Да, есть такие люди: ищут и находят…
Знакомьтесь: Игорь, автор блога о фантастике «Библиодичь».
Сегодня он расскажет нам о своих находках.
Но для начала, Игорь, расскажи немного о себе. Как и почему ты стал автором блога о фантастике?
Я москвич, по образованию медицинский психолог. Закончил МГУ, занимаюсь пиаром: построением стратегий, матмоделированием, анализом медиаполя, маркетинговой социологией. Блог о фантастике – хобби, своеобразный способ расслабиться.
Вообще я всю жизнь где-то рядом с литературой: сам, кстати, тоже книжку написал, но не художественную, а про медиа аналитику, с подзаголовком «Занудство как творческий процесс».
Читаю очень много, но как-то заметил, что от прочитанных книг в памяти почти ничего не остается, поэтому решил вести читательский дневник. Так появился мой канал на Дзене.
«Библиодичь»?
Да. Издательская литература - она "одомашенная". А я занимаюсь тем, что сейчас называют "сетературой" - то есть литературой из сети, неприрученной, из джунглей и пампасов разных литературных площадок интернета.
Почему же ты выбрал такое специфическое направление?
- Вот представьте, сейчас на музыкальных площадках по разным данным ежедневно появляется более 100 тысяч новых треков. Найти среди этого огромного количества что-то интересное для себя крайне сложно. Но у нас хотя бы есть рекомендательные сервисы и нейросети, которые подбирают музыку на основе жанровых предпочтений.
С музыкой это возможно. Но подобрать книгу неизмеримо сложнее: требований больше, да и объект анализа не так прост. В итоге, понятно, ищем сами, ориентируясь на советы знакомых, литературные премии, рекламу и книжные блоги и т.п. И все же почти во всех жанрах мы видим только верхушку айсберга.
А весь самиздат остается в тени. Это те самые 100 тысяч треков, только в литературе. На одной платформе «АвторТудей» в сутки публикуется несколько тысяч новых глав различных книг и циклов. В среднем качество всего этого оставляет желать… Однако не один десяток книг, позже ставших «издательскими открытиями», начинались именно там.
Так вот мой канал «Библиодичь» уже не первый год системно занимается поисками интересной фантастики в тоннах российского самиздата. И регулярно публикует отчеты о результатах этой работы.
Скажи, какие направления сейчас наиболее популярны в самиздатовской фантастике?
На первом месте бояръ-аниме – это жанр российского фэнтези, сюжеты о попаданцах в тела колдующих аристократов и различные вариации на тему LitRPG (миры компьютерных игр). Последние, наверное, год-полтора стало появляться много произведений в жанре «уся», это по мотивам восточных историй о даосах, «идущих по пути к небу». Ну, еще ромфант (романтическая фантастика) есть, но от этого я стараюсь держаться подальше. Как от торфяных болот.
Одного не могу понять: почему «бояръ-аниме» везде пишут с «ъ»? По правилам русского языка «ъ» разделяет твердый согласный рядом с мягким гласным. Причем после приставок. Наверно, это какой-то особый знак принадлежности. Раз уж вспомнили Конан Дойля – знак четырех? Мафия? Тайное общество бояр (бояръ)? .. Ладно, оставим эту загадку. Есть и другие. Как ты думаешь, почему именно эти жанры так популярны?
Ну, что такое фантастика, по сути? Это мечта. Когда весь мир стремился в космос, на повестке дня была фантастика космическая. Массовое увлечение наукой и техническим прогрессом создали Ефремова, Беляева, тех же Стругацких. Сейчас совсем другое время, но мечты остаются. Читателю, особенно ленивому, хочется, чтобы исполнение мечты было где-то рядом. Не в космосе, до которого надо еще долететь, а на расстоянии вытянутой руки – в любимой компьютерной игре, в ближайшей подворотне, в которой просто обязан открыться портал в другой мир, в котором «всё будет так, как ты захочешь».
