японцы в ужасе от антироссийского шага властей
И самое интересное, что у Запада в этом вопросе стремительно сужается коридор возможностей. Китай уже пару лет как жестко ограничивает экспорт своих редкоземов. Залежи РЗМ есть еще и в Африке, но Африка, как и Китай, все больше барражируют в сторону России. А Россия сейчас начинает строить свою полноценную индустрию РЗМ. Парадоксально, но в этой гонке, кажется, побеждает тот, кто позже всех стартовал.
Поэтому, возвращаясь к ВЭФ и реакции западных аналитиков на выступление Путина, стоит еще раз сказать: главное на этом форуме было не про «разворот на Восток». Этот разворот случился уже несколько лет назад и сейчас только углубляется. Главное — то, что Россия снова корректирует мировую реальность. В этой новой реальности именно наша страна претендует на то, чтобы быть одним из мировых лидеров и обладать полноценным технологическим, а значит, экономическим, военным и политическим суверенитетом. И лидерство это, что характерно, будет обеспечено максимально высокотехнологичным путем.