Женщину, изображенную на картине ниже, звали княгиней Елизаветой Владимирской – во всяком случае, так она себя именовала. Впрочем, в литературе чаще можно встретить другое имя: «княжна Тараканова». Такого прозвища даму удостоил французский дипломат Жан Анри Кастер.
Княжна Тараканова говорила о себе как о дочери почившей к тому времени императрицы Елизаветы Петровны. Известно, что у Елизаветы Петровны детей не было, тем не менее слухи о её многочисленных романах и фаворитах упорно ходили в народе. Возможным отцом княжны Таракановы мог быть граф Алексей Григорьевич Разумовский, днепровский казак, за которого императрица якобы тайно вышла замуж. Впрочем, на самом деле это не так: княжна Тараканова была самозванкой.
Кем она была на самом деле?
О настоящей личности княгини Елизаветы Владимирской, к сожалению, неизвестно ровным счётом ничего. Неясно когда она родилась (вероятно, между 1745 и 1753-м годами); неясно, какое у неё было имя при рождении; неясно, кто был её настоящими родителями (уж точно не российская императрица с фаворитом). Учитывая умение писать и читать, разбираться в искусстве, знание манер, умение рисовать, играть на музыкальных инструментах, знание нескольких иностранных языков, по своему происхождению княжна Тараканова с большой вероятностью была дворянкой.
За свою жизнь авантюристка поменяла не одну личину. Да, представляться дочерью Елизаветы Петровны она начала далеко не сразу (что даёт ещё один, самый убедительный аргумент в пользу того, что никакого отношения к императорской семье не имела). Примерно в 1770-м году она впервые всплывает в истории: под именем фройляйн Франк в Берлине. А ещё через несколько месяцев, переехав уже во Фландрию, в город Гент, авантюристка стала представляться фройляйн Шелль. Она соблазнила сына голландского купца, опустошила его карманы и начала кататься по разным европейским городам, принимая новые и новые личины, чтобы скрыться от кредиторов.
Да, княжну Тараканову описывают как женщину привлекательную и умеющую манипулировать мужчинами. Она была стройной смуглой темноволосой веснушчатой девушкой с большими глазами, более всего походящей на итальянку – неудивительно, что у неё было много поклонников.
Дочь Елизаветы Петровны
Представляться русской принцессой княжна Тараканова стала в 1773-м году во Франкфурте после знакомства с влюбившимся в неё графом Филиппом Фердинандом де Лимбургом. Ему девушка представилась принцессой Алиной Азовской, а в документах называла себя принцессой Елизаветой Владимирской.
Граф помог «хозяйке Азова» разобраться с кредитами. Впрочем, друг графа, барон фон Горнштейн, был недоволен этими отношениями. Граф и «принцесса» постепенно стали отдаляться друг от друга: в её голове возникла новая авантюра. Вероятно, на эту авантюру княжну Тараканову сподвигли новости о восстании Пугачёва, начавшемся осенью 1773-го года.
С конца 1773-го года авантюристка стала распространять слухи о том, что является дочерью императрицы Елизаветы Петровны. Сама она вначале открещивалась от всего, не давала комментариев, но в итоге «созналась во всём».
Была выдумана такая легенда. До 9 лет Елизавета росла с матерью. После смерти Елизаветы Петровны на престол вступил внук Петра I Пётр III, который будто бы должен был быть просто регентом до совершеннолетия Елизаветы. Однако тот обманул девочку, забрав у неё корону. После этого соратники помогли Елизавете сбежать в Персию, где она получила хорошее образование; затем оказалась в Лондоне, а уже потом стала путешествовать по европейским дворам.
Что интересно, в эту историю поверили многие богатые европейцы, охотно принимавшие у себя самозванку. В неё же поверили (или, по крайней мере, захотели поверить) поляки. Но у них были свои личные мотивы: многие были обижены на Россию, так как парой годов ранее случился первый раздел Речи Посполитой.
В 1774-м году до правившей тогда императрицы Екатерины II дошли слухи о колесящей по Европе самозванке. Напомним, что поднявший восстание Пугачёв выдавал себя за выжившего мужа Екатерины II Петра III. Потому императрица была особенно заинтересована в том, чтобы поймать авантюристку. За дело принялся младший брат фаворита Екатерины Григория Орлова граф Алексей Орлов.
Что стало с самозванкой?
Перед Орловым была поставлена задача заманить «принцессу» на корабль, который доставит её в Россию. В крайнем случае, если бы никакая предпринятая мера не помогла графу поймать авантюристку, ему было дано разрешение подвергнуть город, где она скрывается, бомбардировке.
Впервые встретились они в 1775-м году в Пизе. К Орлову княжна Тараканова вначале относилась с настороженностью, но со временем доверилась ему. Орлов же обо всём докладывал императрице: даже о том, что предлагал авантюристке выйти за него замуж.
Но выходить за Орлова замуж княжна Тараканова не торопилась. Вначале она намеревалась поехать в Турцию. Поэтому Орлову нужно было действовать быстро. Похитить самозванку он не мог: за их действиями внимательно наблюдала полиция. Но вот если самозванка по своей воле пришла бы к Орлову – это уже был бы другой разговор.
Помог действовавший заодно с графом английский консул Дик. Он рассказал княжне Таракановой о якобы столкновениях в итальянском Ливорно русских моряков с английскими, из-за чего Орлову нужно срочно отплыть на флагманском корабле. Орлов же в свою очередь позвал авантюристку с собой. Та долго не колебалась, и вскоре её доставили в Ливорно.
Какое-то время они с Орловым провели в доме английского консула. В какой-то момент авантюристка изъявила желание осмотреть корабли, и это её желание поспешили уважить. Княжну Тараканову провели на борт «Святого великомученика Исидора». На палубе матросы, одетые в парадную форму, поприветствовали её криками «ура!», а с других суден пустили салют. А всего через несколько часов после этого самозванку арестовали.
Княжну доставили в Россию. Вместе со свитой княжну Тараканову поместили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости и начали допрашивать. Интересно, что до самого конца она придерживалась легенды, что родилась в императорском дворце и рассказывала о своих чудесных приключениях вначале в Персии, а затем в Европе. О том, кем является на самом деле, авантюристка так и не рассказала (возможно, как полагают некоторые историки, она действительно не знала, кем были её настоящие родители).
Ещё будучи в Италии, княжна Тараканова заболела туберкулёзом. Осенью её состояние серьёзно ухудшилось (и не могло не ухудшиться – всё это время она провела в тюремных казематах). И 4 декабря 1775-го года она скончалась.
Картина художника Флавицкого опирается на легенду о том, что авантюристка умерла не в 1775-м, а в 1777-м году во время наводнения в Санкт-Петербурге. Через зарешечённое окно в её камеру стала прибывать вода, и, в конце концов, она утонула. Впрочем, повторимся, что эта версия гибели княжны Таракановой не является официальной: к моменту наводнения «принцесса Азовская» уже как полтора года была мертва.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Спасибо за ознакомление!