Есть старая шутка о том, что компьютерные игры можно использовать в целях психодиагностики. Если человеку хочется рвать-метать-стрелять, значит, пора в отпуск. Если он увлечен стратегиями, значит, ему не хватает тех, кто его будет просто слушаться, без дискуссий и необходимости кого-то в чем-то убеждать. Ну и, конечно, RPG – психотерапевтический жанр, который сводится к тому, что каждое наше действие не напрасно, а дает, как минимум, прирост опыта, который рано или поздно откроет перед нами новые горизонты. Вот и с фантастикой похожая история: она сейчас вроде маркера для социологов, изучающих настроения в обществе.
С этим, пожалуй, соглашусь. «Литература грёз» развивается давно. Но если раньше это были всевозможные путешествия, авантюрные и любовные романы, то в 20 веке к ним прибавились боевички (для мечтателей-мужчин), альтернативная история и вот фантастика и фэнтези. Значит, у фантастики особенно ленивый читатель?
А человек вообще по природе ленив, всегда хочет всё сразу. Это основа не только интереса к фантастике, но и вообще прогресса. Цивилизационного, социального, личного – любого.
Но, если Марк Твен и Конан Дойл могли о дальних путешествиях и затерянных мирах только мечтать, заражая своими мечтами читателей, то для современного человека путешествия – вопрос только заработка и свободного времени. Сейчас даже космос стал намного ближе и понятнее. А мечта – это что-то несбыточное. Как тоска по идеальному мужчине питает ромфант, так всевозможные ролевые игры в мечтах подпитывают популярные фантастические жанры и сюжеты: все эти бояре-маги и даосы, накапливающие энергию «ци». Даже просто возможность прожить жизнь гоблином привлекает читателей.
Самиздат – наиболее массовая литература, соответственно, именно в нем и задаются тренды. Но ведь всякая любительщина означает низкое качество. Что скажешь на этот счет?
В общем-то, да: качество так себе. Но тут, как и везде, работает принцип 80/20 и закон больших чисел. Т.е. 80% текстов на этих площадках - полная муть, и авторы даже не дописывают ее до конца.
Такую шелуху я сразу отбрасываю и беру для обзоров только законченные циклы, то есть работы, которые авторы довели до ума, полностью рассказав свою историю. Там, конечно, тоже процентов 80 будет либо нишевые фанфики и «пасхалки» для каких-то своих тусовок, которые читателю не известны, либо откровенная графомания, нередко еще и с помощью нейросети написанная. Этот шлак я тоже отбрасываю.
А вот оставшееся число книг уже не такое пугающее. И его можно условно разделить на то, что пишут состоявшиеся в рамках этих площадок авторы, либо интересные новички и «коммерческие» авторы, которых сейчас тоже довольно много стало.
«Коммерческие» - это когда из людей, хорошо умеющих писать «просто связный текст» собирается команда, которая в сжатые сроки может выдавать умеренно «пластиковый» роман на десяток-другой томов, и он потом при помощи рекламы «расталкивается» по библиотекам подписчиков (то есть набивает рейтинг).
Хорошо. Ну а главное-то? Те 20%, ради которых все-таки стоит погружаться в пучины фантастического самиздата?
Легче всего массовому читателю обнаружить здесь новые циклы Корнева, Руса, Прокофьева, Михайлова или Маханенко. У этих авторов уже есть своя немалая история, они и на бумаге почти все издаются. Это по-настоящему классные авторы и произведения. Ведь на самиздатах выросло целое поколение фантастов, которых можно поставить пусть не рядом, но где-то неподалеку от Олди или Лукьяненко.
А вот мне, помимо прочего, интересно выкапывать каких-то совсем новых авторов, еще не «облайканных» и не забронзовевших. Конечно, их тексты и циклы не такие «причёсанные», как у их известных коллег, но, как по мне, искренне написанное произведение читать иной раз интереснее, чем чистенький, красиво оформленный и отредактированный текст, написанный на заказ людьми, которым не важно, что писать: фантастику, детектив или любовный роман.
Расскажи о своих находках. Что замечательного удалось обнаружить?
С удовольствием поделюсь, только сразу предупреждаю: не всё можно отнести к числу новинок. Часть циклов закончены в 2025 году, но не все. Я не стремлюсь именно о новинках рассказывать – для меня важнее качество.
О циклах Корнева говорить не буду: его уже расхвалили везде, где можно, так что повторяться не буду.
Из последнего, что мне попадалось такого, что вот «прямо ой» - это В. Криптонов и его цикл «Место силы». Вообще он очень неровный автор, пишущий, в основном, с соавтором на «твердую четверку с минусом».
Зато у него же «без ансамбля» нередко получаются очень удачные вещи.
Цикл «Место силы» начинается с довольно унылого попаданчества в очередной «мир игры», а потом автора уносит в полную мистику в формате Нолана – вложенные миры, ложные воспоминания, самостоятельные субличности. И в итоге выруливает вся эта история на какие-то уже философские темы о субъективности мировосприятия, ответственности творца перед продуктами творчества и так далее. И всё это - в интерьерах боевой фантастики и бодрой беготни то за кем-то, то от кого-то. Очень любопытная и нестандартная история получилась. Хотя написана не идеально, прямо скажем.
Е. Астахов интересный автор. Он пишет более традиционные «жанровые» истории, ближе к классическому LitRPG, даже я бы сказал RealRPG, это когда не герой куда-то проваливается, а игры приходят в мир и начинают его перекраивать.
Его цикл «Сопряжение» - это такая помесь историй о Диком Западе и постапокалипсиса с пришельцами.
Его же цикл «Виашерон» - это с уклоном в темное фэнтези неплохо прописанная история про обретение силы и про точки ее приложения. Этого автора стоит читать тем, кому «традиционные LitRPG» уже надоели, но жанр нравится: у Астахова получаются более или менее «новые блюда из пельменей».
К этим двум авторам добавлю еще А. Быченина и его «Э(П)РОН». Это тоже хорошая история, правда, не очень хорошо рассказанная. Её герои - гики-аристократы в далеком будущем ставят на уши кастовый мир далекой галактики, приложив свою бурную активность к научному прогрессу. Любопытная история, хоть и очень неспешная, зато со своей физикой, топологией и трехмерным временем. История о том, что научный прогресс является иной раз даже более серьезным вызовом устоявшейся социальной системе, чем любые «народные волнения».
Ясно. Но всё-таки: почему самиздат, а не книги, предлагаемые издательствами? На самостоятельные поиски, наверно, уйма времени уходит?
А это сродни тому любопытству, которое заставляет искать финал любимого сериала раньше, чем его покажут или вообще доснимут! Тут весь интерес в том, что ты – первый. Между читателем самиздата и автором никто не стоит – ни агент, который решает, в какую сторону должен пойти сюжет, ни консультант издательства, который уберет сцены распития алкоголя и обсценную лексику. Самиздат – это прямое общение с автором. Без глянца, без маркетинговых «пеленок». История предстает перед читателем в том виде, в каком задумывалась автором.
Я когда-то в одном издательстве занимался бета-ридерством. Бета-ридеры – это такие обычно внештатные ребята, которые смотрят рукописи, полученные издательством, и дают предварительные рекомендации, брать в работу или нет. Вот с тех пор меня и увлекла возможность увидеть книгу первым или на первой стадии.
На самом деле издательских книг на моей книжной полке тоже хватает. Просто писать обзоры на non fiction, научную литературу или классику, которую перечитываю вместе с детьми, желания не возникает.
Я так понимаю, ты просто не видишь в этом смысла. На всё официальное найдется кому писать обзоры. А ты – своего рода литературный сталкер. Проводник в неизвестный и непредсказуемый мир самиздата. Такой же захламленный и опасный, как это описано у Стругацких.
Вроде того. 😊
Что ж, подведем итоги: кому так же, как Игорю, интересны новые популярные тенденции российской фантастики – берите в проводники его и его канал «Библиодичь».